Продолжая пост
"Т-60 в бою" я решил опереться на комментарии и ссылки-подарки, которые оставили мне прочитавшие первую часть люди. Хотелось бы сразу обратить внимание читателя на то, что некоторые детали историй могут показаться неправдоподобными. Это нормально и происходит потому, что взяты они, в основном, из мемуаров и дневников. Человеческая память не совершенна. Давайте делайть на это скидку.
Этот пост не окончателен и если у кого-то из читателей есть что добавить, я буду рад дополнить статью интересными фактами.
мл. л-т. Соколов добавлено 11.09.11
Из книги Максима Коломиеца "Танки-смертники Великой Отечественной"
*
Экипаж младшего лейтенанта Соколова, выполняя задачу по боевой разведке противника, ночными действиями на танке Т-60 ворвался в расположение обороны противника, рассеял и уничтожил до роты пехоты и на его огневых позициях подавил батарею ПТО, ворвался на аэродром противника, гусеницами танка раздавил 3 "Мессершмита".
*Ночной погром аэродрома - "Саранча" во всей своей красе.
А.Т. Бормин добавлено 11.09.11
Из книги "На правом фланге Московской битвы"
*
Командир танка Т-60 комсомолец А. Т. Бормин получил приказ установить связь с командиром 421-го полка. Танк попал под сильный вражеский огонь, получил восемь пробоин и вышел из строя. Отважный танкист вылез из машины и, укрываясь за складками местности, доставил приказ командиру полка майору Карамушко. От него он принес в штаб дивизии донесение, а затем с помощью трактора вытащил танк с поля боя и отремонтировал его.
Ф.А. Долгов добавлено 11.09.11
Из книги Лыкова Ивана Семеновича "В грозный час"
*
В бою за деревню Хрущево погиб командир одной из рот - старший лейтенант Ф. А. Долгов, еще совсем молодой, красивый парень, храбрый танкист. В нашем батальоне он пробыл всего с месяц. Из всех боев выходил без единой царапины. Даже на его танке не было ни одной вмятины от снарядов. Долгов называл себя везучим. И вот в бою за Хрущево его легкий Т-60 вырвался вперед, увлекая за собой остальные машины подразделения, и, несмотря на глубокий снег, сумел-таки проскочить на вражеские позиции. Там он прошелся по заполненной фашистами траншее, вмял в землю два миномета с расчетами и ринулся на противотанковую батарею. И тут по нему разом ударили два орудия. Один снаряд пролетел мимо, но другой угодил в башню и пробил ее. Никто из экипажа не был даже ранен. А вот старшего лейтенанта Ф. А. Долгова убило наповал. Из боя его танк вышел своим ходом. И когда механик-водитель и башенный стрелок извлекли из него тело ротного и положили на снег, то горько, как мальчишки, заплакали, отводили от сослуживцев глаза, словно считали себя виновными в гибели командира.
*В этой истории смущает наличие третьего члена экипажа в танке Т-60, однако если автор и ошибся то сделал он это не умышленно
добавлено 11.09.11
Из книги Егорова Александра Васильевича "С верой в победу" (Записки командира танкового полка)
*
К 5 февраля 1942 года бригада вышла на рубеж северо-западнее города Сычевки. Остановились в небольшой деревушке Ломовке. К югу и востоку от нее деревни выглядят небольшими островками. Они раскинулись среди полей и рощ на открытых возвышенностях, господствующих над окружающей местностью. Гитлеровцы закрепились на них и перекрывают нам путь к Вязьме. На холмах перед Сычевкой сохранились доты укрепрайона Резервного фронта. Из них можно простреливать подступы к ближайшим деревням. Опираясь на Ржев и Сычевку, немцы будут угрожать нашему левому флангу.
Как нужны бригаде сейчас хотя бы десятка два средних и тяжелых танков! Тогда мы смогли бы протаранить вражескую оборону, выйти к Вязьме и отрезать, окружить ржевскую группировку противника.
Комбриг принимает решение - с ходу в контратаку танки не бросать, нашим машинам почаще показываться врагу для демонстрации перед ним своей силы и для поддержки стрелковых частей 39-й армии. Судя по всему, гитлеровцы ожидали наше наступление утром, а Ротмистров решил навязать им ночной бой. Изучив расположение противника, идем вместе с комбригом в батальоны, где завершается подготовка к ночной атаке. Экипажи Т-60 раскладывают по боевым отделениям машин снаряженные крупнокалиберными патронами и 20-миллиметровыми снарядами ленты. Щелкают затворы, проверяются пулеметы и пушки. Все запаслись осветительными и сигнальными ракетами.
