Подпрограмма "Электронный Регион" - на примере г.Москвы

Nov 27, 2009 14:15


"Российская газета" - Центральный выпуск №5052 (228) от 1 декабря 2009 г.
Версия для печати / сохранить материал

Уже в конце этого года заработает государственный контакт-центр на сайте Центра государственных услуг Москвы. Как заявил вчера мэр Москвы Юрий Лужков, этот портал станет первым шагом в реализации программы "Электронное правительство".

"До 25 декабря 2009 года будет создан городской контакт-центр обработки обращений граждан, - заявил на прошедшей вчера пресс-конференции в рамках заседания Ассамблеи столиц и крупных городов (МАГ) Юрий Лужков. Центр будет иметь свой номер телефона, страничку в Интернете и адрес электронной почты. Доступ к услуге будет осуществляться через сайт Центра государственных услуг. Сначала через Интернет можно будет подавать заявление на получение загранпаспорта и отслеживать его готовность. Но вскоре ожидается, что по Сети будут предоставляться 46 госуслуг. Как заявил руководитель минкомсвязи Игорь Щеголев, гражданин не должен разбираться, от какого ведомства ему нужно получить справку, а просто заказать ее через Всемирную паутину. Финансирование нового проекта, по словам министра, будет идти по разным статьям бюджета, но больших вложений проект не требует.
Первый такой центр и откроется в Москве, поскольку уровень "интернетизации" общества здесь наиболее велик. По словам Юрия Лужкова, вскоре должна быть создана единая база данных по крупным городам и столицам, которые объединяет МАГ. Как заявил мэр, а по совместительству - президент ассамблеи, Юрий Лужков, если в своем регионе пользователь не сможет получить нужную информацию, то у него будет возможность сделать это через портал другой области. Для этого и нужна единая система. Пока в общей базе Межведомственной рабочей группы МАГ 1100 наиболее успешных решений из 77 регионов России. В самой ассамблее состоят 84 города из 9 стран СНГ, которые активно меняются опытом в области оказания госуслуг гражданам.
Новый проект заработает в рамках реализации госпрограммы создания электронного правительства. На форуме "Региональная информатизация. Стратегические приоритеты" были отмечены 7 наиболее удачных проектов в области высоких технологий, которые в будущем могут быть воплощены в жизнь.

Тема региональной автоматизации, не побоюсь этого слова, очень злободневная. Злободневная - потому что касается каждого и очень тесно - Москва она далеко, а родной ДЭЗ, поликлиника, пенсионный фонд и школа - вот они под боком. И если мы возьмем Стратегию развития информационного общества, то увидим там раздел посвященный информатизации субъектов РФ. А если вспомнить февраль 2009 года - то увидим, что Ю.М.Лужков по случайному совпадению является Председателем совета конструкторов (Межведомственной рабочей группы) по теме "региональная автоматизация". Поэтому его выступления слушать интересно - вдруг он, как опытный председатель поделится опытом, идеями, наметит вектор движения.

Ну что же - посмотрим региональную автоматизацию в нашей первопрестольной - как образец, по словам ЮМЛ для тиражирования по России. Жалко что нельзя спросить у самого исполнителя - т.к. бывший руководитель городского управления информатизации, реализующего программу «Электронная Москва» (городской аналог программы «Электронная Россия»), Алексей Михайлов, после начала проверки контрольно-счетной палаты срочно покинул Россию в начале 2009 года и сейчас проживает в Швейцарии...

Но искать коррупционеров - дело неблагодарное, пусть этим занимаются компетентные органы. Коррупция на пустом месте не возникает - а как грибы всходит на трухлявом дереве. По данным рейтинга региональный сайтов госзакупок - московский сайт tender.mos.ru не то что не попал в первую десятку - но и висит где то в хвосте списка на 50-м месте. Если все же сходите и посмотрите лично - расскажите, для чего он вообще был нужен...

Обычно региональная автоматизация включает в себя 2 аспекта - управление городским хозяйством и оказание услуг гражданам.
Московская автоматизация начиналась сильно - к написанию концепции "Электронная Москва" были привлечены очень светлые умы - Хохлов, Евтюшкин и прочие регулярные авторы журнала "Информационное общество"www.infosoc.iis.ru/. Документ "О разработке Комплексной программы движения Москвы к информационному обществу" от 20 июля 2001 г. № 715-РМ www.zaki.ru/pagesnew.php- оставляет впечатления светлого, чистого, доброго и вечного. Практически идеал... Если не смотреть на бюджет - полный идеал.

