Оценка результатов субсидирования авиаперевозок

Mar 25, 2024 00:14



Прежде всего хотел бы высказать свои слова соболезнования родственникам погибших в чудовищном теракте, произошедшем в пятницу. Ничто не может быть оправданием за убийство мирных жителей какой бы то ни было страны. Терроризм - удел слабых и побеждаемых, загнанных в угол. Он не наносит ущерба армии противника, а то только укрепляет желание идти до конца ради возмездия. Настоящим заказчикам не скрыться за покровителями и чужими масками. Враг будет уничтожен, победа будет за нами!
Вчера не нашёл в себе силы написать на сторонние темы, когда все следят за происходящим. Можно было написать что-то связанное или близкое по теме. Но это и не мой формат, да и, на мой взгляд, было бы кощунственно. Но коллег, которые вчера писали посты на сторонние темы, ни в коем случае не осуждаю. Нашли силы, молодцы. А у читателей, которые что-то ждали - прошу прощения.
Сам ехал в Москву на мероприятие. Когда всё произошло, оно, естественно, отменилось. Сам время на выходных провел во встречах с близкими друзьями, коллегами по авиации, кого давно не видел. С аэропортов, с авиакомпаний, с гос ведомств. Все мы когда-то работали рука об руку, я рад что мы продолжаем наше общение. Не думаю, что мы в будущем поработаем вместе, но уверен, что мы всегда найдём время для задушевной беседы на кухне. До кого не доехал - времени было не так много, мы с вами обязательно увидимся в следующий раз.
А теперь к сути моей сегодняшней статьи. 20 марта состоялось итоговое расширенное заседание коллегии Росавиации. Приветственное слово взял Министр транспорта РФ Виталий Савельев, который отметил, что за последние 6 лет в полтора раза увеличился объём субсидирования и в три раза выросло количество пассажиров на субсидируемых рейсах.

Вот на этом бы и хотел остановиться поподробнее. Так сказать, дать свою оценку нашему субсидированию рейсов. Для начала вспомнить цели субсидирования, которые декларировались начиная с Клима, заканчивая Министром. Сначала говорили о необходимости полетов, минуя Москву, связности Дальнего Востока, Калининграда и Крыма с центральной частью России, потом о повышении доступности полётов, а в 2022 году просто о необходимости перевезти сто миллионов пассажиров. Кстати, хорошо бы в постановлениях о субсидировании прописывать все задачи, чтобы можно было оценить результат.
Насчёт постановления 1242, которое о субсидировании региональных рейсов в обход Москвы. Началось за здравие, потом из него повыскакивали многие рейсы, а потом оно пришло к разделению рейсов на случайные и софинансируемые, что привело к дисбалансу. Начну со второго пункта. Софинансирование регионом рейса приводит его в перечень субсидирования, даже если он не отвечает многим критериям постановления. В принципе, это абсолютно нормально. Постепенно часть субсидий и должна уходить вместо федерального бюджета в региональный. А регион сам решает, что ему нужно. А дальше дисбаланс - какие-то регионы, как Ульяновск, не занимаются софинансированием. Возможно, здесь речь уже о незаинтересованности властей в развитии своего региона. А кто-то, наоборот, вкладывается, как не в себя. При этом регион даже более дотационный. Но в результате его жители оказываются в более выигрышном положении, чем жители условного Ульяновска, которые поедут в аэропорты Казани или Самары, либо выберут иной вид транспорта. Ну или через Москву полетят. Иногда регионы выбирают рейсы для софинансирования опираясь на пиар, а не на потребность. Например, некоторые регионы Южного Урала софинансируют рейсы в Калининград, который интересен с точки зрения туризма, но при этом игнорируют более важные рейсы для местного населения и экономики. Небольшие по протяжённости рейсы из Челябинска в Казань и Самару, возможно, были бы более востребованы.
Другой вопрос в том, что под основные критерии постановления попадают несколько странные рейсы вроде Брянск - Волгоград и Уфа - Ярославль. Они идут целиком с федерального бюджета. На мой взгляд, этим средствам можно найти лучшее применение. А вот востребованные направления вроде Хабаровск/Владивосток - Магадан кому софинансировать? Хабаровску особо не нужно. Магадан наверняка найдёт что-то более подходящее, тем более там местных рейсов и расходов на них вагон, да ещё и расходы на содержание коммуникаций и инфраструктуры. Да и денег там не так чтобы много. И деньги пойдут Авроре, которая ни разу не Магаданская. Как быть в этой ситуации?
Следующий вопрос - повышение доступности Дальнего Востока, Калининграда и Крыма. Тут есть много нюансов. Во-первых, пассажиры этих рейсов бывают местными и туристами. Доступность бывает двух видов - местным жителям полетов в центр, а туристам - полетов в эти регионы. Потом пофиксили и дали минимальную цену пенсионерам, студентам, местным жителям. Но, на мой взгляд, обделили туристов, которые бы тоже хотели слетать и на Дальний Восток, и в Калининград, и в Крым. Возможно придумать механизмы для таких пассажиров, возможно, на основании путевок или ещё чего-нибудь. Да и мне с Подмосковной пропиской накладно возить всю семью к бабушке туда и обратно. Люди на Дальний Восток не летают просто так, потому не вижу смысла субсидировать одну категорию людей, а не весь рейс.
Насчёт просто перевезти сто миллионов… Деньги ввалили, авиакомпании показали рекордную прибыль, а сто миллионов не перевезли. Да и для туристов, которые лишились заграницы ничего не сделали. А можно было. По факту за копейки полетели те, кто и так бы полетел. На условной линии Москва -Челябинск от уменьшения стоимости билета больше народу не полетит. А вот совместно с туроператорами проработать турпакеты с перелетом можно было бы. Многие не летят на Байкал или Белокуриху из-за возможных проблем с размещением и трансфером. А кстати, неплохо было бы и сделать пакетные туры выходного дня под ключ хоть в Казань, хоть в Мурманск.
Подытожим. Субсидирование радикально изменило облик нашей авиации. Это стало причиной рывка десять лет назад. Но сейчас этот инструмент нуждается в коррекции и в постановке новых задач, которых много. И внутренний туризм одна из них. Только вмешательство государства может помочь сделать внутренний туризм доступным и комфортным.
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/

Подборки тематических статей автора доступны здесь: https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA
------------------------------------------------------------------------------

1. Лучшая благодарность - потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.

2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:
https://dzen.ru/a/ZgCJwI4giF79eb_u

3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.

4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/393617.html

https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-v-2024-godu-65932b4092a5031d8229b823

5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте:
https://unicorm.ru/

Минтранс, Субсидирование

Previous post Next post
Up