Стрелки-радисты проверяют на слышимость свои радиостанции. В батальонах мы пробыли больше часа. Вечером танки выдвинулись на опушку рощи. Машины идут без света. Вот они подтянулись к исходному рубежу. Экипажи ждут только одной команды - «Вперед!» Время тянется медленно. Жду докладов комбатов о готовности. Наконец они получены. С моего танка взмыла ввысь красная ракета. Тут же сигнал повторился с командирских машин. Танки пошли вперед, огнем пушек и пулеметов взламывая вражескую оборону. Мы смяли передовые подразделения гитлеровцев, однако прорваться к Сычевке нам все же не удалось. Натолкнувшись на сильное огневое сопротивление противника, мы закрепились на достигнутом рубеже.
Из книги Максима Коломиеца "Танки-смертники Великой Отечественной" добавлено 11.09.11
*
При использовании в обороне лёгкие танки могли действовать весьма успешно. Например, 39-я бригада 28-й армии, сосредоточившись на правом берегу Дона, заняла оборону в районе балки Переездная. К этому времени часть имела 6 Т-60, 2 Т-70, 76-мм пушку и часть мотострелкового батальона. Экипажи, не имевшие танков, объединили в сводную роту, которая заняла оборону между закопанными танками.
Бригада не имела соседей слева и справа, поэтому для предупреждения обходов противником фланги охранялись подвижными и неподвижными постами и мотоциклистами.
23 августа 1942 года немцы атаковали позиции танкистов. В ходе боя огнём бригады наступление противника на этом участке удалось задержать, подбив при этом 3 танка и рассеяв и частично уничтожив до батальона пехоты. Свои потери при этом составили 1 Т-60 сгоревший, Т-60 и Т-70 подбитыми. Атаки продолжались и на следующий день, но их удалось отбить. Однако немцы, нащупав проходы стали обходить позиции 28-й тбр. с флангов. В ходе ожесточённого боя противник потерял танк и большое количество пехоты. В этом бою "один взвод танкистов 1-го танкового батальона в составе 30-ти человек, сдерживал натиск 2-х батальонов противника, расстреляв все боеприпасы и оставшись с одними гранатами и отбиваясь ими, геройски погибли все, но поставленную перед ними задачу выполнили с честью и противника не пропустили".
*Это далеко не единственное упоминание о вкопанных "шестидесятках".
Баранискин Лев Михайлович
Предоставлено
mincao добавлено 24.09.11
Описание подвига младшего политрука 25й т.б., 8-го т.к.
*
В атаке за д. Бычково 7.8.42 стремительно первым ворвался в деревню, тем самым обеспечил проход остальным танкам и нашей пехоте. При атаке д. Ельня 11.8.42 во главе роты ворвался в деревню, огнём своего танка уничтожил орудие ПТО, до 15 солдат и офицеров противника.
Совместно с командиром роты организовал оборону занятой деревни и удерживал её до подхода нашей пехоты, отражая яростные контратаки противника.
В бою был тяжело ранен, но продолжал вести огонь по противнику и лишь по приказу командира батальона оставил свои огневые позиции.
За умелое руководство ротой в бою и проявленное при этом мужество, смелость и героизм, достоин Правительственной награды - ордена «КРАСНОГО ЗНАМЕНИ»
*без комментариев
Борис Иванович Шабалин добавлено 24.09.11
Отрывок из статьи Игоря Быстрова «В обороне вместе с Панфиловцами»
*
«Я попал на передовую механиком-водителем легкого танка «Т-60». На танкетке стоял мотор от полуторки, броню можно было легко пробить из крупнокалиберного пулемета. Гитлеровцы наломали под Москвой сотни таких «коробочек». В «БМ-2» (братская могила на двоих), как на свой лад прозвали эту легкую машину советские танкисты не было переговорного устройства. Как выполнялись команды? Очень просто. Командир Иван Хрунов ударит меня валенком в левое ухо - я поворачиваю влево, ударит в правое ухо - поворачиваю вправо. По затылку - значит вперед. Еще раз по затылку - стоп. В перерывах между боями спали под танком на промерзшей земле. Вырывали ямы, подстилали хвойные ветки. От мороза нас спасали валенки, полушубок, меховые рукавицы и фронтовые сто грамм. На снабжение тогда мы не жаловались.
В начале октября нас бросили на Волоколамку. 23-я танковая бригада прикрывала дивизию Панфилова. Мы маскировались на опушке леса, выскакивали оттуда и уничтожали гитлеровскую пехоту. 19 ноября немецкий «Юнкерс» накрыл нашу «коробчонку» 100-килограммовой бомбой. Башню оторвало, Хрунов погиб. Меня зажало в корпусе так, что несколько часов я пролежал на лютом морозе. Кое-как меня вытащили всего обмороженного. Вывезли с передовой и прямо в нательном белье, чтобы отогрелся, бросили в теплую воду. Обмазали мазью Вишневского. Это было мое первое ранение».
*Ясно видно, что "малютки" использовались по своему прямому назначению.
Видео Т-60 на ходу