https://www.kommersant.ru/doc/6715645Так, регулярные посты закончились, у меня скопилось аж целых 22 интересных темы для обсуждения. Потихоньку обсудим, а пока что захотел вернуться к любимой теме - коммерции в авиации.
Вообще, в России авиация играет стратегически важную роль, расстояния огромные, вычеркивать дни из жизни при поездках более чем на тысячу километров никто не хочет. В тот же Екатеринбург из Москвы на поездах ездит кратно меньше пассажиров, чем в Самару, Казань или Нижний Новгород. При этом пассажиропотоки у нас весьма хлипкие. Ну, в Москву и из Москвы в крупные и не только города пассажиропотоки большие, а вот остальные достаточно жидкие. Причём настолько, что без субсидирования выживают плохо. Даже рейс из Нижнего Новгорода в Санкт-Петербург раскачался не так давно. Хотя города огромные, но там летает 1-2 рейса в день, а между такими городами, как Казань и Екатеринбург уже летают намного меньше и реже. Нет между регионами особых связей, чтобы генерировать потоки пассажиров.
Хотя в нулевых были и альтернативные хабы и сотня перевозчиков, были конкуренты. Летали намного меньше, но и авиакомпании были меньше. В тот же Ульяновск летал Полёт на Ан-24 (позже на Саабе) и Волга-Днепр на Як-40, позже уже пришла группа Аэрофлот. Поэтому сейчас на маршруте жёсткая конкуренция между Аэрофлотом, Победой и Россией. И это ещё лучший вариант.
На большинстве маршрутов (80-90%) сейчас присутствует один перевозчик. Половина оставшихся 2-3 перевозчика но в разные дни недели. Тоже такая себе конкуренция. Ну а реально сейчас конкурировать с группой Аэрофлота может только Сибирь, Уральские, Нордвинд и Смартавиа. Сибирь из Москвы ушла на монопольные маршруты в регионы, в Москве она уже не особо и конкурент. Уральские... Да там тоже нет особо желания вставать в пику Аэрофлоту - есть Средняя Азия и хорошо. Смартавиа и Нордвинд по Москве не особо лезут, в регионах немного бодаются с Победой, но тоже стараются сильно не лезть в конкуренцию, занимая уникальные направления. ЮтЭйр вообще забился глухо на своих направлениях, немного летает по основным линиям. типа Москва - Сочи или Питер, но там больше для стыковок своих рейсов из Сургута или Нижневартовска.
В результате мы имеем монополию на рынке, где игроков несколько. Но 95% рейсов не генерирует пассажиропотока более чем на несколько рейсов в неделю, где справится и один перевозчик.
Естественно, сервис улетел в никуда. Задача в первую очередь - затащить пассажира на рейс, а вторая - раздеть его до нитки. Правила перевозок при попустительстве Минтранса позволили это сделать. Причём без обоснований - микроскопическая ручная кладь, штрафы и отказы в перевозке без компенсаций, про сервис вообще не стоит и упоминать.
При этом авиакомпании в сети многие защищают, правда, аргументы весьма интересные. Про сервис - «вы чё, жрать припёрлись», про ручную кладь - «заставили всё своими баулами», про штрафы и отказы - «приезжать нужно заранее» и «внимательнее надо быть». Не спорю, они в какой-то мере справедливые. Однако, насчёт сервиса - билеты не 500 рублей стоят, да и не 5 тысяч уже даже. За такие деньги хотелось бы сервиса, при этом у РЖД сервис наоборот появился. Насчёт баулов в салоне - так багаж выкинули из билетов. потому народ и потащил все в салон. А у авиакомпании нет разницы в расходах, где это таскать. Насчёт «внимательнее надо быть» - тут уже куда внимательнее, когда страховку и миллион услуг включают по умолчанию. А ещё не забывать, что кассы ушли в прошлое, да и билеты электронные стали. Люди сами покупают. Естественно, нужно брать только на компьютере с большим экраном, чтобы вычислить эти подставы от перевозчиков. Но многие берут с телефона, где с кривыми сайтами и приложениями перевозчиков весьма легко наделать ошибок. И да, в очередной раз - билеты дорожают, а сервис ухудшается.
