Лекция Льва Лурье "Две столицы", о противостоянии Москвы и Санкт-Петербурга

Jan 27, 2017 22:18

В среду ходила на интересную лекцию, которую читал замечательный Лев Лурье. Лекция проходила в одном из моих любимых мест - в гостинице "Англетер", в зале кинотеатра.

Москва и Петербург никогда не устанут спорить о том, кто для России главнее. Эта одна из вечных тем.



Лев Яковлевич начал лекцию, вспомнив строки стихотворения Адамовича: "На земле была одна столица, всё другое - просто города...". Мы жили в другую эпоху, прошло более 100 лет, как Петербург перестал быть столицей.



Но все же стыдиться петербуржцам точно нечего и, перефразируя Адамовича, Лев Яковлевич говорит: "На земле есть одна не столица, один - не столичный города, всё остальное - просто города..."



Есть немного стран в мире, в которых наблюдается такое раздвоение, соперничество двух центров. Понятно, что это сосуществование вызывает определенные искры, бушующие между двумя магнитами... "Русская история как двухглавый орел, летящий на двух крыльях - московском и петербургском", - известная цитата. С того момента как Петр Великий перетащил императорский двор из Москвы в Петербург началось это соперничество, сначала в роли Петербурга находилась Москва. В Москве было много того, что сейчас отличает Санкт-Петербург. Москвичи до революции, в массе своей, гораздо лучше знали свой город чем тогда свой - петербуржцы. Краеведение появляется в Москве. И оппозиция "Москва - Петербург" появляется из Москвы и называется "славянофильством". Москва - органическая, своя, а Петербург - "завезенный", европейский...

Что же изменилось в сознании москвичей, петербуржцев, как воспринимали тогда и как сейчас они свои города, сколько лет уже длится это некоторое противостояние двух городов и почему? Вот главная тема вечера, лекции, которая, по сути, превратилась в теплый, мягкий, я бы даже сказала - душевный разговор.



Говорил вначале Лев Яковлевич. Затем был показан фильм "Прохладная война". Фильм этот представляет из себя рассказ основателя группы "Ленинград" о Петербурге, о противостоянии двух столиц, фильм снят в 2008г. по сценарию Льва Лурье.



Действия происходят то в Петербурге, то в Москве, а "трасса Е95", поезда "Красная стрела" - это прямые, связующие нити между жителями обоих городов. Героями фильма являются такие известные личности как Дмитрий Нагиев, Кирилл Набутов, Михаил Пореченков, Иван Ургант, Валентина Матвиенко, Авдотья Смирнова и др. Известные петербуржцы, переехавшие жить в Москву и москвичи, обосновавшиеся в Петербурге, высказывали свое мнение о том, как они чувствуют оба этих города, какие мифы, как они думают, не имеют под собой почвы, а какие анекдоты и шутки о москвичах и петербуржцах вполне себе подкрепляемы практикой. Герои фильма говорили о том, каковы исторические и культурные корни этой, так всеми ощутимой разницы между городами, в чем проявляется и по сей день драматизм противостояния двух столиц и каковы шансы Петербурга в неравной битве с Москвой. Почему именно в Москве жили и творили Высоцкий и Окуджава, а в Петербурге - Бродский, Цой и Гребенщиков? А могли бы, чисто гипотетически, Михалков и Лужков родиться и вырасти в Петербурге? Почему в Москве предпочитают чай, а в Петербурге - кофе? И о пресловутых поребриках и бордюрах, подъездах и парадных, и о других разных "диалектах" упоминалось, но не делалась на этом акцента - скорее, наоборот, общий вывод: стирается уже эта грань, молодые люди Питера и Москвы говорят уже одинаково.

А теперь, что запомнилось. Не буду говорить, что в сухом остатке. Скорее наоборот, некая сумбурность мыслей, да и в фильме были такие перескоки - то из эпохи Петра Первого, то в наши дни, то снова назад куда-то, вспоминали блокаду, битвы под Москвой...

Что-то процитирую, возможно не всё точно, но мысли передам правильно. То, что запомнилось. Не в сухом остатке.

"Москва - физическая родина, столица, Санкт-Петербург - душевная", - говорит кто-то из героев фильма.



