Про течь топлива на камчатском Ан-26

Nov 20, 2024 00:27





Вначале скажу Спасибо! Светлане Владимировне за поддержку) Иногда она внезапно оказывается своевременной)

Как правило, причинами авиакатастроф становится человеческий фактор. Столкновение с землёй в управляемом полёте. Либо уже неуправляемом, но туда его загнал тот же самый фактор. Технические причины становятся крайне редко причинами катастроф. Они могут усугубить ситуацию. Вот как с Суперджетом в Шереметьево - отключилась автоматика, и неподготовленный, как позже выяснилось, командир трижды шарахнул самолёт о полосу. Да и с Суперджетом Газпромавиа ситуацию можно было вывернуть из катастрофической. Я понимаю, что мне тут легко и просто рассуждать, я же не в воздухе.

Однако, пару лет назад я рассказал о страшной катастрофе хабаровского Ан-12, который загорелся над Омсукчаном после вылета из Магадана. Ненадёжное дюритовое соединение дало течь топлива в крыло, которое воспламенилось, вызвав пожар. Самолёт из-за последствий пожара теряет продольную управляемость, прекращается регистрация данных от двигателя №1, скорее всего, из-за выгорания фрагмента крыла вместе с элероном, левый крен достигает 66 градусов, высота начинает снижаться. Самолёт начал бесконтрольно вращаться со скоростью 60 градусов в секунду. Неуправляемый самолёт столкнулся со скальным склоном горы с углом пикирования 45 градусов и левым креном в 270 градусов. Далее произошёл взрыв остатков топлива, в живых из 11 человек на борту не остался никто.



При этом расшифровка бортовых самописцев показала отсутствие ненормативной лексики и чёткие действия экипажа, полностью соответствующие РЛЭ. Самолёт с экипажем были обречены, но они мужественно шли навстречу своей судьбе. И да, работа экипажа связана с риском. Именно поэтому я реально всегда боялся пожаров в воздухе. Топливная система самолёта всегда находится под контролем. Но на современных самолётах уже нет дюритовых соединений. Однако, самолёты из тех времён отлично эксплуатируются. И ещё долго будут эксплуатироваться.

Но дюриты всегда требовали будут требовать контроля и ещё раз контроля. С Ан-12 было несколько случаев пожаров в полёте. Буквально в позапрошлом году в Новосибирске загорелся Ан-12 Иркута. Причины одни и те же. Да были пожары по иным причинам и на других типах, вспомните катастрофу Ту-154 под Иркутском, где после пожара отказали все гидросистемы, а экипаж ждал молча смерти в полностью неуправляемом самолёте. С Ан-26 ситуация много лучше. Однако, человеческий фактор и здесь находит способы проявить себя.

Прошу прощения за длинную отповедь. Но без вступления длительного вступления, соглашусь, содержащего мою личную эмоциональную окраску, здесь не обойтись. Многие говорили, мол, течь топлива - не страшно. Керосин плохо горит. Я и сам проверял - горящая спичка летом тухнет в ведре с керосином. Но пожары, тем не менее, случаются. И они страшны именно потерей управляемости самолёта, которая заканчивается неблагополучно. И топливо страшнее груза тем, что пожар происходит вблизи органов управления.



Это из материалов расследования



Это из материалов расследования

Далее процитирую канал Авиаторщина:

«Днём 8 августа экипаж самолета Ан-26Б (RA-26209) «Камчатского авиапредприятия» выполнял пассажирский рейс PTK9407 из села Пахачи в Петропавловск-Камчатский. Перед вылетом борт был заправлен четырьмя тоннами керосина. После набора высоты 4250 метров топлива оставалось 3,1 тонны, а ещё через час загорелось табло красного цвета о низком давлении топлива в правом двигателе, при этом параметры его работы оставались без изменений. Экипаж продолжил полёт, усилив контроль работы движков, а бортмеханик вручную перераспределял топливо по группам баков из-за некорректной работы топливной автоматики.

При подлёте к Усть-Камчатску пилоты заметили повышенный расход керосина. По расчётам его должно было оставаться 2,2 тонны, а фактически в баках было 1,8 тонны. Вместе с этим бортмеханик визуально выявил течь топлива из-под правого двигателя. Командир воздушного судна, оценив обстановку, принял решение о вынужденной посадке в Усть-Камчатске. После успешного приземления пассажиров эвакуировали на безопасное расстояние, а топлива в баках осталось 1,2 тонны.

