В разных источниках, касающихся развития культур народов мира, выделяют четыре понятия времени, которые формируют для нас целостный контекст происходящих событий. Они появились не одновременно и в настоящей работе мы проследим их генезис, а также рассмотрим зарождение нового, фазового времяисчисления, понимание которого значимо для уже происходящих и будущих событий.
Для целей настоящей работы видится целесообразным свести их вместе и выстроить в последовательности их эволюционного следования:
Личное (родовое) время
Оно воспринимается, как события жизни нас самих, или других людей.
Соотносясь с этим временем мы говорим: «когда я был молодой», «когда мы поженились». Это время удобно для адресации событий в относительно тесном кругу людей, имеющих общих знакомых, предков и общий бытовой контекст. Например, это пригодно в семье, в родовой общине. Помимо повседневного использования, личное время и сегодня встречается, например, в родовых преданиях кочевых народов Севера, для которых формула , «эту историю поведал отец моего отца, а ему - его отец» является ритуальной преамбулой к пересказу предания.
Универсальное (космическое) время
Личное время перестаёт эффективно работать, когда количество персонажей, чьи истории необходимо помнить, превышает число Данбара (240 единиц). Такое общество склонно дробиться, отдельные общины начинают развиваться своим путём, в своей динамике, временами пересекаясь. Чтобы соотносить время одной общины со временем другой общины требуется источник соотнесения, находящийся за пределами их жизненного цикла. Наиболее универсальным таким источником служат процессы космического масштаба, начиная от вращения Земли, продолжая фазами Луны, Зодиаком и такими, более сложными инструментами, как сочетание индиктов Солнца и Луны, которое даёт период в 7980 различимых друг от друга лет.
Используя космическое время, мы называем дату в спиральном (линейно-циклическом) его развёртывании. При этом мы используем цикличность, чтобы делать отсчёты и, одновременно, используем линейный счёт (дням, лунам, годам и т.п.), чтобы надёжно различать между собой повторы одного и того же цикла.
Именно адресуясь к космическому времени мы говорим «в 1950 году», «в 15 веке» и т.п.
Хозяйственное (сезонное) время
Пока отношения между общинами носят эпизодический характер, космическое время всё ещё пригодно для их отношений. Но когда сообщества начинают вступать в хозяйственные отношения, возникает потребность не просто в синхронизации их исторического восприятия, но и в синхронизации событий хозяйственной деятельности. Например, для того, чтобы они могли каждый год на конкретной неделе встретиться на ярмарке для обмена товарами. События эти, в свою очередь, имеют не произвольный характер, а стоят в жёсткой зависимости с природными циклами и переменами, которыми они влияют на ведение хозяйства. С ростом разделения труда всё возрастает потребность во времени, привязанном к труду.
Хозяйственная деятельность не только циклична, но и ритмична, поскольку труд нуждается в соразмерном отдыхе. И в архаичном обществе опирается на года, сезоны, дни, недели и особые праздники, связанные переменой деятельности. Земледелец, с которого и начинается хозяйственный цикл, оказывается силён именно пониманием циклов природы (а сегодня - и социума, с его масштабными социальными праздниками и налоговыми периодами) и неизбежно выстраивает свою деятельность в оптимальном им подчинении.
Мы используем хозяйственное время, когда говорим «в прошлом году», «завтра», «каждую субботу».
Управленческое (историческое) время
Космическое время - это время забвения. В нём каждый момент отличается от других в равной мере и несть им числа.
Хозяйственное время противоположно космическому (кстати, прекрасная иллюстрация закона отрицания отрицания). Это - «день сурка». Задача хозяйственного времени - находить оптимальные ритмы, отдельные моменты которых будут неотличимы.
Однако, в эту упорядоченность жизнь вносит свои коррективы: случаются ресурсные кризисы, войны, неурожаи. На их фоне приходят лидеры и пророки, которые «переворачивают доску» и начинают отсчёт каким-то новым ритмам.
Все эти события ставят на стреле космического времени «узловые точки», которые позволяют нам делить время на «до» и «после». А различается время «до» от времени «после» - именно спектром хозяйственных ритмов.
Мы называем это время историческим потому, что именно эта концепция позволила создать историческую науку в том виде, в котором мы её сегодня знаем.
Это время мы также называем «управленческим», поскольку оно размечено, по сути, точками управленческого воздействия.