"Москва - мясорубка", - утверждает Михаил Пореченков и добавляет: "Если ты человек созерцательный, больше привык к усовершенствованию внутреннего мира, то Москва - не твой город. Если ты деятельный, ломишься вперед - то тогда да, Москва - для тебя. Здесь нужно четко занимать свою нишу и работать без остановки, здесь нужно вкалывать, здесь тебя не заметят, если ты будешь сидеть с сигареткой на кухне, рассуждать о высоких материях, нет-нет."



"Москва - как румяный бублик, слышится в нем что-то женское, мягкое, округлое. Петербург - имя мужское, с немецким корнем "бург", а если долго повторять: "Питер, Питер, Питер, Пи..", то получается: "терпи, терпи, терпи, терпи...", - это снова Сергей Шнуров.

Петербург возник наперекор стихии и здравому смыслу. Поборники всего исконно русского видели в Москве плюс, а в западном Петербурге - минус. Искры от споров западников и славянофилов разлетались по всей стране. Началось это все с покорения Петром Первым чухонских болот... Ну и по сей день споры не утихают.

Москва - как ряженая баба развалилась на семи холмах, пятнистая, никогда не бывшая цельной... План Петербурга Петр чертил по легенде, Петербург - словно гимн европейской симметрии в назидании кривой Москве. Выход к морю тогда, во времена Петра, был как подключение к интернету, совершенно новая волна... Странное расположение новой столицы казалось абсурдным не только для бояр и славянофилов (столице надлежит быть в сердце страны), но и со стороны казалось странным, Вольтер называл новую столицу мизинцем на ноге России. Евдокия Лопухина, находясь в заключении и надеясь что Петр вернется к ней, первая прокляла Петербург: "Быть Петербургу пусту..."

"Одна из причин противостояния Москвы и Петербурга - это петербургский снобизм", - не помню чья это точка зрения, кого из героев фильма.

Дмитрий Нагиев: "Когда мы говорим, что Москва купеческая - это так и есть, она хороша этим ощущением денег, осязанием денег, но она также и плоха с коварством купеческим, а купцы - это отнюдь не высшее сословие, заимствовать у них манеру одеваться, жить это было бы дурным тоном".

"Петербургу человек не нужен. Он пустой. Мечта Петербурга чтобы нас тут не было и тогда он станет таким прекрасным", - высказала свою точку зрения в фильме Авдотья Смирнова.

Разговор в киноленте был и о белых ночах Петербурга, мистических ночах - полных блуждающих призраков. "Я шел утром рано по пустому городу, летом, в белые ночи. И мне вдруг стало страшно в какой-то момент, как будто город - мертвый, пустой. И я почувствовал, что город не врет, он был как бы пустой, но в любой момент мог взорваться" - вспоминает о своих ощущениях Валерий Фокин. Да, в исторических шкафах Петербурга спрятано множество скелетов.

Нагиев сетует: "Все, кто остаются, не пытаются вырваться, рано или поздно сходят на нет в этом городе и это происходит со всеми. Изначально люди начинают выстреливать в Москве. И, как только принимает Москва, здесь конечно: "Здрав-ствуй-те". Ну почему изначально не поддержать?"

"Озлобленным голодным юнцом уезжал я в Москву, ну а сейчас, судя по мне, что это? Изнеженный, холеный барчук", - говорит о себе Иван Ургант. И вспоминает свои первые дни в Москве, когда у него часто проверяли документы, а иногда он их и сам лишний раз предъявлял - "чтобы показать, что я из Петербурга. Говорят, это помогало устраиваться на работу".

"Я - человек питерский, во мне была эта борьба с Москвой, когда я жил в Питере. До переезда в Москву. А потом она пропала. Просто... Москва-то намного богаче живет, поэтому Питеру есть за что воевать с Москвой. А Москве что воевать?", - снова мнение Михаила Пореченкова.

Петербуржцев в Москве называет диверсантами Авдотья Смирнова: "Петербуржец в Москве может горы свернуть, может позволить себе смелость, они - как разведчики, диверсанты".

