Нет худа без добра. Уже пять дней торчу дома - заболела. Зато, наконец, разобрала тунисские фотки. Что ж, начинаю рассказывать.
* * * * * * * * * * * * * * * * * *
Вряд ли бы меня занесло в Тунис, будь у меня возможность планировать отпуск за месяц. Я же узнала об освободившейся неделе дней за десять. Горячий в прямом смысле август, снабжённый гарью в столице, оставил пустыми не только прилавки со сплитами и кондиционерами, но и списки предложений в турагентствах. Кстати, турагенты вели себя просто по-гадски. Звонишь им, они обещают найти вариант и бесследно пропадают. Так было трижды. Потом мой приятель познакомил меня со своей крёстной - хозяйкой маленькой турфирмы. Так у меня появился свой агент.
Проблема была одна - ограниченность в сроках. Я могла вылететь из Москвы исключительно 21-22 августа и вернуться ровно через неделю. На эти даты было забито ВСЁ по ВСЕМ интересующим меня направлениям.
Сначала хотелось на Крит. Нашла, было, отель, но выяснилось, что моя пара - евграф - имеет проблемы с загранпаспортом, а потому оформить визу за три дня не успеет. Греция со всеми островами, Испания и иже с ними отвалились. Остались лишь страны с безвизовым въездом.
Затем рассматривались варианты по Хорватии и Черногории, но при детальном изучении выяснилось: отели есть, но нет ОБРАТНЫХ билетов.
В Турцию и Египет ехать не хотелось в принципе.
В Таиланде - не сезон.
Мальдивы и прочие гламурные места я бы, может, и потянула, если бы ехала одна, но на двоих получалась весьма солидная сумма.
Оставался Тунис.
Агент пыталась отговорить: Оля, там отстой и бардак.
Но я-то в Тунисе ещё не была! Да и выбора всё равно не было.
Пока Людмила искала максимально внятное предложение, я поковырялась в сети и поняла следующее. Обычно народ едет в Сус или Хамамет - тусовочные (по местным меркам) города. Но там грязные узкие пляжи и грязное мутное море. Нам же тусоваться не хотелось, пить мы не собиралась вовсе. Нам требовалось только море - красивое, чистое море. А такое, вроде как, имелось лишь под МахидИей (городком в часе езды от аэропорта в МонастИре). В обзорах писали, что там самая широкая в Тунисе пляжная линия, белый мелкий песок и красивое море. В последствие, это оказалось правдой.
Правдой оказалось и то, что в целом если ты не в городе, а на трассе, то смотреть особо не на что. Пока ехали из аэропорта - пейзажи мелькали довольно однообразные (фотки сделаны мобильником с колёс - так что не обессудьте). Оливковые плантации, за счёт которых живёт страна.
Здания, фасады которых могут быть напомажены и отутюжены, но зайди за угол - и торец без штукатурки. Главное - пустить пыль в глаза.
А можно и не пускать. Хотелось бы вам остановиться на пару дней в этом отеле?
Мне - нет.
Зато очень хотелось съездить в Сахару - веский довод в пользу Туниса.
Это потом мы узнаем, что трип в пустыню занимает два дня и стоит минимум 150 баксов на брата. К тому же, август - не лучшее время, жарко слишком, Сахару надо смотреть в октябре-ноябре. Но главное, хлебнув в первые дни местной экзотики, мы настолько разуверились, что в Тунисе могут хоть что-нибудь нормально организовать, что и экскурсия по пустыне стала казаться нам предприятием с непредсказуемым финалом.
Поэтому 6 дней мы провели, почти не вылезая из отеля, судя по рецензиям, лучшем в этой местности. Махдия Палас Спа 5 звёзд (это личная фотка, а не из интернета).
Ах если б, ах если б. Пяти звёздами там не пахло. Зато пахло - я бы даже сказала конкретно пёрло - сыростью.
Приехали мажоры и были биты.
Номер в отеле нам дали сразу, ждать не пришлось. Слава богу, прежде, чем заселяться, я решила его осмотреть.
Женщина-администратор привезла меня на этаж -2 (это типа нашего первого). Едва лифт открылся, я не удержалась и сморщилась. На побережье - очень высокая влажность. Преет всё: ковры, скатерти, мебель, постельное бельё. И это «всё» имеет запах.
От ковровых дорожек, которыми застелены коридоры отеля, едко потягивало старой затхлой тряпкой.
Тлеющая от старости и сырости ткань давно потеряла цвет и была щедро удобрена крошкам и пылью. Весь отель в коврах, но пылесосят их редко. Во всяком случае, я не видела ни разу.
В самом номере к запаху сырости добавились ароматы из уборной, запшиканные ядрёным освежителем. Либо там была проблема с канализацией, либо кто-то из покинувших отель перед отбытием как следует прос…ся, я выяснять не стала. Поэтому просто с порога, даже не рассмотрев номер, я сказала (вежливо!): ит смелз дисгастинг, мазафака! (Нет, мазафака не упоминалась. Говорю же - вежливо) Кэн ю шоу ми сам азер рум, мэйби сам хайер, апстэйрс? Итс туу уэт хиа.