Поэтому логично, что ФАС
пытается навести порядок. Работа по анализу подходов авиакомпаний к ценообразованию на авиабилеты продолжается. Необходимо разработать ценовые политики, которые должны включать правила определения стартовой цены на авиабилеты и правила отклонения от нее, включая механизмы ограничения максимальных тарифов в эконом-классе, отметили в ФАС.
Ну то есть отправная точка должна быть где-то на уровне себестоимости перевозки при средней загрузке рейса на направлении, а также с учётом дополнительных трат на маркетинг и административные расходы, помимо расходов на самолёт с экипажем и выполнение рейса, ну и форс-мажоры - уходы, обливы и т. д. Дальше всё в плюс, это тоже правильно. Но цена не должна улетать в небеса. Помните билеты Победы по 70-100 тысяч, когда мест не осталось и попер овербукинг, пардон, техническая ошибка с перепродажей. Нормально, когда нормальный годовой тариф экономического класса в 4-6 раз выше себестоимости перевозки (это максимальный тариф, для тех, кто не в теме).
«Направлены письма в крупнейшие авиакомпании о необходимости провести анализ расходов, включаемых в себестоимость авиаперевозок, эффективность применяемых способов закупки и принять все меры для обеспечения доступности авиаперевозок на внутренних воздушных линиях для всех категорий граждан».
Сборы вообще должны быть процентно привязаны к тарифу. Тот же багаж. Его себестоимость перевозки определяется только расходами на топливо. На средний чемодан около 500 грамм в час. В рублях это около 30 рублей. А сбор составляет 2-5 тысяч.
Реально ведь, с современными механизмами продаж тарифы вообще не привязаны к себестоимости. Тарифные механизмы направлены на рост выручки и среднего чека. Оценивается платежеспособность пассажира, а не реальные расходы.
Ещё странно прозвучала
новость, что Минтранс предложил штрафовать авиакомпании за ошибки в билетах. Статью написала незабываемая Айгуль. Что странно, но в ней никто не поливал ни авиапром, ни авиацию, но из статьи совершенно непонятно, что именно и кого не устраивает. Пассажиры жалуются, что авиакомпании не идут навстречу? Данные некорректные идут в базы перевозчиков? Или про переносы не информируют? Просто после прочтения этой статьи у меня полный Error в голове.
Если вопрос касается жалоб на корректировку ошибок, допущенных пассажиром при покупке, то, формально ответственность на пассажире. А вообще, народ покупает билеты с телефона, где на маленьком экране не всегда можно разглядеть ошибку. Оно лучше брать с компьютера, но не всем доступно. Ну и при очевидной ошибке раньше пропускали без вопросов. Но если нужно вносить изменения в билет, то можно было бы это делать за символические 500-1000 рублей.
Насчёт баз данных АЦБ ПДП, то тут больше вопрос к работникам регистрации. Они могут скорректировать данные APIS при проверке документов. В билете изменения не вносятся, только в APIS в бронирование. Но по России на это часто забивают. Ну а что - зарегистрировался онлайн, прошёл с посадочным сразу на гейт, там никто паспорта не смотрит, поэтому ошибки править никто не будет.
Насчёт информирования о задержках... Но тут уже вопрос к перевозчикам, технически это сделать просто. Но только не на электронную почту, которую читают не все, где куча спама. И информирование ляжет аккуратно между рассылок от той же авиакомпании. Должна быть смс-ка или, ещё лучше, звонок.
В целом, я рад, что вопросами занялись. Но ещё много моментов, где права пассажира должны защищать государственные органы.
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/ Подборки тематических статей автора доступны здесь:
https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA------------------------------------------------------------------------------
1. Лучшая благодарность - потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:
https://dzen.ru/a/ZlD6pzBBSlv5lkk33. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/393617.htmlhttps://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-v-2024-godu-65932b4092a5031d8229b823 5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте:
https://unicorm.ru/