В этом ракурсе интересно отметить, что «совещания по понедельникам» и «двухнедельные спринты», хотя и кажутся хозяйственным временем, но, на деле, являются артефактами времени управленческого, поскольку назначенные точки - это не точки естественной, плановой перемены деятельности в рамках одного цикла производства, а точки управленческого контроля, потенциальные точки смены ритма и целеполагания. Как и остальные типы времени, управленческое (историческое) время вбирает в себя инструменты всех предыдущих. По сути, это космическое время, размеченное узлами личных свершений, поменявших хозяйственные ритмы.
Мы используем историческое время, когда адресуемся к периодам иной хозяйственной ритмичности: в Советском Союзе, во время Отечественной войны 1812 года, в Третьей республике.
Как появляется новое времяисчисление
Надо отметить, что введение того, или иного времяисчисления не самоценно - это вопрос потребности, которая должна назреть. Например, в США долгое время в каждом городке использовался свой собственный отсчёт времени дня и только с появлением железных дорог и необходимости синхронизировать расписание, было установлено единое время на всех станциях.
По этой же причине мы можем ожидать, что в древних языках эволюционно более сложные формы времени будут отсутствовать, или будут слабо выражены. Одновременно, в словаре будет много терминов, указывающих на нюансы времяисчисления, наиболее ходового для жизненного уклада. Понимание этого должно позволить нам, например, делать выводы о том, какой организационно-хозяйственный уклад господствовал в период действия рассматриваемой формы языка. Это также означает, что мы сможем отслеживать ошибки перевода древних языков в случае употребления в них более современных форм времени.
Каковы наши нынешние координаты во времени
Наука складности, которая даёт методологическую основу для выстраивания приведённой последовательности, утверждает, что управленческое (историческое) время соответствует последней фазе эволюционного цикла нашего сознания. Это большой цикл, длиной в десятки тысяч лет, состоял из четырёх фаз и был связан с последовательным освоением человеком труда, как осознанной деятельности по преобразованию природы для удовлетворения своих потребностей.
Начался этот цикл, как и положено, с адаптации человека к осознанному взаимодействию с природой и началом приспособления к ней новыми, не инстинктивными способами, а закончился - управлением трудом и такой степенью преобразования природы, что это оказывает влияние на всю планету.
Накладывая фазовую сетку на исторический масштаб, Наука складности называет четыре фазы, которым соответствовали четыре рассмотренных времяисчисления, эпохами, а период, который охватывает эти 4 фазы эрой - «Эрой труда». Одной из характерных особенностей Эры труда является рост, поскольку целесообразен только такой труд, который ведёт к росту. Это универсальный принцип, хорошо заметный на примере царства растений.
Труд - это процесс повторяющийся, на каждой своей итерации дающий прибыль и позволяющий вкладывать эту прибыль в увеличение труда. В разные эпохи люди вкладывали в труд разные ценности, которые генерировали, но сами принцип оставался неизменным.
Косвенным подтверждением конца Эры труда является то обстоятельство, что появившийся искусственный интеллект выглядит логическим её завершением. ИИ способен трудиться и точнее и быстрее. Индустриализация оторвала от человека непосредственный труд - человек стал управлять станками и машинами, автоматизация оторвала от человека управление, оставив ему лишь проектирование, новые возможности ИИ теперь перехватывают и эту область деятельности. Всё, что может делаться по шаблонам вскоре (по историческим меркам) будет делаться под водительством искусственного интеллекта гораздо лучше, быстрее и в больших масштабах. Человек, как субъект труда вскоре окажется вытеснен в отдельные нишевые области.
С нашей точки зрения, хотя это и вызовет радикальную перестройку всего уклада цивилизации, это не является катастрофическим обстоятельством, каким-то образом закрывающим человеческий вид. Не является это и обстоятельством, которое привело бы к сокращению населения. Человек по прежнему останется востребован - и отнюдь не как обслуживающий элемент для машин. Но та роль, в которой он будет востребован, уже не будет в полном смысле слова называться трудом. Новая роль потребует для своего развития новых способностей.
Те способности, которые мы будем вынуждены задействовать в начинающемся очень длительном периоде развития мышления, сегодня только приоткрываются. Одной из таких способностей является восприятие фазового времени.
Фазовое время
Отличие фазового времени от четырёх вышеперечисленных заключается в том, что описанные виды времени феноменологичны и опираются на некие имевшие место, или ожидаемые события.
Предметом фазового времени является процесс, т.е. протяжённость жизненного цикла и опирается оно на фундаментальный принцип развёртывания процесса в его эволюции.