Администратор - женщина-арабка - по-английски понимала плохо, ещё хуже по-английски говорила. Ещё она знала несколько русских и немецких фраз.
Вообще, Тунис - французская колония, поэтому говорят здесь на французском и арабском. На остальные языки кладут большой … камень. Понимай их как хочешь. Никогда ещё мне не приходилось так активно использовать язык жестов!
Администратор, едва поняв, что номер меня не устраивает, резко перестала улыбаться. Прям вот мгновенно (такие метаморфозы с арабскими лицами я буду наблюдать ещё не раз). Её физиономия стала кирпичной, а ключ-карту она за малым не воткнула мне в глаз. Я была на стрёме.
Хлопнув дверью, она обиженным тоном на смеси языков всех народов мира, заявила: это хороший номер, а если мадам хочет другой, то придётся ждать целый час в холле, пока кто-нибудь не съедет.
«Вот они, каникулы, - уныло крутилось в голове. - Счастье-то какое долгожданное!..»
- Простите, - сказала я вслух, силясь растянуть рот в милой, но вызывающей тревогу туристической улыбке. - Мы думали, что Махдия-палас - пятизвёздочный отель. И это наш первый трип в Тунис, поэтому мы не знаем, что тут у вас считается «нормал». Если здесь все номера такие - скажите прямо, и мы заселимся. Но если есть смысл подождать - мы подождём.
- Ждите, - злобно-безразлично сказала администраторша и почапала на ресепшн.
- Так мне подойти через час?
Баба в ответ лишь кивнула кормой.
Я решила времени зря не терять и нашла представителя турфирмы.
- Ирина, - говорю, - нам предлагают мега-вонючий номер чуть ли не в подвале. Я попросила администратора найти получше, но не могли бы Вы с ней перетереть и обнадёжить, что за нормальный номер будет небольшое вознаграждение?
Ирина, крашеная полноватая блондинка лет 40-ка, пошла к ресепшну и включила свой арабский. Администратор кивала, улыбалась и алчно косилась в мою сторону.
Потом Ирина мне объяснит, что Рамадан (а мы попали в самый разгар мусульманского поста - это только мне так могло повезти!) отнюдь не делает тунисских жителей добрее и позитивнее. Они весь день бродят голодные, поэтому не удивительно, что на нас, жрущих и пьющих туристов, они смотрят как на врагов и, вероятно, от всего сердца желают нам подавиться (нечто подобное со мной случилось день на четвёртый, но об этом в серии Еда). Напомню, кто не знает, в Рамадан нельзя есть и пить после восхода и до захода солнца. Да, Рамадан - время воздержания и мыслей о прекрасном. Но в Тунисе стафф почему-то считает нормальным жаловаться постояльцам на свою несчастную долю и на голод, раздражаться и грубить. Это мы потом подробно обсудили с другими русскими туристками, по часу ожидая своей очереди на спа-процедуры. Отсутствие пунктуальности тоже, разумеется, списывалось на Рамадан.
Короче, час мы пересидели в баре. Потом подошли к администратору и она повела нас на этаж -1. Видимо, за этажи повыше надо было не «небольшое», а чемодан вознаграждений.
Номер был просторный и даже не вонял.
- Господи… А это что? - тихо простонала я, подойдя к кроватям. Они были застелены чудесными влажноватыми бомжацкого вида пледиками.
Несколько секунд мы стояли, прикрыв рты ладонями, и удивлённо пялились на так называемую зону «приятного крепкого туристического сна». Пять звёзд, спа-курорт…
Выйдя из ступора, я поняла, что дальнейший выпендрёж смысла не имеет - тут ВСЁ такое. Поэтому, криво улыбнувшись, я сунула администраторше 10 динаров (где-то 8 баксов) и та быренько умотала.
К счастью, не успел сдрыстнуть носильшик (который ничего не нёс). А то кому бы мы вопрошающе указали на только что замеченную дверь в стене? А она, между прочим, была открыта.
Дверь между номерами.
- А почему открыта?
- Всё ок! - весело затарахтел носильщик и лёгким движением попытался захлопнуть дверь. Не прокатило. Замок заело. Он подёргал его туда-сюда, поковырял загорелыми пальцами, за малым не подул в скважину и не посмотрел как в глазок.
- Ничего! Это всё гуд, никто не войдёт! - лыблясь заявляет чувачок, поправляя национальную панамку.
- Ни хрена не гуд! Зови мастера, а то поедем в другой номер райт нау.
Через три минуты прибежали мастера. Впёрлись своими грязными калошами на наши, ёптить, персидские ковры (никогда никем не пылесошенные) и начали реабилитировать замок. Ни черта у них не вышло.
- Меняйте! - говорю.
- Что менять??
- Замок меняйте! - хотелось добавить «а также одежду, обувь, одеяла, номер нам поменяйте и страну, вон из искусства!».
