2.3. Закон "Об электронном правительстве" 2002 года

Dec 08, 2009 13:30

Продолжение

2.3.4. Ответственность федеральных ведомств


Кроме обязанностей, возлагаемых законом на Директора Административно-бюджетного управления, Администратора (начальника) управления по электронному правитнельству, Администратора Служб общего назначения закон предусматривает ответственность руководителей ведомств по исполнению решений, принимаемых в рамках работ по "электронному правительству", и предписывает им участие в соответствующих программах.

Закон, в частности, предусматривает ответственность руководителей ведомств по:

• выполнению требований политики в области управления информационными ресурсами и руководств, выпускаемых Директором Административно-бюджетного управления, а также требований стандартов, утвержденных Министром торговли;

• обеспечению того, чтобы указанные требования незамедлительно доведены до сведения соответствующих должностных лиц в рамках ведомства;

• поддержке усилий Директора Административно-бюджетного управления и Администратора Служб общего назначения, относящихся к созданию Интегрированной Интернет-системы.

На начальников управлений по информатизации в рамках их ведомственных полномочий возлагается надзор за соблюдением выпущенных стандартов в области информационных технологий, в частности стандартов, относящихся к взаимосочленяемости и взаимодействию систем, а также к категоризации федеральной правительственной информации, эффективности и защищенности компьютерных систем.

Каждое ведомство обязано составлять и представлять Директору Административно-бюджетного управления ежегодный статусный отчет по работам в рамках "электронного правительства", в котором должны быть описаны:

• состояние дел по реализации инициатив;

• выполнение требований настоящего закона;

• каким образом инициативы в рамках "электронного правительства" улучшают процесс взаимодействия с потребителями.
2.3.5. Использование электронно-цифровой подписи

Закон дополняет правовую базу по обеспечению использования ЭЦП и закрепляет статус Федерального сертификационного моста (см. соответствующий раздел обзора).

Закон, в частности, требует от ведомств соответствия их политики в области использования ЭЦП требованиям, вырабатываемым Директором Административно-бюджетного управления и предписывает Администратору Служб общего назначения оказание поддержки Директору Административно-бюджетного управления в создании структуры, позволяющей обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие с использованием ЭЦП.

В соответствии с законом Администрации служб общего назначения должно быть выделено 8 млн. долларов в 2003 финансовом году и необходимая сумма в следующем финансовом году на работы, связанные с разработкой и поддержанием Федерального сертификационного моста.
2.3.6. Федеральный Интернет-портал

Директор Административно-бюджетного совместно с Администратором Служб общего назначения и другими ведомствами должны создать Интегрированную Интернет-систему для обеспечения свободного доступа к правительственной информации и услугам.

Интегрированная система должна, по возможности, быть спроектирована и работать на основе следующих критериев:

• предоставления правительственной информации и услуг средствами Интернета на принципах их интегрированности по функциям, а не по юрисдикции ведомств;

• обеспечения релевантности правительственных услуг, предоставляемых средствами Интернета, потребностям граждан, а также их доступности с единой точки (Интернет-портала);

• консолидации правительственных услуг и информации с услугами и информацией, предоставляемых на уровне штатов и местном уровне управления;

• доступ к правительственной информации, обладателем которой является одно или более ведомство, должен быть осуществляем с выполнением требований законодательства о защите частных интересов.

Законопроект предусматривает финансирование Интегрированной Интернет-системы в размере 15 млн. долларов ежегодно в течении 2003-2007 годов.
2.3.7. Программа привлечения частного сектора в области инновационных технологий

Закон возлагает на Администратора (начальника) Управления по электронному правительству обязанность разработать и осуществить общеправительственную программу по привлечению частного сектора к работам по улучшению электронных правительственных услуг и развитию электронизации.

Для оценки поступающих от частного сектора предложений Администратор (начальник) Управления по электронному правительству должен при консультации с Администратором (начальником) Управления по осуществлению политики закупок для государственных нужд и Советом начальников управлений по информатизации создать межведомственную группу технической поддержки, состоящую из специалистов ведомств, представленных в Совете.

Задача группы технической поддержке состоит в оценке выполнимости поступившего предложения, его научной и технической ценности, финансовой пригодности, но не включает предложения по закупке или анализа соответствия предложения потребностям конкретных ведомств.
2.3.8. Участие властей штатов и местных властей в закупках федеральным Правительством информационных технологий

Закон допускает использование механизмов закупок федеральными властями информационных технологий (положения раздела 502 тома 40 Свода законов Соединенных Штатов) штатами и местными образованиями. Это отражает политику федерального Правительства по построению "электронного правительства" не только по горизонтали, но и по вертикали.

Закон предоставляет право Администратору (начальнику) Управления по электронному правительству включать заявки штатов и местных образований (сделанные по их желанию) в график закупок, осуществляемых под руководством Администрации служб общего назначения, электронного оборудования, программного обеспечения, расходных материалов и дополнительного оборудования, а также соответствующих услуг.

