МЫЛЬНЫЙ ПУЗЫРЬ ЕЛЕЦКОГО КЛАСТЕРА

Mar 08, 2017 16:57

Журналистское расследование: как в старинном русском городе надували липовые  «миллиардные инвестиции»  в туризм

Анастасия Муталенко: «Миллиард куда-то потерялся…»
«Бутафория елецкого кластера» - под таким названием в газете «Новый вторник»  (№3 за 31 января 2017 г.) опубликовано журналистское расследование «Куда и как спустили миллиард в старинном русском городе». В чём суть?
Правительство РФ  в 2011 г. утвердило «Федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)». Наряду с десятками регионов России, в программу включили Липецкую область. На  «туристко-рекреационный кластер «Елец» выделено 765 миллионов  рублей из федерального бюджета и  310 миллионов из областного.
Тревогу на совещании 22 ноября 2016 г. с президентом РФ Владимиром Путиным забила  руководитель проекта Общероссийского народного фронта «За честные закупки» Анастасия Муталенко:
-  В Ельце освоили миллиард бюджетных средств. Но что они на эти деньги сделали? Проложили 6 км. водопровода на 14 улицах, ещё 2,5 км. канализации на 7 улицах. Поменяли насосы на насосных станциях.
Корреспондент «НВ» показал, как «утекали» сотни миллионов рублей. Например, на  территории Елецкого Знаменского женского монастыря все отходы жизнедеятельности насельниц монастыря и жителей окрестных улиц стекают  с горы в святой источник  и речку «Ельчик». Между тем, по заключению Роспотребнадзора, вода в источнике заразная. Заболевание гепатитом «А» в 2016 г. выросло в 12 раз по сравнению с 2015 г. Жители, паломники, туристы со всей России который год пьют  гепатитную воду.
В 2013 г. на первоначальные работы по канализационному коллектору в женском монастыре  выделено 16 миллионов рублей из федеральной туристической  программы. Эти деньги  ушли на неведомые «раскопки». На этом все работы по «канализационному коллектору» были прекращены.
Так происходило и по многим  другим работам по «елецкому кластеру»: выполнят (если выполнят) какую-то начальную часть, освоят немалые деньги, а потом работу сворачивают, и всё зарастает бурьяном.
Публикацию «Бутафория елецкого кластера» прокомментировала руководитель проекта Общероссийского народного фронта «За честные закупки» Анастасия Муталенко:
- Интересно получается, местные чиновники не видят проблем с реализацией ФЦП по развитию туризма в Ельце, а местные жители и независимые журналисты не видят развития туризма, и миллиард куда-то потерялся...
И вот из Ельца пришла неожиданная новость, и вновь корреспондент «НВ» оказался в Елецком Знаменском женском монастыре.

60 миллионов на двухэтажный коттедж

Рассказывает ГТРК «Липецк»: «В городе  открылась новая гостиница. Для паломников. Помогла федеральная целевая программа развития внутреннего и въездного туризма Российской Федерации».
Очень хорошая новость. Её продолжает начальник отдела по развитию особых экономических зон администрации г. Ельца Наталья Чуканова: «Соглашение на строительство гостиницы с объёмом инвестиций в 60 миллионов рублей было заключено в 2015 году».
Ну-ка, ну-ка, что это за «монастырская гостиница для паломников» за 60 миллионов рублей на семь номеров с общей кухней и общим душем?
…Поднимаюсь на Каменную гору, на которой расположен монастырь. Внизу журчит святой источник с гепатитной водой. Люди по-прежнему пьют из него воду.  Продавец монастырской лавки возле источника Елена Дерюгина ответствует так: «Вода здесь целебная, хорошая вода. Недавно вот батюшка в Воронеж пробы воды отвозил, там сказали, что вода хорошая…»
Жители и паломники недоумевают: зачем здесь несколько лет назад построили часовню, сам родник, если вода в нём была заразная?». Но, несмотря на запреты, многие продолжают пить воду - доступ-то к ней свободен. А почему источник не закроют? Он уже стал туристским брендом г. Ельца - это и деньги, и поток паломников.
Игуменья монастыря матушка Антония (Поликарова) на мои вопросы, кто строил гостиницу, во сколько она обошлась, почему не закрывают доступ к источнику, отвечать отказалась: «Вы задаёте странные вопросы…»
Местные жители оказались словоохотливее: «Как, 60 миллионов?! Да за такие деньги можно построить 20 таких домов!».
Не ответила на вопрос, откуда взялась непомерная сумма в 60 млн. рублей, и Наталья Чуканова, начальник отдела по развитию особых экономических зон администрации г. Ельца: «Наверное, они ещё что-то будут строить…».
И непонятно, какое отношение к маленькой монастырской гостинице имеет «Федеральная целевая программа развития внутреннего и въездного туризма Российской Федерации»?
Что ж, попробуем разобраться.