В Ленинграде всегда было больше тех, кто жил так, будто и не существовало вовсе советской власти. Не то, что боролись, просто не обращали внимания. Ахматова, Хармс, Бродский, Довлатов... В середине 70-х андерграунд и Ленинград - это почти синонимы. В Москве - молодые либералы, а по сути мажоры, у одного папа - чекист, у другого -генерал, у третьего - дипломат. Квартиры у них находятся на Арбате, дачи - на Рублевке. В это время у их ленинградских сверстников другая картина: папа - инженер, мама - воспитательница, малогабаритная квартира, а то и комната в коммуналке, да участок в 5 соток. Зато ни к чему не обязывающая работа, например, в кочегарке, дает возможность творить...

"Питер - это глоток свежего воздуха, который не заметить только может не умеющий дышать", - вспоминает Константин Кинчев об ощущении духа свободы, который он почувствовал, приехав в 76г. впервые в Ленинград. И этот дух жив по сей день.



Ленинградцы, а сейчас и петербуржцы, чаще всего люди творческие, уезжают в Москву часто навсегда, чтобы обосноваться в сытой, довольной Москве. Цензуры в Ленинграде всегда было больше, зарплаты - меньше.

Понравилось сравнение Урганта: "Проще москвича узнать в Питере, чем петербуржца - в Москве. Москвич - всегда стремительный, решительный, крайне в себе уверенный, живет в несколько ином темпе ритма. Но еще веселее наблюдать за петербуржцем, который уехал в Москву, а потом вернулся в Питер через некоторое время - ого-го, это уже москвич в кубе!"

Еще запомнились фразы из фильма:

"В Питере сейчас все чаще слышатся знакомые до боли для москвича фразы: "Понаехали тут..."

"Мы уже города-побратимы практически, мы связаны одной нитью, который называется "Красная стрела".

"Пойдут в Питер широким потоком деньги - это расстроит питерский дух".

Прозвучало и такое мнение - уменьшается сейчас это противостояние двух городов, слабеет, стираются эти грани, и не только в диалектах. Сегодняшние молодые люди Москвы и Петербурга мало отличаются друг от друга, все одинаково любят деньги. Исчезнет скоро это противостояние, возможно.

Ладно, поживем, увидим. "Время - менять имена"...

===========================================================

После просмотра фильма Лев Лурье - петербуржец в третьем поколении, знаток нашего города и великолепный рассказчик, продолжил лекцию, рассказав о главных "фишках" города на Неве и Москве, дополнив еще больше общую картину, ответил на некоторые вопросы из зала.



В истории Петербурга последних ста лет население сменилось практически полностью. Как птица Феникс город на протяжении 100 лет восстанавливался дважды. После революции, когда многие, слава богу, не умерли, а просто спасались бегством. И второй раз после блокады, во время которой произошла такая массовая гибель людей!.. Оба раза после этих событий в город прибывали жители других городов в большом количестве. Лев Лурье показал таблицу со статистическими данными.



В этом и сила города. В данном случае и Москвы тоже. Приезжие люди - главная движущая сила. Город и работает, двигается вперед, поскольку делает из приезжих петербуржцев. "И очень важно, - отмечает Лев Яковлевич, - что с 1970-х гг. количество родившихся в Ленинграде стало превышать количество приехавших. Впервые в истории города". До революции в Петербурге рождалось примерно 16% жителей, а остальные были мигранты, в основном крестьяне из других районов страны. А сейчас люди, у которых здесь родились бабушки-дедушки, составляют в Петербурге уже больше половины, примерно 2/3 от численности жителей. В Москве другая статистика. Поэтому в некотором смысле самоощущение этого города у нас в Петербурге больше чем в Москве, у нас больше укорененных уже здесь людей.

Лев Лурье высказал свое мнение по очень волнующему его вопросу, по поводу неуместных плясок в дни памяти о ленинградской блокаде. "Каждый раз я вспоминаю героев волшебной сказки, которые рыдают на свадьбе и пляшут на похоронах. Юбилей блокады всегда отмечается звучащей песней "Эх, Андрюша, нам ли жить в печали", раздачей каши из полевой кухни и изображением военной техники. Можете ли вы представить чтобы таким же образом отмечали в Израиле память холокоста, в Дрездене память о бомбардировке или в Хиросиме память о бомбардировке?! И конечно мы должны (я надеюсь, что мы это увидим) сделать в другой день, например, в день начала блокады, 8-го сентября, какой-нибудь красивый ритуал, например, читать имена тех миллионов людей, которые жили буквально в каждом из окружающих нас домов, выставить их портреты, зажечь свечи и почтить умерших молчанием..."