Данное положение закона является одним из пробных шагов по координации и объединению усилий властей всех уровней. К 31 декабря 2004 года Администратор (начальник) Управления по электронному правительству должен предоставить в профильные комитеты Конгресса Соединенных Штатов доклад о результатах деятельности, предусмотренной данным положением закона.
2.3.9. Пилотные проекты и проекты на основе разделения прибыли

Закон предусматривает продолжение и развитие практики сотрудничества правительственных ведомств с негосударственными структурами в создании информационно-технологических систем "электронного правительства", которые были инициированы законом Клинджера-Коэна - пилотных проектов и проектов на основе разделения прибыли.

Закон вносит также необходимые поправки в те разделы законодательства, которые посвящены госзакупкам на основе данных типов проектов.
Контракты на основе разделения прибыли

Глава каждого ведомства вправе заключить контракты с частными лицами на основе принципа разделения прибыли в случае, если результатами выполнения этих контрактов будет улучшение деятельности этого ведомства или ускорение процесса достижения ведомством своих законных целей.

Под прибылью, которая подлежит разделению, подразумевается:

• сэкономленные денежные средства;

• выраженная в денежном эквиваленте экономия времени или дополнительные полученные ведомством доходы (за исключением дополнительных поступлений в доход государства в виде налогов, платежей и т.п.).

Контракты могут быть заключены на период до 5 лет или до 10 лет. Во втором случае глава ведомства должен в письменном виде составить обоснование того, что:

• уровень риска и величина инвестиций заставляют отдать предпочтение более долговременному контракту;

• использование приобретаемой информационной технологии позволяет в обозримое время Правительству получить необходимую прибыль.

Заключаемые контракты должны в возможно достижимых пределах основываться на объективных количественных оценках улучшения деятельности ведомства, содержащихся в ведомственных стандартах, которые отражают деятельность ведомства. Должностное лицо ведомства, ответственное за политику госзакупок, обязано определить базовые численные характеристики, позволяющие оценить сэкономленные денежные средства, время и т.д.

Администрация служб общего назначения (ведомство, ответственное за проведение общеправительственной политики госзакупок) должна:

• определить потенциальные возможности, предоставляемые данным типом контрактов;

• после консультации с Директором Административно-бюджетного управления составить руководство для ведомств, позволяющее сделать количественные оценки и определить базовые характеристики выгоды (прибыли), получаемой ведомствами и подлежащей разделу.

Вводимые законом положения, касающиеся контрактов, заключенных на основе разделения прибыли, подлежат оценке с точки зрения их целесообразности, что должно послужить основанием для Конгресса Соединенных Штатов при решения вопроса о продолжении данного эксперимента.

Административно-бюджетное управление после консультаций с ведомствами должно не позднее, чем через 2 года предоставить Конгрессу отчет, в котором должно содержаться:

• подробное описание заключенных ведомствами контрактов;

• описание способности ведомств определить базовые количественные характеристики разделяемой прибыли;

• рекомендации относительно необходимых соответствующих изменений в законодательстве, относящемся к данной сфере.

Управление общей бухгалтерской (финансовой) отчетности (General Accounting Office - GAO) должно, в свою очередь, не позднее, чем через 6 месяцев после представления Административно-бюджетным управлением отчета Конгрессу, подготовить соответствующий анализ данного отчета. Анализ должен содержать также рекомендации Конгрессу о целесообразности продолжения практики заключения контрактов на основе разделения прибыли.
Пилотные проекты

В отличие от пилотных проектов, предусмотренных законом Клинджера-Коэна, пилотные проекты, предусмотренные данным законом должны предназначаться для достижения конкретной цели - служить инструментом создания агрегатированной системы обмена данных и получения правительственной информации и услуг. Закон предусматривает участие в программе пилотных проектов не только частных компаний, но в первую очередь самого широкого круга партнеров - от властей всех уровней до общественных организаций и отдельных граждан. Программа этих проектов должна быть основана на анализе потребностей всего общества в эффективном получении правительственной информации и услуг.

Закон предоставляет право Директору Административно-бюджетного управления после консультаций с ведомствами, местными образованиями, общественными организациями и гражданами в течение трех лет осуществить программу из серий пилотных проектов (до 5 проектов в каждой серии). Участие ведомств в данной программе должно быть добровольным.

Целями этих проектов должны быть:

• снижение нагрузки по сбору информации путем исключения дублирования элементов данных;

• создания системы взаимодействия между общедоступными базами данных, поддерживаемых ведомствами, использующей при этом технологии, улучшающей доступ граждан к этой информации;

• разработка или использование программного обеспечения, позволяющего снизить число ошибок в информации, предоставляемой в электронном виде.