МОНАСТЫРСКОЕ ХОЗЯЙСТВО: 1О КОРОВ И ПАСЕКА

Инвестором монастырской гостиницы выступило КФХ (крестьянско-фермерское хозяйство) Поликаровой.  Любовь Захаровна Поликарова - мирское имя Антонии, игуменье Елецкого Знаменского женского монастыря.
Основным видом деятельности КФХ Поликаровой является «Выращивание овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей». Насколько серьёзны объёмы КФК Поликаровой, чтобы инвестировать 60 млн. рублей в гостиницу?
- У нас чуть более десяти коровок, - говорит монахиня, матушка   Евгения, - это молоко, творог  для монастырской трапезной. Кушаем и мёд с нашей пасеки, торгуем им в монастырской лавке,  есть и  небольшая перепелиная ферма.
По сути, КФК Поликаровой - натуральное хозяйство, ни какой прибыли здесь нет.
Так как же и зачем КФХ выступила в качестве шестидесятимиллионного «инвестора» гостиницы для паломников? Когда сам монастырь как  «религиозная организация» является «некоммерческой организацией»  и имеет   право строить гостиницу именно для паломников?
Ответ здесь простой. Монастырь не может быть «инвестором» собственной гостиницы. А КФК, как «индивидуальное предприятие», уже выступает «инвестором» и заявляет любую сумму инвестиций, в данном случае - 60 миллионов рублей. Но зачем нужно многократно завышать сумму «инвестиций»?
А вот зачем. На «елецкий туристический кластер» выделено из федерального бюджета - 1 миллиард 339 миллионов рублей. Они должны пойти на объекты инфраструктуры: строительство канализации, водоснабжения, водозабора.
Как расходовались эти деньги показано в предыдущей статье «Бутафория елецкого кластера». Но есть ещё одна важнейшая статья федеральной программы: привлечение внебюджетных средств.
В Федеральной программе расписано, как формируется весь бюджет туристического кластера. Средства федерального бюджета в нём составляют 29%; средства бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований - 7%;  внебюджетные средства - 64%.
Вот эти 64 % - а это  3 миллиарда 339 миллионов рублей - чиновники должны самостоятельно привлечь  в период с 2012 до 2017 гг. на строительство гостиниц, мини-отелей, базы отдыха, туристические центры,  на кинотеатры и т.д.
Поэтому перед чиновниками  возникла проблема, как перед вороватым завмагом: «Где найти в депрессивном маленьком городе  Ельце   3 миллиарда частных денег, чтобы ещё и  скрыть бюджетную растрату?»
Здесь и возникла  мысль использовать для этих целей  организации, как КФК Поликаровой и др. И включить её и их в Федеральную целевую программу развития внутреннего и въездного туризма Российской Федерации.

КФХ Поликаровой  как трубочка мыльного пузыря

Гостиница для паломников стоит прямо на макушке Каменной горы, рядом с монастырём.
- А что здесь раньше было на её месте? - спрашиваю у бабушки, очищающей у своего порога снег.
- Дом стоял, развалюха, его снесли.
Как же так? Вот здесь, в перечне объектов ТРК «Елец», чёрным по белому написано: «Реконструкция жилых домов под жилые дома с культурно-паломническим центром».
Выходит, «реконструкции» не было и её лишь нарисовали, чтобы прикрыть тёмные делишки?
Сама «реконструкция» прописана   в Федеральной программе развития туризма: «частные инвестиции будут направлены на строительство и реконструкцию туристско-рекреационных объектов».
В Ельце статья «реконструкция» федеральной программы развития туризма  была задействована на полную катушку.
С каждым елецким предпринимателем, если он затевал мало-мальский ремонт или какое-то строительство (чуть ли не ремонт туалета), Управление культуры и туризма Липецкой области (оно является куратором «елецкого кластера) заключало «инвестиционное соглашение» о «реконструкции».
«Инвестиционное соглашение»  было заключено и с КФХ Поликаровой, настоятельницей Елецкого Знаменского женского монастыря.
Текст соглашения стандартный. «Инвестор», в данном случае КФК Поликарова, обязуется «осуществить вложение инвестиций в реконструкцию объекта».
Управление культуры и туризма  оказывает содействие, например, «в предоставлении предварительных технических условий подключения объектов строительства, создаваемых в ходе реализации Проекта, к сетям инженерно-технического обеспечения» и т.д.
Гостиницу, кстати, строила бригада  наших «братьев» с незалежной, канализационные трубы  вывели в выгребную яму.
Такое стандартное соглашение с Управлением культуры и туризма Липецкой области было подписано ещё с десятком «елецких инвесторов». На общую сумму «реконструкции» объектов в 767 миллионов рублей!
Как это происходит? Берутся действующие рестораны, кафе. Там затевается ремонт. Сам ремонт переводится в категорию «реконструкция помещения» под ресторан, кафе, пончиковую. И выставлялись солидные «инвестиции» - от 10 до 122 миллионов рублей.
Наиболее показательная здесь «реконструкция гостиницы «Интурист-Елец». Сам ремонт должен был закончен ещё в 2011 г. Но тут подоспел «елецкий кластер», и ремонт вспыхнул с новой силой. А сумма   «реконструкции» гостиницы  достигла невероятного размера - 442 миллиона рублей!
Открываем сайт гостиницы, вот интересный прайс: «Эконом. Одноместный (до ремонта). Цена: 750 руб/сут.».
Звоню в службу бронирования: «А что это такое, номер до ремонта?». Девушка разъясняет: «Паркет, обои прошлого века. В душевой - поддоны, лейка, шторы целлофановые…»
Выяснилось, что ремонт номеров сделан лишь на пяти этажах, остались ещё 4 этажа с «прошлого века». Между тем, эти 442 миллиона рублей липовых инвестиций в «реконструкцию» уже включены в объёмы «привлечённых внебюджетных инвестиций».  Сама же гостиница «Интурист-Елец» объявлена после «реконструкции», как отель***
Цыган, как известно, надувал свою лошадь через соломинку. Дети вместо лошади используют лягушку. Чиновники, как мы видим, используют «реконструкцию».
Другой  «лягушкой» надувания «внебюджетных инвестиций» стало ещё одна статья  в федеральной программе развития туризма - «строительство туристско-рекреационных объектов».
Методика такая же, как и при реконструкции. Если в городе начинает строиться магазин бренда известных торговых сетей, заводские гостиницы, автосервисы  -  они тут же подпадают под категорию «строительства». И включаются скопом в федеральную программу развития туризма.  Например, в «туристско-рекреационные» объекты вписали «автосервис с комнатой отдыха». Или «строительство объекта соцкультбыта с Пиццерией». Что это за объект «соцкультбыта»? Обыкновенный жилой дом. Цена «внебюджетных  инвестиций» - 40 миллионов.
Цыгана, как известно, избивают за такое мошенничество и  лошадь сдыхает. Что же будет с нашими предприимчивыми чиновниками?

