Предыдущий фрагмент см.
http://traveller2.livejournal.com/336768.html Моя догадка о Фешине и Кэтрин Бенеп Шэкельфорд (Бенеп ее девичья фамилия) оказалась правильной! Наконец-то я стал разбираться в людях …
Пару дней назад меня разыскал ценитель и большой знаток Фешина Царий Кацнельсон, который любезно переслал мне очерк Форреста Фена, дружившего с Александрой в последие годы ее жизни. Почти всю жизнь Царий Кацнельсон прожил в Казани, а нынче перебрался в Нью-Джерси. Вот что он пишет о себе:
"О Фешине узнал в году так 1955, до этого он был запрещен. Первые выставки прошли в 60-х годах. Особенно меня потрясли тогда его американские рисунки, только что привезенные из США. Здание художественной школы [где преподавал Фешин] находилось рядом с нашим домом, но никаких следов деятельности Фешина там не было."
На сайте Царий Кацнельсона
https://plus.google.com/u/0/photos/106449192639663215738/albums/5844262206625734737?hl=enможно найти много прекрасных фотографий зимнего Таоса и Санта Фе.
Я приблизительно перевел несколько небольших кусочков из эссе Форреста Фена.
О Кэтрин:
"Кэтрин Бенеп была его [Фешина] неофициальным секретарем, моделью, любовницей; в какой-то момент они были помолвлены...
В Оахаке [провинциальный город в Мексике] Фешин и несколько его студентов, включая Кэтрин, остановились в отеле Монте-Альбан. Жилье и питание стоило сорок долларов в месяц [$672 в нынешних долларах]. В этой по сути деревенской гостинице останавливались странные гости, среди которых были кинозвезда и его жена, американский психиатр, женщина, которая лечилась от нервного срыва, американский инженер, который побрил голову и носил шапочку монаха, чтобы гулять в горах, не опасаясь индейцев. В этой примитивной гостинице, чтобы принять ванну, надо было заказывать ее заранее. Тогда персонал мог развести огонь, чтобы нагреть воду. После ванны нужно было вынуть затычку, и мыльная вода стекала по деревянному полу. Фешину такие спартанские условия пришлись по сердцу, чего нельзя сказать о Кэтрин, которая была явно недовольна.
Кэтрин вернулась домой [в Лос Анжелес], а Фешин переехал в студию в Оахаке. Он планировал остаться еще на полгода. В открытке к миссис Монтгомери он писал: «Я живу здесь как обычный турист, гуляя по улицам и рынкам Оахаки. Больше я ничего не делаю сейчас. " Несколько недель спустя, усталый и чувствующий себя одиноким без Кэтрин, он вернулся домой. Кэтрин, вероятно, чувствала душу Фешина тоньше, чем кто-либо другой. Тем не менее, они поспорили о незначительном предмете, и это вызвало охлаждение в их отношениях. Вкоре после этого Кэтрин влюбилась и вышла замуж за другого человека. Фешин тяжело переживал и не мог работать довольно долго."
О картине "Черемисская свадьба" о которой я писал в
http://traveller2.livejournal.com/331839.html :
"Картина была принята в штыки, в частности, из-за напряженной политической ситуации в России, где гнев против царя и привилегированных классов быстро рос. Поскольку революционеры превозносили народ и восславляли жизнь крестьян, такая картина была расценена как имеющая антиреволюционный политический подтекст ...
Более шестидесяти лет спустя [в 1969 году], эта картина [считавшаяся утерянной] была найдена в подвале, свернутая в рулон и засунутая за обогреватель [furnace]. Она была приобретенa на публичном аукционе некоей дамой в Санта-Фе, которая передала ее в National Cowboy Hall of Fame in Oklahoma City, где она и находится в постоянной экспозиции."
О разрыве между Фешиным и женой:
"В 1975 году Александра рассказала мне об инциденте, который послужил последней каплей в ее напряженных отношениях с мужем. Однажды две женщины пришли в студию, чтобы обсудить покупку двух картин. Они остановились у двери. В противоположном углу комнаты, перед мольбертом стоял и работал Фешин. Хотя женщины были на некотором расстоянии, их беседа по-видимому, была достаточно громкой. Фешин разозлился и приказал им замолчать. Они стали говорить тише, но этого оказалось недостаточно. Фешин поднял незавершенную картину за подрамник и швырнул ее через всю комнату, попав Александре в рот, разбив ей губы и сбив ее на пол.
Конечно же, он был раздражен, но хотел ли он на самом деле ударить свою жену? Ей подумалось, что он был раздражен из-за того, что что-то не клеилось с картиной и это раздражение, фактически на себя, вылилось во взрыв, якобы вызванный голосами покупательниц.
Рассказывая эту историю с ее сильным акцентом, Александра казалось обдумывала как их отношения могли дойти до такой точки. Хотя по-видимому, это был не единичный случай, она сокрушалась о том, что он напал на нее при посторонних свидетелях. Она вспоминала лучшие времена, когда он был любящим и внимательным, таким же как и в начале их жизни… О солнечных послеобеденных прогулках на Волге, о пикниках в покрытых лесом горах вокруг Таоса.
"Если бы женщин там не было - сказала она, - я могла бы простить ему даже этот ужасный поступок, но при тех обстоятельствах я не смогла." Она все еще была очень русская, и не могла с ним не развелась. Фешин извинялся и умолял ее изменить свое решение, но …. "