Этот принцип описан в работе «Основания этики складности» и объясняется в ней через закон сложности деятельности:
> Четыре вида деятельности требуют для своего полного моделирования возрастающее количество различающихся категорий (операндов) от одной, до четырёх.
Эти четыре вида деятельности следующие:
#1. находить неизвестное,
#2. собирать знания о том, где и как можно получить необходимое,
#3. создавать необходимое,
#4. использовать изготовленное другими, или природное, не требующее переработки.
Других видов деятельности в этом ряду не существует. Все частные виды деятельности сводимы к этим четырём.
Фаза жизненного цикла сообщества - радикальное усиление не значимых ранее видов отношений внутри сообщества в пределах его сложности. Это усиление связано с переводом потребления (переработки) с более доступного, но исчерпавшегося ресурса на менее доступный.
От рождения до эволюционного перехода сообщество проходит 4 фазы:
#1. приспособление (развитие),
#2. укрепление (упорядочивание),
#3. рост (увеличение),
#4. реализация (плодоношение).
Фазовыми (операционными) переходами называются переходы, связанные со сменой источника ресурса на другой доступный на том же уровне залегания. Фазовый переход не требует усложнения сообщества.
Эволюционными (системными) переходами называются переходы, связанные со сменой источника ресурса на более глубоко залегающий. Эволюционный переход требует усложнения сообщества.
Подробнее см.
Основания этики складности.
С использованием аппарата, изложенного выше, мы можем определить фазовое время, как время жизненного цикла, который перестаёт для нас быть чем-то монолитным и произвольно протекающим, а становится разделённым универсально, методологически выверено в соответствии с естественным законом.
Если единицей рассмотренных выше четырёх видов времени были события, то единицей рассмотрения фазового времени является жизненный цикл процесса и его трансформация, выраженная в жизненных циклах других, более компактных процессов.
Фазовое время, в пределе рассмотрения, не глобально-исторично, а локально-исторично.
Это можно проиллюстрировать на примере того, что есть глобальный цивилизационный процесс, который можно отсчитывать по истории России и сравнимых культур, а есть локальные процессы, в которых, например, чукчи и ряд других малых народов, судя по их языку, до сих пор находятся в первой фазе социальной эволюции. И поэтому, хотя они, входя в русскую цивилизацию, повышают оперативное разнообразие своих представителей, взятых по отдельности, как народность, имеющая свой уклад и идентичность, они не могут эффективно перескочить в четвёртую фазу, не пройдя последовательно вторую и третью.
Хотя само выживание таких народов сегодня возможно только под сенью благожелательного отношения объемлющей цивилизации, их сохранение зависит также от нахождения баланса между следованием своему пути развития и необходимости вписываться в более сложные системы социальных отношений вне своей культуры. Т.е., с точки зрения оленьего кочевья, борьба за нефть и за доллар культурно никак не мотивирована. Но если в ней не участвовать, своевременно поставляя объемлющей культуре бойцов с метким глазом, или острым умом, то и кочевью придут кранты.
Метафорически, понимание границ таких «культурных пузырей» формирует своеобразную «мультивселенную». Что-то вроде эпоса, в котором боги призывают людей на свои битвы, которые людям непонятны, но исход которых непостижимым образом повлияет на судьбы их народов.
Квинтэссенцией времени Эры труда можно назвать технологию спринтов в программировании. Она имитирует хозяйственное время (которое, по сути, тоже является временем труда, но меньшем масштабе), однако, время спринтов предельно отделено от внешних природных процессов и подчинённого внутренней логике деятельности.
Логика вложенных и соприкасающихся процессов достаточно легко воспринимается в парадигме фазового времени. В уходящей (по факту, уже ушедшей) парадигме управленческого времени с пониманием этой механики было значительное затруднение, которое вызывало «культуртрегерство», попытку радикально перестроить уклад жизни «отсталых» народов - например, в советское время в отношении «братских республик», или при попытке экспорта демократии американцами в африканские страны. Сегодня мы видим, как, к примеру, бывшие среднеазиатские республики, отделившись от России, вернулись обратно к своему уровню и укладу.
Нельзя при этом сказать, что культуртрегерство было неправильным и лишним - оно было исторически оправданным и применённым в соответствии с моментом времени и имевшимся на руках цивилизационным инструментарием. Однако, сегодня этот инструментарий уже расширен. Это понимают не только отдельные группы от панк-науки, но и глава Российского государства, который фактически декларировал новый подход в
Валдайской речи 2022г.