сказанное мной выше - не скепсис, а констатация; сюжеты действительно частые и в традиции живущие. бабка вполне могла быть, могла иметь свое "знатье", переданное ей, могла всерьез считать себя колдуньей или знахаркой, и то же о ней могли думать жители села. история про перевязанную руку - очень старая, встречается в массе вариаций, и ребенок мог этот сюжет знать; возможно, и правда тряпочка на руке послужила подтверждением, а возможно, была домыслена: детям может казаться, что недавно ими же коллективно придуманное взаправду имело место быть. вы видели в рассказе детдомовских детей, как подобные "ведьминские" мотивы нанизываются один на другой и конструируют рассказ.
верю ли я в реальность ведовства - другой вопрос. в ведовство я не верю, а в психологическую силу убеждения - верю вполне. если человек верит, что перед ним знахарка, и она ему помогает - ему может стать лучше; если он уверен, что она наводит на него порчу - ему может стать хуже. понятно, что историю с укушенной собакой этим не объяснить, так что к ней я отношусь скептически.
верю ли я в реальность ведовства - другой вопрос. в ведовство я не верю, а в психологическую силу убеждения - верю вполне. если человек верит, что перед ним знахарка, и она ему помогает - ему может стать лучше; если он уверен, что она наводит на него порчу - ему может стать хуже. понятно, что историю с укушенной собакой этим не объяснить, так что к ней я отношусь скептически.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment