Про экономику нашей авиации в целом я написал. Однако читатель Муниципальные авиалинии открыл вполне обоснованную дискуссию об особенностях выполнения региональных рейсов. Я хотел бы вынести его тезисы со своими комментариями на открытое обсуждение. В споре рождается истина.
«Авиация становится востребована везде, где удобство расписания позволяет пассажиру делать выбор. Там, где расписание рейсов становится удобным, пассажир ищет возможность улететь. Это показывает наша, уже российская статистика.»
А это утверждение опровергла практика. Да, давно уже была возможность у меня экспериментировать с открытием продаж на различных направлениях. По итогу могу сделать выводы следующие: раскрутить можно практически любой рейс, где есть пассажиропоток, но для этого требуются ресурсы. Просто так открыть продажу и ждать бешенного спроса не стоит. Пассажиры должны узнать о том, что рейс выполняется и скорректировать свои планы с учётом этого. Если направление совсем новое для авиации, то приучать пассажиров к самолёту будет сложновато.
Между Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом всегда были большие пассажиропотоки, однако вспоминаю, как в начале десятых ЮтЭйр не мог раскачать продажи даже на CRJ-200. Пассажиры предпочитали привычный поезд. Хотя расписание Ютэйр предлагал комфортное.
Следующий момент. Пассажир чаще всего выбирает, исходя из стоимости, если речь не идёт об альтернативе в сутки и более. Поэтому чаще первыми заканчиваются билеты на поезда. Первым разбирают плацкарт. Есть разные направления, но денежную сторону дела не стоит скидывать со счетов.
«На столицу завязали лихие девяностые (будь они неладны). Теперь понемногу разматываем. И Ваши товары будут востребованы в Чайбухе или Алдане (условно), если самолёт будет возить туда товары и пассажиров не раз в неделю, но каждый день.»
Спрос в Чайбухе и Алдане не перекрывает спрос городов европейской части страны хотя бы по причине более дорогой транспортировки. В Чайбуху возить дорого. Аэропорт принимает только малые воздушные суда, которые везут недалеко и не много. С Алданом проще намного - там есть автотранспорт. Себестоимость перевозки на котором сопоставима только со сбором за терминальную обработку. Авиация подходит для перевозки дорогостоящих грузов. Но если в Хабаровск из Москвы перевозка стоит 150 рублей за кг, то в Чайбуху будет лететь около тысячи с перевалкой.
«Низкая мобильность завязана на том же аргументе: нет удобного воздушного сообщения - перемещаются земноводными видами транспорта.»
Из Ульяновска есть удобные рейсы в Екатеринбург, но их Реды постоянно отменяют, так как пассажиров летает маловато. А вот хрестоматийный пример - рейсы Аэрофлота из Ярославля в Москву, где бешеный пассажиропоток, возили по 30 пассажиров в среднем и те в основном - трансферные, а пассажиры предпочитали самолёту автобусы и поезда, так как дешевле, быстрее и удобнее.
У меня во Владивостоке много товарищей, которые занимаются строительными и ремонтными работами, зарабатывают миллионы, но при этом летали последний раз лет десять назад. На отдых - только на машине и недалеко. Да и в целом в стране так - зачем куда-то ехать и лететь, когда деньгам можно найти более полезное применение. Много предпринимателей, которые вообще без отпусков.
«Государственные субсидии, по моему твёрдому убеждению, должны обеспечивать только стратегические и социальные направления. Нет необходимости субсидировать Новокузнецк - Новосибирск (309 км по воздушным трассам), когда положительное сальдо по нему очевидно.»
Когда сухой лётный час самолёта Ил-114 (пусть будет так) будет стоить около 200 тысяч рублей, а комплекс аэропортового обслуживания будет уползать под сто тысяч (буксировка, автобусы, электропитание, вода, химия), да и керосин уползает далеко за 60 за тонну, можно будет прикинуть себестоимость перевозки одного пассажира - минимум 3 тысячи рублей. Вопрос, если по трассе 370 км, а билет на скоростную электричку стоит полторы тысячи (она в пути 6 часов), то что предпочтёт пассажир? Кстати, сейчас на Эмбраере билет стоит около 3 тысяч как раз, Сибирь летает, но имеют место субсидии. Места не разбирают сразу, люди предпочитают наземный транспорт. А без субсидий он вообще будет пустой.
«Аэропорты готовы снижать тарифы (лично обсуждал), при повышении активности перевозок. А это и есть повышение региональных воздушных перевозок. Сложно кормить аэропорт с одного-двух рейсов в неделю.»
И это логично. Только для снижения до приемлемых тарифов и количество рейсов должно быть приличным. Если с двух количество рейсов вырастет до шести, то мало что поменяется. Хороший пример - Санкт-Петербург, Пулково, где при огромном количестве рейсов тарифы на наземное обслуживание далеки от христианских. Кроме Москвы нет особых примеров пока. Хотя и выглядит логичным. Но скорее влупятся в инфраструктуру и будут продолжать подсасывать.
«Думаю, что пока нет насыщения рынка авиационных работ и услуг - нет смысла плодить авиакомпании. Необходима государственная стратегия. А сегодня: кто первым встал - того и тапки (фигурально). Получили субсидии на региональные воздушные перевозки, поддержали лётную годность всего парка. Выполнили никому ненужные рейсы по разу в неделю. Тыкнули носом Росавиацию: ну вот мы же Вам объясняли! Пассажир не летает!!! (А не летает именно потому, что пока долетишь - состаришься).»
Это как с метро в Самаре. Деньги вложены, а метро пустует. Хотя катается регулярно и без пробок. Рейсы должны соответствовать пассажиропотокам. И субсидировать нужно тоже там, где нужно. Перевозчики новые… Да конкуренции нет, поэтому всем бы хотелось. Но хотя бы сделали бы эксплуатанта для мелких экскурсионщиков.
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/ Подборки тематических статей автора доступны здесь:
https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA ------------------------------------------------------------------------------
1. Лучшая благодарность - потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:
https://dzen.ru/a/ZuntBki4xgAyVjvd 3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/393617.html https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-v-2024-godu-65932b4092a5031d8229b823 5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте:
https://unicorm.ru/