"Мы ходим по Петербургу как внутри каких-то пьес. Мы ходим по Петербургу Достоевского. Или по Петербургу Бродского. Или..." Да, так и есть, Лев Яковлевич, я сама часто представляю себя внутри какой-то пьесы...

"Москва - более пористая, отчасти из-за того, что Москва строилась по древнерусскому принципу. Дом - в середине участка, взади и передняя часть двора, а потом появляется необходимость построить баньку, сарай и т.д. В Петербурге дома строятся по единому стандарту, фасад к фасаду. Великий Поленов не смог бы нарисовать того, что он нарисовал в Москве,



а смог бы только то, что нарисовал в Петербурге Добужинский".



Лев Лурье отмечает очень важные вещи, которые были сказаны в фильме... Действительно, при прочих равных возможностях, Москва платит в два раза больше чем Петербург за ту же самую работу. Поэтому молодым и энергичным людям, в принципе, понятно почему надо уезжать в Москву, а не оставаться в Санкт-Петербурге. С другой стороны, Петербург дает другое преимущество! Петербург - это такое место, где человек может не идти на ненужные уступки, тем более заранее, потому что эти уступки ни к чему не ведут. В Петербурге только и могли появиться Иосиф Бродский, Сергей Довлатов, Борис Гребенщиков. Лев Лурье о Борисе Гребенщикове 70-80-хх годов: "Главное качество Гребенщикова, как нам тогда казалось - ничего не понятно. Надо читать, понимать, слушать четыре раза, люди сидели на кухне, спорили о том, что он имеет в виду... Сверстники его, например, Андрей Макаревич писали в это время чистое и понятное: "Вот, новый поворот и мотор ревет" - все ясно и понятно. Петербургская линия андерграунда - это линия продолжающаяся. Как яркий представитель этой линии, к примеру, и ведущий просмотренного фильма - Сергей Шнуров. Потому что прост то он прост, а в каждой строчке его песен - матерное слово, а это значит, что он не может транслироватся на радио и телевидение, т.е. если б он был вульгарным идиотом, то зачем ему это? Человек придумал некий формальный прием, как, например, Довлатов начинал каждое слово в предложении с новой буквы.. Утяжеляющий путь, а не облегчающий. Это не "ессаул, ессаул, где ты бросил коня"...

Лев Лурье, закончив лекцию, ответил на некоторые вопросы - по-доброму и теплому, не без ноток юмора. Мужчина из зала, поднявший руку первым, сделал предложение о том, что надо бы уйти от стереотипов этих - "культурная столица", к чему мол это клише? Лев Лурье уточнил: "Ну Вы что, в обязательном порядке что ли, мол, предлагаете, а зачем? Все люди разные, один человек так живет, другой - по-другому, может у кого-то все плохо и он думает: "Вот денег нет, Нюра меня бросила, зато я живу в культурной столице". Ну зачем ему мешать так думать? Очень жестокий у вас подход, очень", - осадил он мужчину.



Одна из слушательниц "прицепилась" к фразе Елены Одинцовой, которая в фильме сказала о том, что петербуржец - это генетически, петербуржцем стать никак нельзя. Так ли это? Ведь в противовес этой фразе Лев Лурье после фильма привел статистику о том, что в Петербурге много "понаехавших".

Лев Лурье ответил девушке, что слово "генетика" в данном случае неуместно. Конечно в Петербурге существует своя субкультура, мы - русские люди, но "как бы не совсем". Это ощутимо - "Например, в городе Екатеринбурге, конечно, живут другие люди, мне они очень нравятся, но они отличаются. Вот так и здесь. Это некоторый субстрат, который образуется другим темпом жизни, нас не пропускают через мясорубку, как например, артиста Пореченкова (в фильме прозвучали слова Михаила, что "Москва - это мясорубка") и тем, что у нас... такая красота кругом. Это конечно не генетика, это, конечно, можно приобрести и оно приобретается. В этом смысле Петербург не передается по наследству, это - культурный код, если хотите".

