Когда по весне происходил ирано-израильский конфликт в наиболее горячей фазе, я уже рассуждал на тему важности иранского воздушного пространства для европейских перевозчиков. Сейчас на европейских площадках разгоняется тема, что Иран на это не пойдёт, так как получает с этого деньги. Но не такие и большие суммы там получает Иран, чтобы пропустить полное закрытие неба для своих перевозчиков.
Iran Air - единственный перевозчик Ирана, который выполнял рейсы в страны Евросоюза. Парк старенький, его обновлять ему особо не давали, но они это делали, на что все закрывали глаза. Больше Иранских перевозчиков, которых допустили летать в ЕС нет.
Причина санкций - мнимая перевозка ракет на старом российском корабле Port Ola по Каспийскому морю. Логика, да? Закроем пространство для иранского перевозчика, так как, наверное, они на кораблях ракеты возят. При этому из доказательств перевозки ракет - спутниковое фото корабля, который отключил транспондер при передвижении по Каспийскому морю, которое не касается ни Франции, ни Великобритании, ни Германии, которые закрыли рейсы перевозчику, ни США, куда иранцы даже не летали. Но с нашей авиацией, которая вообще не при делах была, поступили так же. И крики связаны вообще с разрешением использовать западное вооружение для ударов по территории РФ, которые и так давно производятся.
Поэтому это сигнал для всех: «Если нам не понравится ваше поведение, неважно в чём, то неба вам не видать, мы сами делаем самолёты и сами решаем, кто будет и куда летать».
Первое последствие - это уже не звонок, а гудок для тех, кто не услышал предыдущие. А причинами вскоре для закрытия могут стать не только боевые действия на «неправильной стороне», но и просто нежелание приносить свою экономику в жертву. Естественно, повод задуматься. Авиастроение многим не по карману, но в Китае могут и ускориться. Там это слышат и понимают, да и желание влезть на освобождающиеся рынки имеется. Правда, до реализации им дальше, чем нам. С919 начал поставляться, но и у нас больше 200 Суперджетов было построено и передано. А разницы никакой - даже в случае с Суперджетами двигатели были российские, хоть и с французскими газогенераторами, что несколько упростило работы над ПД-8. Поэтому в случае чего на С919 в текущем виде можно тоже будет ставить крест. И там это понимают прекрасно, ускоряя работы над своим двигателем.
ОАК и УЗГА не помогут никому - у России рынок огромный, который сейчас нуждается, а возможностей маловато. Да и с Китаем партнёрствовать не всегда просто, они тоже ищут свою выгоду и интерес, имеют собственные цели и видение ситуации. Впрочем, как и мы. Нет тут слияний и поглощений, просто взаимная торговля. Впрочем, Ирану или Северной Корее с их небольшим спросом вполне может что-то обломиться. Но не много.
Вероятность поставки китайского самолёта с китайскими компонентами выше, чем поставка в РФ Боинга или Эрбаса, но всё равно невысока. Впрочем, как невысока вероятность отправки российских самолётов в Китай.
Второе следствие санкций - после закрытия воздушного пространства РФ над Ираном проходит весьма оживленный коридор, который связывает Евросоюз с ОАЭ, Индией и странами Юго-Восточной Азии. Иран можно облететь через Ирак и Афганистан, что несколько увеличит время в пути, но европейским перевозчикам не привыкать мучить пассажиров. Но и иракский коридор не резиновый. Он и так перегружен, поэтому так просто уйти не получится. А если ещё с кем-нибудь по трассе горшки побьют?
Что касается самого Ирана, то сборы за воздушное пространство - капля в море после текущей торговли оружием и нефтью в глобальных масштабах. А для Iran Air потеря трёх направлений неприятна, но в текущей ситуации была ожидаема. Насчёт санкций против самолётов… Так к ним давно привыкли.
Вообще, ситуация нездоровая, когда авиация политизировалась до предела - где-то блокируют поставки самолётов и запчастей, наплевав на безопасность полётов и потерю рынков, где-то не пропускают пассажиров, принимая на себя функции миграционных служб. А по Чикагской конвенции этого не должно было случиться…
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/ Подборки тематических статей автора доступны здесь:
https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA ------------------------------------------------------------------------------
1. Лучшая благодарность - потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:
https://dzen.ru/a/ZuHnWmDzwETo2n0v 3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/393617.html https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-v-2024-godu-65932b4092a5031d8229b823 5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте:
https://unicorm.ru/