Обозреватель (Украина):
фильмы, которые СССР украл у Запада. «Ирония судьбы» в их числе Дешевый белорусский борзописец Мирович, похоже, пробил очередное дно:
«Кавказская пленница», 1966 год и «Песня мошенника», 1930 год.
В 1966 году на экраны советских кинотеатров выходит комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница» - фильм получился смешной и веселый, тут я говорю без иронии, действительно нравится. И все бы ничего, да вот колоритная троица, сыгранная Вицыным, Никулиным и Моргуновым, уж очень сильно напоминает героев из американского фильма «Песня мошенника», снятого в 1930 году.
Похожим оказался и сам сюжет фильма - в «Песне мошенника» действие происходит на российском Кавказе в 1910 году, где русский бандит Егор влюбился в принцессу Веру и решает ее похитить, а его сообщниками становятся напарники Али-Бек и Мурза-Бек - вместе троица участвует во всяких смешных сценах, а также в фильме есть музыкальные номера.
Как видим, общего здесь -- только Кавказ как место действия, и то, что героиню похищают.
В остальном, всё сильно отличается. Вплоть до того, что американский фильм -- вообще не лёгонькая комедия, а жёсткая криминальная драма (с изнасилованиями, убийствами и самоубийствами):
История происходит в Российской империи в 1910 году. Егор (Лоуренс Тиббетт), главарь бандитов, встречает принцессу Веру (Кэтрин Дейл Оуэн) в горной гостинице. Они влюбляются, но отношения разрушаются, когда Егор убивает брата Веры, князя Сержа, за изнасилование его сестры Нади и доведение ее до самоубийства. Веру похищают, но ей удается перехитрить Егора, который вскоре попадает в плен к солдатам. Вера просит у Егора прощения: хотя молодые люди все еще любят друг друга, они понимают, что не могут быть вместе.
И самое забавное: а как Гайдай мог увидеть американский фильм, который и в самих США считается практически полностью утерянным? )))
«Бриллиантовая рука», 1968 год и «Бей первым, Фредди», 1965 год
Еще один пример заимствования от Леонида Гайдая - датский фильм был снят на три года раньше, чем «Бриллиантовая рука» и рассказывает о веселых приключениях мужчины, сошедшего с корабля и схваченного шпионской группировкой, принявшей его за тайного агента. На самом деле главный герой - просто продавец игрушек, с помощью которых он дурачит шпионов.
«Бей первым, Фредди» -- я, конечно, смотрел. Этот фильм -- откровенная пародия на фильмы про Джеймса Бонда! Только вместо "суперагента" -- простой человек, случайно втянутый в международную шпионскую интригу. И, кстати, этот фильм вполне себе прошёл в советском прокате (но до Мировича -- никто никакого особого "сходства" с "Бриллиантовой рукой" не замечал.)
«Собачье сердце», 1975 и «Собачье сердце», 1987.
Второй фильм в заголовке - конечно же всем известный фильм Бортко, ставший киноклассикой и растащенный на гифки и мемы с профессором Преображенским и Шариковым. Мало кто знает, что местами экранизация сильно напоминает более раннее кино - совместную итальяно-немецкую экранизацию «Собачьего сердца», снятую в 1975 году (премьера прошла в 1976-м).
Экранизации одного и того же литературного произведения -- имеют сходный сюжет?
Какой сюрприз! Поразительно: кто мог предположить, что так будет?? )))
Кстати, можно и "Мастера и Маргариту" тоже вспомнить. До сериала Бортко -- было тоже до чёрта западных экранизаций (даже, кажется, одна польская). И в них во всех -- тоже есть Воланд, Иешуа и Понтий Пилат! Ну, явно же кто-то у кого-то что-то украл. )))
«Ирония судьбы», 1975 и «Квартира», 1960.