Как "естественное продолжение" этого вопроса один из зрителей вместо вопроса опять сделал предложение, на этот раз к залу: "А давайте попробуем поднять руки те из нас, кто родился в Петербурге?" Из последних рядов поднялись практически сразу две руки, остальной "лес рук" - раздумывал. А Лев Яковлевич вновь осадил человека, задавшего этот вопрос-предложение своими вопросами: "Зачем? чтобы другие, кто недавно живет в Петербурге почувствовали себя неловко что ли? Зачем? Давайте не будем заниматься этим. Пожалуйста. Умоляю. Видите ли, если бы я родился в Курске, то я бы может согласился, но я родился в Петербурге и мне не хочется стоять здесь гордо, как статуя и всем своим видом показывать, что я родился в Петербурге. Это не входит в петербургский культурный код", - завершил он под аплодисменты.



Зрители попросили Льва Яковлевича высказать ситуацию, сложившуюся вокруг угрозы передачи Исаакиевского собора РПЦ. Лев Лурье сказал, что он не разделяет позицию приятеля и человека, за которого он голосовал, Вишневского: "Проблема не в том, кому принадлежит собор, а в возможности посещения этого собора туристами. Говорят, собор должен оставаться музеем и это обязательно. Я так не считаю, что собор должен оставаться исключительно музеем, но надо урегулировать некоторые вопросы с церковью. Почему-то в католических храмах люди могут запросто зайти в храм, но другой вопрос, когда этот храм - православный, каждый раз этот вопрос зависит от настоятеля. Так, к примеру, насколько упала посещаемость Казанского собора или Смольного после того как они были переданы Епархии..." На взгляд Льва Лурье нужно какое-то соглашение по-которому молящиеся не должны вступать в конфликт с посетителями. Если церковь проявит понимание и пойдет на встречу - то почему не отдать церкви. А вообще тут возникает много вопросов... Например, до революции у русской православной церкви было около 250 богоугодных заведений. Ну почему они не хотят взять обратно места презрения для душевнобольных, в холода почему бомжам помогает "Ночлежка" и дамы из Мальтийского ордена, а почему-то не видно наших батюшек... То есть, почему они (РПЦ) не хотят заниматься этим?!.. Вот это считает Лев Яковлевич наиболее больным вопросом.

===========================

Резюмируя скажу, что в большинстве своем услышанные точки зрения о противостоянии Москвы и Петербурга не были для меня каким-то открытием, но, конечно, были интересны мнения известных людей. Немножко захотелось, так бывает у меня иногда, пожить немного в Москве, чтобы понять этот город, смочь там выжить. Почему-то в голове еще вертелась строчка из песни Розенбаума - "Но я знать хочу ее и любить, так покажите, москвичи, город свой". Обычно у меня это настроение не бывает долгим. Так и в этот раз.

Когда я вышла из отеля "Англетер" на свежий, слегка морозный петербургский воздух, посмотрела на Исаакий, светящийся ярко в темноте, потом пошла дальше по Петербургу Достоевского, Бродского, Ахматовой (список не буду продолжать), чувствуя каждый камень... Навстречу летел снежок, красиво искрящийся в свете фонарей... Понимаете в каком смысле "чувствуя каждый камень"? Не через ботинки, нет, не пяткой, а душой.. В общем, это была прогулка до дома у Никольского собора, полная любви к этому прекрасному городу - "но, коль выпало мне питерцем быть, никогда Москва не станет родной!", напевала я, "понаехавшая", песню Розенбаума.















Прекрасный был вечер!

Спасибо порталу "Где культура" за предоставленную возможность сходить на лекцию. Спасибо Льву Яковлевичу, спасибо всем организаторам события, участникам фильма.



Вот если бы не предстоящее скоро путешествие в Африку, пошла бы и на следующую лекцию. Очень интересно и познавательно, а Лев Яковлевич - удивительный рассказчик!

О следующих лекциях, официальная информация: В 2017 году «Дом культуры Льва Лурье» и "КИНО&ТЕАТР" ( в отеле «Англетер») запускают авторский цикл встреч и рассказов о событиях и личностях позднего Ленинграда и раннего Петербурга - "Век после революции". Месяц за месяцем современники, очевидцы и участники различных явлений городской жизни будут рассказывать о городе, которого уже нет: который уже стал новой историей, вслед за дореволюционным Петербургом.




Санкт-Петербург, Лурье, событие, Петербург, лекция, Москва

Previous post
Up