Сегодня хочу немного поразмышлять на своём, бытовом, уровне про иски Генпрокуратуры РФ к аэропортам Домодедово и Шереметьево. Тема очень интересная и заслуживающая обсуждения. Потому что одно дело - выкачивающий из советского завода собственник-приватизатор. Да и Потанины с Дерипасками получили в результате приватизации весьма прибыльные активы, которые, естественно, модернизировались. Но в столичные аэропорты было вложено весьма немало денег. Сравните Шереметьево девяностых и нынешний крупнейший в стране аэропорт с шестью терминалами и тремя полосами. Домодедово тоже преобразился. Терминал остался один, но какой. Да и перрон отличается от того, что было.
Все знают реальных собственников, но они прячутся за многочисленной цепочкой офшоров на предъявителя. В начале десятых все смеялись над прокуратурой, которая ничего не смогла сделать с Каменщиком после теракта. Мол, ловко он как спрятался, а там дураки сидят. Но в 2022 году основными аэропортами страны рулили зарубежные структуры. И если с Воздушными Воротами Северной Столицы разобрались и организовали передачу, то здесь де-юре аэропорты под зарубежным управлением, а де-факто под российским. Но сейчас ни Кипр, ни остров Мэн не могут гарантировать, что они не отберут аэропорты у Каменщика или Пономаренко из-за санкций в отношении последних. С точки зрения государства это создаёт риски. Конечно, можно будет национализировать и в этом случае.
Хотя, возможно, как раз это и есть часть сделки. Вероятно, текущие собственники боятся лишиться собственности, поэтому таким интересным образом передают аэропорт государству в обмен на сохранение контроля. Хотя перрон с полосами по-прежнему принадлежит Росимуществу, а тут речь идёт об аэровокзалах и технике.
Вообще, оба аэропорта не передавались в ходе лютой приватизации, а были переданы вполне официально и честно. Каменщик в 1996 году профинансировал обновление терминала в обмен на долю в нём. А в 2000 году, как это стало модно, всё перерегистрировал на Кипр, после того как выкупили государственную долю в аэровокзале. А там только в обновление вложили 22 миллиона уже деноминированных рублей. Сам аэропортовый комплекс в аренду на 75 лет за 3,2 млн рублей взяли фирмы, связанные с Ист Лайном Каменщика. 3,2 миллиона рублей по тем временам не так и мало. Правда, чуть позже судились с Ист Лайном и Росимущество, и номинальный государственный ГУП. Результатом стало мировое соглашение, по которому аренду обозначили в размере 92 миллионов рублей с пересмотром раз в пять лет.
А вот Шереметьево управляет Шереметьево Холдинг. Про Ротенбергов не знаю, а вот основную активность проявлял Пономаренко, который постоянно приезжал в аэропорт и принимал очень активное участие в управлении. Тут наезд со стороны Минтранса. Министерство транспорта РФ через Арбитражный суд Московской области потребовало приостановить до 31 декабря 2025 года корпоративные права TPS Avia Holding Inc и Sandy Investments Ltd в отношении ТПС Авиа Холдинг ЛТД, которая является владельцем Шереметьево Холдинг» и относится к «экономически значимой организации.
Честно говоря, эти аэропорты развивались и стали удобными как для пассажира, так и для перевозчиков. В обоих аэропортах самые низкие цены на наземку в стране. По сравнению с Новапортом или АР в ДМД и ШРМ святые люди. Однако, государство увидело риски. Будет ли это значить, что Каменщика с Пономаренко отстранят от управления аэропортами, а управлять будет Минтранс на пару с Росимуществом? Вряд ли. Но в целом, тут не звонок, а гудок уже (с), что нужно в авиабизнесе работать российским организациям. Уверен, что все стороны найдут правильное решение.
Ну и мнение ещё моё, что Домодедово, возможно, в будущем будет генерировать убытки, так как рейсов становится всё меньше. Перевозчики сидят на два аэропорта и на основании этого требуют скидки. Что будет на пользу Каменщику? Что будет на пользу государству? Что будет на пользу пассажиру? У всех интересы разные. Жителям юга столицы и области явно бы хотелось больше рейсов. Шереметьево перегружено, очевидно. Но что ещё будет - неизвестно.
А, напомню ещё, что в Домодедово варварски уничтожили Ту-114. Теперь там вообще ничего нет. Хотя кладбище в поле позволяет что-нибудь красивое поставить. Вот, по мне, так заслуживает своего места под солнцем Ил-62 Домодедовских авиалиний в оригинальной ливрее. И надпись DOMODEDOVO отлично вписывается. Но нет. А в Шереметьево больше нет Ил-18. Зато отлично поставили Ил-62. Красиво же. Вообще практика постановки самолёта на пьедестал в аэропорту очень хорошая. В Пулково могли бы тоже взять на заметку. Да и в Сочи есть что воткнуть.
Ещё раз, мнение личное. Попытка поразмышлять на тему. Хотел бы услышать читателей. Мне очень интересно и ваше мнение.
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/ Подборки тематических статей автора доступны здесь:
https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA ------------------------------------------------------------------------------
1. Лучшая благодарность - потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:
https://dzen.ru/a/Z5vsr9y4O0xZjpHV 3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/393617.html https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-v-2024-godu-65932b4092a5031d8229b823 5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте:
https://unicorm.ru/