Вы будете смеяться - но даже фильм «Ирония судьбы, или с легким паром» имеет своего клона-прототипа на Западе - о чем я узнал совершенно недавно. «Ирония судьбы» был снят Рязановым в 1975 году по пьесе, написанной в 1969-м, а вот почти десятью годами ранее (в 1960-м) в США вышел фильм под названием «Квартира», сюжет в котором один-в-один похож на «Иронию».
Судите сами - скромный и незаметный труженик Бад (прототип хирурга Лукашина) живет в небольшой холостяцкой квартире, которую иногда сдает на суточную аренду. Бад пытается ухаживать за лифтершей по имени Фрэн, которая не спешит заводить с ним отношения, имея тайный роман с Джеффом Шелдрейком, директором фирмы.
Однажды, в канун рождества, Бад возвращается домой и обнаруживает Фрэн у себя в квартире на кровати в бесчувственном состоянии - оказалось, что Фрэн проводила время с Джеффом именно в квартире Бада. Вокруг квартиры вращается и весь дальнейший сюжет фильма - Бад развлекает Фрэн разговорами и игрой в карты, в конце фильма Фрэн, вспомнившая было о «хорошем и положительном» Ипполите Джеффе, в конце концов уходит к скромному труженнику Жене Баду.
Похоже, что общего в двух фильмах -- лишь то, что действие происходит под Рождество/Новый год. И то, что в сюжете роль играет алкоголь (для НГ -- как-то неудивительно). В остальном же:
Скромный незаметный труженик, «тихий американец» Си Си «Бад» Бакстер работает рядовым бухгалтером в крупной страховой компании в Нью-Йорке. Он одинок и снимает небольшую холостяцкую квартиру в самом центре города, на Вест-Сайде, недалеко от места своей работы. Это обстоятельство вызывает интерес нескольких менеджеров из его конторы, включая большого босса, директора по кадрам. Интерес этот особого рода: все эти начальники, в основном женатые мужчины, водят тайные интрижки на стороне, а для встреч с любовницами им необходимо какое-то удобное безопасное место. Квартира Бакстера подходит для этих целей как нельзя лучше. Начальство предлагает ему негласную сделку - быстрое его продвижение по служебной лестнице взамен за возможность пользоваться его квартирой для тайных любовных встреч. Бакстеру ничего не остаётся как согласиться, хотя он крайне недоволен создавшейся ситуацией и терпит из-за этого большие неудобства.
Он пытается завязать отношения с симпатичной лифтёршей, работающей в его же фирме, по имени Фрэн Кубелик. Девушке он приятен, однако она почему-то не спешит принять его ухаживания. Бакстер и не подозревает, что у неё тайный роман с самим директором мистером Джеффом Шелдрейком, а их свидания происходят именно в его квартире. Роман этот для девушки, впрочем, безнадёжен, поскольку директор женат, дорожит своим положением и - что бы ей там ни говорил - разводиться не собирается. Очередная встреча Джеффа и Френ на квартире Бакстера происходит в канун рождества, и Джефф вовсе не собирается провести праздник со своей возлюбленной, а суетливо торопится домой к семье. Вместо рождественского подарка он дарит Френ стодолларовую купюру. Вернувшийся домой Бакстер обнаруживает Френ, бесчувственно лежащую на кровати. К счастью, его сосед-доктор вовремя предпринимает все необходимые меры, и Френ возвращают к жизни после попытки самоубийства передозировкой снотворного. Бакстер остаётся с девушкой и два дня ухаживает за ней, опасаясь новых попыток суицида с её стороны. Он развлекает её разговорами и игрой в карты.
И что тут общего с "Иронией судьбы"?!!! Здесь -- никто не ошибается городом, и не попадает случайно в чужую квартиру. Зато здесь пытаются свести счёты с жизнью, наглотавшись снотворного (очень комичный элемент сюжета, правда)?
Этот Мирович, всё-таки -- исключительная по своей беспринципности и лживости гадина!
Впрочем, для антисоветских блохеров -- это не исключение, а, скорее, правило.