В блоге у
bovdo нашел ссылку на работу Сергея Есенина
Ключи Марии. Совершенно неожиданно (для меня) нашлась техническая ниточка к той образности, которая так удивительна в древнем русском языке.
Когда ситуация передается метафорой, но настолько точной, что сказать простыми словами - будет длинно, тускло и невыразительно.
Возможно, это и есть забытый антипод
мата, несущий, в отличие от него, восходящий способ выражения мысли.
С неожиданной стороны раскрылся и образ поэта, который, по моей природной серости, был у меня вульгарно упрощен.
Под катом немного заманухи
Прежде чем подойти к открывшимся нам тайнам орнамента в слове, мы коснемся его линий под углами разбросанной жизни обихода. За орнамент брались давно. Значение и пути его объясняли в трудах своих Стасов и Буслаев, много других, но никто к нему не подошел так, как надо, никто не постиг того, что -
на кровле конек
Есть знак молчаливый, что путь наш далек.
(Н. Клюев)
Первое, что внесли нам западные славяне, это есть письменность. Они передали нам знаки для выражения звука. Но заслуга их в этом небольшая. Через некоторое время мы нашли бы их сами, ибо у нас уже были найдены самые главные ключи к человеческому разуму, это - знаки выражения духа, те самые знаки, из которых простолюдин составил свою избяную литургию.
Изба простолюдина - это символ понятий и отношений к миру, выработанных еще до него его отцами и предками, которые неосязаемый и далекий мир подчинили себе уподоблениями вещам их кротких очагов. Вот потому-то в наших песнях и сказках мир слова так похож на какой-то вечно светящийся Фавор, где всякое движение живет, преображаясь.
Красный угол, например, в избе есть уподобление заре, потолок - небесному своду, а матица - Млечному Пути. Философический план помогает нам через такой порядок разобрать машину речи почти до мельчайших винтиков.
Солнце, например, уподобилось колесу, тельцу и множеству других положений, облака взрычали, как волки, и т. д. При такой расстановке он ясно и отчетливо определял всякое положение в движении наверху.В наших северных губерниях про ненастье до сих пор говорят:
Волцы задрали солнечко.
В этом небольшом тексте вы найдете и обоснование орнамента, и разбор начертаний букв, и отображение образов крестьянского быта на "большой" мир, и многое другое. Но для меня ценность работы видится не в сухом, "научном" анализе вопроса, а в том, что этот анализ объединен с поэтическим чувством Есенина, через которое мы можем, как через щелочку, сами подсмотреть и почувствовать само применение образного ряда.
В общем,
приятного чтения!