Feb 04, 2016 19:44
Алла Мировская из Творческой Лаборатории "Среда" написала об одной из самых заметных наших книг.
Кстати.
В январе этого года мы перестали поставлять "Черный Паспорт" в торговые сети и магазины, так как книг осталось всего 25 экземпляров, и они будут продаваться только по запросу.
В книжном магазине Aperture Foundation, перед тем как перейти в разряд out of stock, книга продавалась за 250 долларов.
Похоже, какой-никакой stock остался только у нас.
"Книга вышла в 2009 году и является одним из самых ярких проектов издательства «Тримедиа» в области авторской фотокниги. Глядя на нее сегодня, из своего окошка в 2016-м, понимаешь, что она все еще актуальна и, возможно, не устареет никогда. Почему? Потому что «Черный паспорт» изначально относится к фотокнигам, в которых переплавлен уникальный человеческий опыт, свидетеля и участника важнейших событий двух-трех последних десятилетий. Личное и эпохальное в ней слитно-раздельны, как две стороны одного листа.
Матовая, шероховатая и как будто бы даже теплая на ощупь обложка отсылает к темной человеческой коже, как у ее автора - американского военного фотографа Стенли Грина, работавшего в России. Никогда прежде не думала, что у черного цвета может быть столько тонких градаций - кажется, многие из них можно увидеть в этой книге. Почти все страницы в ней действительно черные, даже те, на которых расположены фотографии. В этом случае вы можете видеть цвет, пробивающийся сквозь черноту. Это очень красиво, и редко где еще можно увидеть.
Фотографии разные. Глубокие, мягкие, контрастные черно-белые снимки соседствуют с цветными фотографиями, отсылающими к живописи итальянского Возрождения, с глубокой светотенью и прорисованной формой. Часто вопреки их экстремальному содержанию. Великолепные документальные снимки многослойны и толкают мысли к чему-то, остающемуся за пределами кадра.
По форме - это скорее личный дневник, где перемешаны совсем далекое и относително недавнее прошлое. По содержанию - попытка осмыслить экстремальный, подчас героический опыт, полученный Грином за время работы в конфликтных зонах и горячих точках на территории бывшего СССР, Восточной Европе, Афике, Южной Америке, Ближнем Востоке. Фотографии сопровождает написанный от первого лица своеобразный отстраненно-откровенный текст. Сцены-главы посвящены важным вехам в жизни автора и неразрывны с его опытом военного фотографа и фотожурналиста, прошедшим сквозь эпохальные события ревущих десятилетий 90-х и нулевых. Повседневная жизнь, знакомая каждому, чередуется в книге с тем, что чаще всего находится далеко за ее пределами.
Сцена 1, Сцена 2, Сцена 3. Париж, Москва, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Восточный Берлин и падение берлинской стены, взятие Белого дома, война в Судане, Руанде, осада Грозного, Ирак, Ливан, Чад. Дети в ванной, лебедь в темном пруду, женская кожа, белая скатерть с остатками конфетти, мужчина в темных очках на бархатном диване, фотомодель в декольте, рок-вечеринка, мастерская художника, солдаты с автоматами, разрушенные здания со следами пуль, смятая постель, воронка от бомбы, женщина в бане, пустыня, беженцы, кровь, кирпичная стена с мусорными баками, темнота.
Глубокое, темное развернутое во времени пространство Черного паспорта затягивает. Книга не дает ответов, но поднимает вопросы, мимо которых сложно пройти.
Кроме Стенли Грина - автора фотографий и текста, над книгой работал один из лучших европейских дизайнеров нашего времени - Тен ван дер Хейден. На мой взгляд, это пример глубокого взаимопонимания фотографа и дизайнера, результатом которого становится деликатный баланс двух основных составляющих, а именно формы, которая остро и точно акцентирует содержание книги."
/ Рецензия Аллы Мировской
книги,
Черный Паспорт,
Стенли Грин