Кувыркания начались при реализации. Возьмем многострадальное "транспортное приложение". Казалось чего проще - взяли чип, сваяли устройства ввода и вперед.. Но задача оказалась труднее. Для начала "не попали" в скорость обработки социальной карты. По требованию метрополитена время транзакции было очень малым - не более 50 мс. Стандартная криптография в эти времена не укладывалась - тогда разработчики не долго думая, вообще выключили безопасность и перешли на единый реестр карт, в который карта заносится по простому уникальному ID. А поскольку ID теоретически можно подделать (купить за 50 руб Phillips Mifare может каждый) - каждый вечер по логам из устройств обнаруживаются и "убиваются" двойники. news.metro.ru/hk112008.html
Но это не сильно страшно - действительно средства безопасности должны быть адекватны цене защищаемой информации - транспортная информация быстро модифицируется и мало стоит.
Возникла вторая проблема - валидаторы в мобильный транспорт просто так не ставились - и пришло гениальное решение - если валидатор не входит в автобус.... меняем автобус ! И под предлогом внедрения новой транспортной системы практически был переоснащен весь автобусный парк г.Москвы ! Решение так и продавалось "в комплекте". Поэтому повышение доходов от собираемости платы за проезд скомпенсировалось существенным ростом расходов на новый автопарк. Понятно что коммерческие перевозчики себе такого позволить не могли - и вопрос приема карт в такси, маршрутках, электричках так и остался в подвешенном состоянии.

Про то что поставщик карт для метрополитена sitronics-smart.com/about/management по странному совпадению является любимым сыном руководителя ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%B5%D0%B2_%D0%94._%D0%92., я молчу - ну допустим трудовая династия такая. Не все же рабочим их создавать. Но проект социальных карт оброс неприличным количеством посредников, и себестоимость его стала весьма ощутимая. И никто не стремится ее снизить. Ну анекдот ли - обычно автоматизация должна снижать себестоимость - а у нас растет оплата за проезд, потому что "понесли затраты на автоматизацию". А люди вынуждены - как и 10 лет назад - входить через переднюю дверь (ау - есть уже давно ИК шторки, ставящиеся на все двери), толпиться на остановках ожидая посадки ...

Теперь второй элемент - городское управление. Тут ЮМЛ похоже сам не знает - направить ему электронное письмо-обращение можно уже сейчас на www.mos.ru И делать систему заново точно не нужно - пусть не тратит деньги. Более того - это реально работает - лично пользовался. Когда в один из неприятных прошлых годов у меня - на фоне -15 мороза в ноябре так и не включили отопление - я написал мэру. Пожаловался, каюсь. Но 2 недели ходить в ДЭЗ и слышать "завтра" надоело... Вот и написал.
И случилось чудо !! Вечером дом уже был теплый, а по подъезду ходил тот самый директор ДЭЗ-а и до глубокой ночи собирал у каждой квартиры (!) подписи что они претензий к нему не имеют.
Второй раз случилось чудо когда дорожники перекрыли пару полос при съезде ТТК - им там бытовку вдруг захотелось поставить - и я месяц стоял в пробках. Опять - письмо , и через 2 дня пришла открытка в ящик что обращение на контроле, а злополучная бытовка исчезла. Так что это все работает !!!

Третья история - про коммуналку. ЕИРЦ это вещь - можно легко и принужденно заплатить за коммуналку. Но я человек занятой и имею странное желание платить - когда МНЕ удобно, а не когда это удобно ЕИРЦ. В воскресенье и вечером они не работают - а попытки пойти в будни сталкивались с дикой тошнотой от наличия очередей. Причем - как в плохих сберовских офисах - мотивация персонала на быструю работу была мало связана с суммой, которую я их хотел заплатить. Нормативная база тоже странная - вы мне объясните - почему моя жена для того чтобы получить информацию о задолженности за квартплату (я владелец) чтобы сразу заплатить должна приносить НОТАРИАЛЬНУЮ ДОВЕРЕННОСТЬ от меня ? Вот и получилась - громоздкая структура, принимающая огромные деньги - но абсолютно немотивированная на результат, обросшая неэффективным штатом. По слухам этот негатив доходят и до Правительства Москвы и в коридорах власти бродят мысли "приватизировать" ЕИРЦ в виде СРУ (саморегулируемая организация) или иной форме концессии.

Какой же вывод этих историй - был хороший план, вложены очень неплохие деньги - а в итоге удручающее 50-е место в рейтинге регионов и полная закрытость бюджетов и мутная общественная эффективность. А ларчик, по-моему прост - ну не может быть информатизация самоцелью. Она всегда является соподчиненной задачей к более высокой - например бизнес-стратегии или административной реформе (бедное распоряжение 15 ноября 2005 года N 2290-РП). А вот этого в Москве и не было - и это при $40 млрд бюджета.

Какая разница в электронном виде или нет приходит заявка в ДЭЗ ? Вместо того чтобы взять и сделать - вопрос заматывается - и я могу просигналить лишь мэру, который "даст по башке чиновнику". Почему я не могу послать заявку в тот же ДЭЗ, префектуру или любую городскую структуру - и так же быть уверенным что все сделают по регламенту без окрика сверху ? Да потому что такая задача и не ставилась. И будет ли ставится - не знаю.

Поэтому мне и интересна Москва - как объект информатизации. Она - не только центр производства и хранения информации, но и центр научной, образовательной деятельности, культурной жизни страны, главный российский узел национальных и международных телекоммуникационных сетей, центр формирования и распространения массовой информации. Москва занимает первое место в России по обеспеченности компьютерами, по развитию сотовой связи и доступу населения к интернету. Словом, Москва является лидером, и именно она должна подать пример другим регионам - а какой пример от Москвы можно получить ?

электронное правительство, электронная россия

Previous post Next post
Up