Будет 1 апреля днём смеха  на улицах елецкого кластера?

Но всё ли так  скверно в старинном русском городе Ельце с «развитие внутреннего и въездного туризма?». Ведь всё определяет потребитель, турист, он голосует своим приездом за качество предоставляемых услуг.
Но власти и здесь не отошли от трюков цыгана с лошадью. И надули уже самого главу правительства Дмитрия Медведева.
В постановление правительства РФ за подписью Дмитрия Медведева от 11 июля 2016 г., о внесении изменений в федеральную программу развития туризма, сказано, что в Ельце  «увеличен «туристский поток на 135 тысяч туристов в год».
Много ли это или мало? В 2009 г. в Ельце побывало более 30 тысяч туристов. По планам руководства города, к 2015 г. турпоток в Елец должен составлять 370 800 человек в год. Под этот грандиозный поток и было запланировано соответствующее финансирование туристско-рекреационной зоны. Но не будем здесь придираться: ведь турпорток и так вырос в 4 раза!
Но вот сообщения ГТРК «Липецк»: «По результатам мониторинга 2016 г. Елец посетили около 40 тысяч туристов. Пятая часть из них - паломники».
Откуда же в постановлении правительства РФ взялась эта цифра в 135 тысяч туристов?
В  Ельце придумали, как «надувать» и туристов.  Берут количество людей, переночевавших во всех гостиницах города за год, складывают с количеством людей на всех массовых мероприятиях и получают желательную  цифру. Ещё можно приплюсовать  к туристам всех командировочных. Посчитать   все посещения музеев, выставок, театра. При этом имеет место двойной и тройной счёт. То есть, если человек приехал в город, переночевал и сходил в музей и театр, то его посчитали три раза.
- В городе, по сути, - говорит депутат Липецкого областного совета Павел Евграфов, - за эти «туристические годы» ничего не построено и не создано. Город оживили, если можно так сказать, новые здания полиции, ФСБ и прокуратуры.
Павел Леонидович поведал о недавнем своём разговоре с глаза на глаз с губернатором Липецкой области О.П. Королёвым. Евграфов привёл ряд фактов городской коррупции и расхищений.
Губернатор Липецкой области удивился: «А что, в Ельце ещё  есть, что воровать?».
Кстати, те  предприятия и организации с липовыми «внебюджетными инвестициями» на миллиарды рублей подпадают под значительные налоговые льготы: налога на прибыль,  на имущество, на аренду земли и т.д.
Президент РФ Владимир Путин поручил Генпрокуратуре и Счётной палате провести проверку ряда туристско-рекреационных кластеров в части эффективности использования потраченных на их создание бюджетных средств. Проверка должна быть проведена до 1 апреля 2017 г. в туристических кластерах «Амур», «Северная мозаика» в Якутии, «Елец» в Липецкой области и «Тункинская долина» в Бурятии.
Проверка должна касаться «эффективности использования средств бюджетов РФ и средств внебюджетных источников при создании и функционировании указанных туристско-рекреационных кластеров. Поручение дано по итогам заседания Форума действий ОНФ ( опубликовано на сайте Кремля).
…Эти ребята даже Господа не боятся, в свои махинации вплели Елецкий Знаменский женский монастырь. А как насчёт земной кары от Генеральной прокуратуры? Или  и здесь у них всё схвачено?
Игорь Травин.
Previous post Next post
Up