По результатам реализации данной программы Директор Административно-бюджетного управления должен не позднее чем через 3 года после вступления в силу настоящего закона предоставить отчет профильным комитетам Конгресса Соединенных Штатов.
2.3.10. Взаимное использование людских ресурсов правительственными ведомствами и негосударственными структурами

Для повышения эффективности работ по созданию "электронного правительства" закон предусматривает возможность взаимного использования людских ресурсов правительственными ведомствами и негосударственными структурами. Этот процесс может включать в себя как временное включение в штат ведомств специалистов негосударственных структур (компаний, некоммерческих организаций и т.д.) - партнеров ведомств по реализации соответствующих программ, так и временное откомандирование в негосударственные структуры госслужащих.

Критериями для подобного обмена могут служить:

• работа данного лица в области управления информационными технологиями;

• исключительные с точки зрения текущего работодателя управленческие качества данного лица;

• предполагаемая в будущем повышенная ответственность данного лица в области управления информационными технологиями.

Возможность временного откомандирования госсужащего в негосударственную структуру может предоставляться только сотрудникам, имеющим статусный уровень не ниже определенного (уровень GS-11).

Назначение (временный перевод) сотрудников может происходить только при взаимном согласии всех сторон и может быть прекращено в одностороннем порядке ведомством или негосударственной структурой. Время временного найма может составлять от 3 месяцев до 1 года и может быть продлено дополнительно на 1 год.
2.3.11. Направления работ по строительству "электронного правительства"

Закон предусматривает широкий спектр действий по конкретным направлениям "электронного правительства", а также по унификации и совершенствованию деятельности всех ведомств с целью создания "электронного правительства" как единой структуры.

Закон охватывает следующие основные направления работ:

Освещение деятельности судов. Закон содержит положения, предписывающие судам всех видов и инстанций публиковать материалы, относящиеся к их деятельности - местоположение судебных зданий и контактную информацию, существующие общие принятые правила и регламенты суда, выписки из судебных решений по судебным процессам и т.д.

Регуляторные ведомства. Закон содержит положения, предназначенные для улучшения деятельности регуляторных ведомств [1], повышения доступности информации о деятельности этих ведомств, решений, принимаемых ими, и правил, издаваемых ими.

Географические информационные системы. Закон содержит положения, позволяющие снизить избыточность сбора географической информации и улучшить качество самой информации и доступа к ней. Закон предусматривает разработку стандартов для правительственных географических систем, включая протоколы обмена информацией. Размеры финансирования должны быть определены Директором Административно-бюджетного управления.

Улучшение управляемости при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Закон содержит положения, направленные на совершенствование информационной и технологической базы ведомств, ответственных за реагирование на кризисные ситуации. Закон предусматривает реализацию пилотных программ, предназначенных для максимального использования информационных технологий для реагирования на кризисные ситуации и ликвидацию их последствий.

Повышение квалификации госслужащих в области информационных технологий. Закон предусматривает создание и реализацию общеправительственной программы повышения квалификации государственных служащих в области информационных технологий и выработку соответствующих стандартов обучения. Затраты на эту программу должны составить 15 млн. долларов в 2003 году и сравнимые суммы в течение нескольких последующих лет.

Общественные технологические центры. Закон содержит положения, позволяющие повысить эффективность работы общественных технологических центров, публичных библиотек и других учреждений, предоставляющих всем желающим доступ к Интернету, а также упорядочить финансирование этих учреждений. Закон предусматривает финансирование этой программы в размере 2 млн. долларов ежегодно в период с 2003 по 2007 годы.

Устранение неравенства в доступе к Интернету. В соответствии с законом в течение 2 лет должны быть проведены исследования, имеющие целью выработку рекомендаций Конгрессу по преодолению неравенства в доступе к Интернету. Финансирование данных работ должно составить 950 тыс. долларов в 2003 году.

Доступность, используемость и сохранение правительственной информации. Законопроект содержит нормы, предназначенные для совершенствования электронного документооборота в рамках всего Правительства, создания унифицированных ведомственных вэб-сайтов (стандарта вэб-сайта), электронных справочников правительственных учреждений, доступности результатов научных и научно-технических разработок, финансируемых из средств федерального бюджета. Закон содержит также положения, позволяющие производить категоризацию правительственной информации и выработку соответствующих стандартов.

Требования по защите частных интересов. Закон устанавливает требования, предъявляемые к ведомствам при осуществлении деятельности в рамках "электронного правительства" по защите частных интересов. В частности законопроект устанавливает требования к защите частных интересов на ведомственных вэб-сайтах, обработке "чувствительной" (sensitive) информации, работе с документами в машиночитаемом формате.

[1] Регуляторными ведомствами являются ведомства, регулирующие деятельность в конкретных областях (например, торговле, налогообложении, обороте ценных бумаг и т.п.) Эти ведомства обязаны в соответствии с процедурой, предусмотренной федеральным законодательством, выпускать необходимые правила (конкретные разделы Свода федеральных правил - C.F.R) и контролировать их исполнение. Некоторые из регуляторных ведомств являются подразделениями других ведомств (например, Администрация по продовольствию и медикаментам - Food and Drug Administration - является ведомством, входящим в состав Министерства здравоохранения и социальных служб)

Previous post Next post
Up