- Зачем же? Всё гуд! Всё просто зе бест! Вы - можете открыть, а они (соседи) - не могут! Релакс и хэв э найс дэй!
Дядьки удалились, а мы, смирившись с простой логикой, начали осмотр номера. Предварительно мы ещё раз вслух, глядя друг на друга стеклянными глазами (в одном из моих - дрожала нескупая женская слезищща) договорились: так, мы приехали отдыхать, мы отдыхать приехали, просто это такая страна, но мы всё равно получим удовольствие, мы должны релаааакс.
Повторяя это как мантру, мы как зомби слонялись по номеру...
Пять звёзд.
Первая звезда - это кровати. Моя ничего, а Сашкина - продавлена многочисленными задницами до самого пола. Одеяла входят в комплект. Это ужас.
Ещё раздражало, что каждый раз горничные затыкали эти одеяла и простыни между каркасом кровати и тяжеленным матрасом. Поэтому, прежде чем лечь и уснуть, нужно было всё это хозяйство выдернуть по периметру, потом заправить выдернувшуюся за компанию простынь, по ходу пьесы поматюкаться в голос и покричать в потолок «ДОКОЛЕ!!??», и только потом ложиться. Мастер-класс, проведённый мною для нашей горничной, повлиял только на уборку соседней кровати. На следующий день всё было по-старому. А горничная, за ежедневные 1-2 динара, оставленные на тумбочке, каждый раз очаровательно улыбалась при встрече и журчала «Бонжур, мадам!».
Вторая звезда - это телек.
Мало того, что такие уже не выпускают, так ещё чтобы он работал с минимальными помехами (совсем без помех он не умеет), нужно сначала подёргать антенну в двух местах. Тока не говорите, на хрена тебе телек! Я журналист, так меня разтак, и я хочу смотреть новости!
Зато нормально чётко и без помех работал кондей. То есть не кондей, а система вентиляции. Прекрасная штука.
Третья звезда - это супер-фен «Элит».
Говорящее название, чего уж там. Слава богу, я взяла свой. Впрочем, к концу нашего путешествия я перестала и сушиться, и … Нет, мыться я продолжала. Просто на внешний вид был забит кол окончательно и бесповоротно. Штанцы-майка-кеды - вот и весь гардероб. НИ ОДИН сарафан не был надет ни разу. На меня не похоже.
Четвёртая звезда - пыль. Не на самом видном месте, а на всяких штапиках и прочих доступных для трудолюбивой уборщицы местах.
И вообще, всё такое… какое-то недоделанное, недодуманное, недокрученное. НЕДО. Скажем, есть балкон. Такой:
А если присмотреться - то такой:
Есть ванная. Такая:
А если присмотреться - такая:
Ну и пятая звезда - это отсутствие полотенцесушителя. Я уже говорила: влажность - дикая, всё вечно мокрое - и одежда, которую мы привезли, но ни разу не надели, и купальники-плавки (слава богу мы брали по паре того и другого), и полотенца. Ни на балконе не сохнет, ни в номере. Ходи кисни.
Кстати, по этой же причине в отеле выдают мокрые пляжные полотенца, а на столах в столовке и ресторане лежат влажные мятые скатерти. Сушки нет НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ. Почему? Я спросила у какого-то стафа. Он сказал, что «сушке капут». У них вообще на всё ответ один - то тому капут, то этому капут.
В общем, номер нас мягко говоря разочаровал. Позже, вечером, нас разочарует ужин. И к ночи я буду сидеть на кровати и, покачиваясь, говорить, что хочу домой.
А пока, мы вытащили из чемоданов плавки и купальники, и погнали на пляж. Не любоваться же пледиками.
П.С. Резюме.
Если всё-таки решили отправиться в Тунис, имейте ввиду:
- отель будет на звезду-две ниже заявочных;
- ни в коем разе не соглашайтесь на нижние этаже - это смерть. Точнее вонь, сырость, шум. То есть, в принципе, смерть;
- ещё раз напоминаю, что номер надо сначала посмотреть, а потом уже в него въезжать;
- с самого начала забейте на постные и злобные рожи - это такой стиль, особенно, если как нас, Вас тоже понесёт в мусульманскую страну в разгар Рамадана;
- не удивляйтесь, но что-нибудь в вашем номере не будет работать: холодильник, телек, фен, балконная дверь - неважно, что-нибудь ОБЯЗАТЕЛЬНО будет клинить, глючить и отваливаться. Поэтому, пока не свалил сопровождающий вас портье или администратор, проверьте основные точки - тубзик (слив), ванная (краны), холодильник, СЕЙФ - на профпригодность. Иначе потом будете долго и нудно объяснять чё у вас там не так, а потом - ждать второго пришествия. И номер потом обменять будет сложнее. И опять же придётся башлять, потому что в Тунисе не возможно шагу ступить, не раздавая бабло налево и направо. И об этом - в следующей серии. Или лучше о еде? Или о море-пальмах? Или о рынках и сувенирах? ;))))