В ходе осмотра правого двигателя было выявлено смещение дюритового соединения топливной системы. После более подробного исследования комиссия по расследованию авиаинцидента пришла к выводу, что верхний внутренний хомут соединения бракованный с признаками самодельного производства - уплотнительная перемычка по ширине меньше штатного и не припаяна к основной части, а самоконтрящаяся гайка затяжки вращалась от руки.

Подняв техническую документацию борта, участники комиссии выяснили, что установка дюритового соединения с бракованным хомутом произошла в конце ноября 2023 года при замене правого двигателя техником авиакомпании и инженером отдела технического контроля. Техник работы провёл, поставил бракованный хомут, а инженер проконтролировал процесс и никаких замечаний не выявил. Ещё через восемь месяцев на самолёте другим техником авиакомпании проводилось периодическое техобслуживание, в которое включено обслуживание топливной системы правого двигателя. Но и он никаких дефектов не нашёл.

Причиной инцидента, связанного с течью топлива в полёте из двигателя Ан-26, стало смещение дюритового соединения топливной системы из-за нарушения техники монтажа топливной системы при замене двигателя в части установки бракованного хомута. Руководству «Камчатского авиапредприятия» было рекомендовано провести занятия с инженерно-техническим персоналом по повторному изучению технологических карт и требований регламента технического обслуживания Ан-24, Ан-26. Кроме того, провести работы на Ан-26 в строгом соответствии с технологическими указаниями и исключить установку на воздушные суда предприятия бракованных и незаводских деталей и агрегатов.»

Я прошу прощения за излишнюю эмоциональность. Особенно прошу прощения у жителей Камчатки, которые вынуждены терпеть повальное раздолбайство своих перевозчиков. Я считаю, что Камчатка заслуживает нормальных перевозчиков. Но здесь вытекло полтонны топлива в полёте, которое могло загореться (хотя на Ан-26 это редкость, признаю). Но любая авиакатастрофа всегда стечение обстоятельств. Да и полтонны для Ан-26 - это полчаса в воздухе, которые в погодных условиях Камчатки не могут быть лишними.

Рекомендовано… Честно, я бы приостановил полёты всех воздушных судов предприятия до полной проверки подобных проблем. Мало ли, сколько ещё таких Кулибиных самопальные хомуты ставили. Это не сантехника дома. Хотя некоторые дома к сантехнике трепетнее относятся, чем к безопасности полётов. А утечка полутонны топлива - это не просто серьёзное происшествие - это предпосылка к катастрофе. Последние крупные катастрофы происходили именно на Камчатке. И технарей, которые ставили хомуты и проверяли их, необходимо судить. Я не про расстрелы, даже не про реальные сроки или конские штрафы. Но это реально предпосылка к катастрофе. Больше всего народу за последние крупные происшествия погибло именно на Камчатке.

Да, регион зависит от воздушного сообщения. И если местные власти или частные перевозчики не в состоянии обеспечить безопасность полётов, то пусть Аврора этим займётся. У неё сейчас есть дочерние перевозчики с Ми-8 в сертификате, да и Хабаровские авиалинии с Ан-24 и Ан-26. Не надо закрывать никого, но безопасность полётов должна быть. Инспекторы Ространснадзора после такого должны проверять досконально каждый самолёт или вертолёт перед полётами и отстранять от полётов до приведения в порядок. Потому что это уже преступная халатность. И десятки погибших у Витязя с жертвами ФГУП КАП превращаются в полторы сотни. И не надо про региональную специфику. Она не виновата в установке бракованных хомутов.

P.S.: RA-26209 помню хорошо, его ИрАэро арендовало у Томска, когда я с ними работал в 2009 году. Наверное, был одним из лучших Ан-26 тогда. Вообще не помню с ним каких-либо проблем. Вообще, в Томске неплохо следили за техникой, даже когда наши рязанские машины у них летали. Сибиряки в целом к самолётам всегда хорошо относились.

Обратная связь - связаться с автором

https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/

Подборки тематических статей автора доступны здесь: https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA

------------------------------------------------------------------------------

1. Лучшая благодарность - потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.

2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:

https://dzen.ru/a/Zzz0_YbKk0WxIxTm

3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.

4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:

https://travelfoxes.livejournal.com/393617.html

https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-v-2024-godu-65932b4092a5031d8229b823

5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте:

https://unicorm.ru/

Ан-26, Камчатские авиалинии, Камчатка, Происшествия, Безопасность полётов

Previous post Next post
Up