Закон об особом статусе - Донбасса и Президента

Sep 16, 2014 19:02



Рада таки приняла законопроект "Об особом статусе некоторых районов Донецкой и Луганской областей". Особый статус указанным территориям предоставляется сроком на 3 года. [1]
Кроме того, депутаты поддержали законопроект № 5082 "О недопущении преследования и наказания лиц-участников событий на территории Донецкой и Луганской областей" - де-факто закон об амнистии террористов, что бы там ни говорили о том, что тех кто убивал, амнистировать не будут; никто в такие сказки не верил и не верит.
Оценивать происшедшее будем в двух направлениях: что собственно принято и каким образом это было принято. Для меня второе представляется более важным, с процедуры и начнем.

Как были приняты Законы об особом статусе и амнистии
С утра под Радой стояла небольшая толпа протестантов, трепыхались флаги "Гражданской позиции"(Гриценко), Свободы (Тягнибока), "Правого сектора" и "Воли". Они собирались протестовать против Закона об особом статусе, правда, для "Воли" ключевым был вопрос о принятии закона о люстрации, но видимо только для "Воли", этот вопрос даже не обсуждался.

В зале никак не могли приступить к главному блюду - законах для Донбасса. Дело в том, что Турчинов предложил обсуждать и ГОЛОСОВАТЬ эти законы в закрытом режиме, предложение набрало 117 голосов при необходимых 226 - и заседание прервали, главы фракций ушли договариваться. Договаривались долго. Турчинов пытался убедить, выходило плохо, и в Раду приехал Президент.
В конце-концов глав фракций уломали и заседание открыли.

Вся процедура - обсуждение с голосованием заняла ...15 минут. Проголосовали оба закона - по официальному сообщению за Закон об особом статусе 277 голосов, за амнистию - 287 голосов. Но вот само голосование - тут нехватает слов, одни выражения.
Как сообщает ЛБ, в момент голосования табло системы "Рада" было выключено. Таким образом, непонятно, сколько именно человек высказались в поддержку президентских инициатив.
По словам тех, кто в парламенте уже не первую каденцию, ранее подобных прецедентов не случалось, в том числе и на закрытых заседаниях.

Обычно голосование происходит следующим образом: включается система "Рада", и на табло разноцветными квадратиками высвечиваются места, где сработали депутатские карточки - "за", "против", "воздержался". После этого система выдает итоговый результат и конкретизацию по фракциям - какая сколько голосов дала.
Однако на этот раз система "Рада" показал только финальные цифры - 277 за особый статус территорий и 287 за амнистию.
Некоторые депутаты уверены, что имела место фальсификация. Депутат от "Батькивщины" Андрей Шевченко позже заявил, что не известно, кто голосовал эти законы, и действительно ли парламент поддержал эти законы. "Мне очень стыдно за этот парламент", - сказал Шевченко.

А вот комментарий Гриценко
Такого в Раде еще не было. Янукович отдыхает.
Голосование проходило в беспрецдентно закрытом режиме.
Во время голосования табло было мертвым, никто из депутатов не мог видеть, кто и как голосует. Лишь в конце высветилась цифра двести семьдесят семь. Турчинов объявил: закон принят. На всех предыдущих закрытых заседаниях табло показывало ход голосования. Результаты на сайте не оглашались, но депутаты все видели. Такого закрытого голосования в парламенте не было. Никогда. Янукович отдыхает ...

Остается добавить еще одну красочную деталь .
По словам депутатов - свидетелей произошедшего, некоторые из них попытались возмущаться. Так, Сергей Власенко с места выкрикнул Петру Порошенко, что это неконституционно, на что Порошенко предложил всем недовольным "отправляться в АТО".

Вообще-то, поведение Порошенко в высшей степени мало напоминает поведение Президента парламентско-президентской республики, скорее оно мне напоминает времена если не Януковича, то Кучмы как минимум, хотя Кучма и работал в президентско-парламентской республике, т.е в условиях совсем другой Конституции. Понятно, что ПАП заранее ожидал негативной реакции многих наших условно-демократических депутатов (Батькивщины, Свободы). И, следовательно, договорился с якобы "врагами": регионалами и коммунистами.
Однако поскольку уверенности, что голосов хватит, у него все равно не было, он решил попросту договориться с Турчиновым. И обставить дело так, чтобы ход голосования вообще был неизвестен, как и хотя бы качественное распределение голосов по фракциям. И Турчинов - согласился.

Н-да-а... Понятно что "фронтовики"(Турчинов, Яценюк, Аваков и проч. - перебежчики из «Батькивщины») идут отдельно и собираются быть единственными союзниками партии Президента после выборов. При этом Яценюк и Турчинов лично собираются сохранить второй и третий пост в государстве, а в парламентско-президентской республике это должности если и не первые, то и не вторые: по Конституции полномочий у премьера во многих отношениях больше, чем у президента, а с учетом поддержки спикера так точно не меньше.

Но Порошенко тут же продемонстрировал, что его будущие союзники не должны питать никаких иллюзий насчет их реального места в системе власти.

Попытка Яценюка и Турчинова поставить на голосования пакет законов о реформах, которые позарез нужны кабмину: //о реформировании Бюджетного кодекса (межбюджетная реформа) (№5078); законопроект под №5079 - внесение изменений в Налоговый кодекс (налоговая реформа) и законопроект о реформировании общеобязательного государственного социального страхования и реорганизации фонда оплаты труда (№5080)// - эта попытка, по свидетельству УНИАН была с треском провалена, за нее проголосовало несколько более ста депутатов. Из прямых союзников ПАПа в Раде, из фракции партии УДАР проголосовал только один депутат.

И это несмотря на то, что Турчинов вот буквально только что оказал Порошенко столь важную услугу, не остановившись перед тем, что явно запятнал свою репутацию спикера.
Это выглядит как показательная порка.

Эпизод этот на мой взгляд свидетельствует о многом. И прежде всего о том, что Порошенко не намерен особо считаться с Конституцией. И ощущает себя не конституционным президентом парламентско-президентской республики, а Первым Лицом и Национальным Лидером.
И дает это отчетливо понять прежде всего своим союзникам - вы должны знать свое место и не питать особых иллюзий.

И именно в таком качестве он договаривался с Путиным. И свою способность выступать в таком именно качестве он демонстрирует еще и Путину - думаю, это тоже элемент неких договоренностей.
И не в последнюю очередь по этой причине он в глазах Путина перешел из разряда "хунты" в разряд "партнера". Ну, такого же, как Лукашенко.

Так что наш президент собирается быть не «первым среди равных» и вовсе не борцом за демократию. ОН собирается быть «сильным президентом» - в том смысле, в каком эти слова понимаются на постсоветском пространстве.
Такой вот вывод из процедуры принятия одного закона.

Но материал уже получился достаточно длинным, потому отложим обсуждение содержания Законов на потом. Пока будем полагать, что «тут Шахразаду застигло утро, и она прекратила дозволенные ей речи»

----------------------
[1] Такое название закон получил в ряде СМИ - именно так его именовали и Цензор.нет, и Укрправда, и даже полуофициозный УНИАН. Однако точное официальное название закона:"Закон про особливий порядок місцевого самоврядування в окремих районах Донецької та Луганської областей"
Previous post Next post
Up