Вчера я привёл в качестве примера до чего может довести бескорыстная любовь к деньгам у перевозчиков. А также выдумки маркетологов. Вот казалось бы - хочешь заработать - подними цену. Однако в XXI веке так нельзя делать. Потому что пользователь умный и сравнивает цены. Даже в магазинах. Есть приложения, для путешественников это Авиасэйлс и Яндекс Расписания. Но как быть, если денег хочется, а при поднятии цены пассажиры убегают к конкурентам? Нужно добавить иллюзию выбора и сборы. Объявим багаж не нужным, так как большинство летает налегке, а потом установим размер ручной клади такой, что даже «налегке» придётся сдавать в багаж. Можно пойти дальше и объявить то, что бесплатно платным. При этом для перевозчика это ничего не стоит. Все эти багажи, выборы мест, расширенная ручная кладь, приоритет не стоят больше, чем обработка платежа. А ещё можно пойти дальше и ввести автоматическое аннулирование дальнейших сегментов, как нарушение условий договора пассажиром. Да и невозвратные билеты в результате привели к массовому овербукингу, за который максимум, что светит - штраф в 30 тысяч рублей.
Вчера я писал, что за прошлый год пятёрка американских лоукостеров заработала более 12 миллиардов баксов только за услугу по выбору мест, которая для перевозчика имеет околонулевую себестоимость (за исключением обработки платежа), так как некоторые места в первом ряду предлагались за 900 долларов. У лоукостеров, которые в США обычно дольше 3-х часов не летают. А ещё 26 миллионов раздали премиальных за контроль ручной клади (то есть % от выявленных нарушителей, которых принудили платить), там тоже несколько миллиардов баксов за багаж и штрафы. При таких сборах можно и по одному доллару билеты продавать, чего, правда, уже не делают.
А до этого я тоже постоянно писал, что те услуги, которые имеют околонулевую себестоимость должны быть бесплатными. Так вот, Минтранс с 1 сентября 2025 года утвердил новый порядок, согласно которому обратные билеты больше не аннулируются. А ещё, чтобы два раза не вставать, убрали и дополнительные комиссии: размер платы за аннулирование перевозки или изменение её условий будет ограничен только фактическими расходами перевозчика. Авиакомпаниям теперь необходимо разработать и утвердить документы, в которых содержатся их принципы ценообразования, чтобы сделать ценовую политику перевозчиков более прозрачной.
Посмотрим, что будет на практике. Но забурлило и закипело в стане защитников перевозчиков, мол, билеты подорожают. Но есть и причина не дорожать им - то, что я написал выше. Перевозчики и так продают по максимальной цене, чтобы продать максимум билетов. И это происходит динамически. Revenue системы отслеживают тарифы других перевозчиков и анализируют спрос не только по покупкам и бронированиям, но и по запросам, а ещё даже по динамике запросов типа Вордстата. Там очень сложные механизмы, а системы стоят очень больших денег, так как параметры мониторят вплоть до тарифов отелей. И задача одна - максимум выручки. Если перевозчик решит поменять правила и поднять тарифы, что невозможно само по себе в принципе, то пассажиры убегут к конкурентам либо на железную дорогу или автобус, а то может и вообще откажутся от поездки.
Почему отказ от безусловного аннулирования обратного билета является вполне справедливым? Пассажир уже оплатил место, которое за ним забронировано. Аннулированием перевозчик запускает это место вновь в свободную продажу, при этом не возвращая уплаченную сумму пассажиру, но продав его двукратно, то есть, дважды поручив выручку с одной и той же услуги. То есть за перевозку условных 80 кг коммерческой загрузки заплатили сразу два пассажира. При этом фактические расходы перевозчика не выросли - с него однократно возьмут аэропортовые сборы. Даже если пассажир не явится на второй сегмент, то у него на руках останется выручка от первого пассажира. То есть, место уже оплачено, а перевозчик получил выручку. То есть, убытков от неявки пассажира во второй раз перевозчик не получит.
Следующий момент. Ограничение платы за изменение услуги перевозки. Тут интереснее. Ограничивать решили фактическими расходами перевозчика. У пассажира невозвратный билет, но планы поменялись. Он хочет переделать дату вылета. Обращаемся к Победе. У неё данная услуга доступна всем, но по основным тарифам она стоит, та-дам, 5 тысяч рублей, явно взятых с потолка, так как 5 тысяч зачастую больше либо равно тарифу билета. При этом, если пассажир поменяет просто, без возврата билета, дату вылета, то перевозчик не понесёт расходов, кроме работы оператора, а при реализации этого в разделе на сайте, то расходы на сайт, которые будут вообще в районе статистической погрешности. Что получает перевозчик? Если билет сдаётся слишком поздно - условно менее 12 часов до вылета, то вероятность неполучения выручки с места. Но это не расходы, а отсутствие доходов. Но если больше, то возможность продать это место подороже и ближе к вылету, если на рейсе хорошая загрузка (а это показывает нам овербукинг - зачем овербукать, если пассажиры готовы сами переносить дату отправления). Либо, если ближе и при наличии мест, то плотнее загрузить ближайший рейс.
В конце концов, в законодательстве прописали возможность применения невозвратных тарифов. Но они как-то превратились и в необмениваемые. Как-то так же, как ручная кладь превратилась в пакет. И Минтранс просто подчеркнул, что введение невозвратных тарифов не означает автоматический ввод необмениваемых. И 5 тысяч у Победы реально взяты с потолка. А если билет возвратный, то и штрафы со сборами за возврат тоже должны быть вменяемыми, а не превращаться в маркетинговый трюк, когда тебе вернут тысячу рублей в течение месяца.
Неожиданно, но посмотрим, как это будет на практике. А почему это не приведет к росту стоимости билетов, я уже написал. И да, перевозчики должны действовать в рамках закона. Но это не приведёт к снижению их рентабельности. Скорее, просто к большему порядку в отрасли.
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/ Подборки тематических статей автора доступны здесь:
https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA ------------------------------------------------------------------------------
1. Лучшая благодарность - потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:
https://dzen.ru/a/Z1H-snuy4xWDq9JX 3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/393617.html https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-v-2024-godu-65932b4092a5031d8229b823 5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте:
https://unicorm.ru/