Разбор Смирнова про лучший советский авиапром

Dec 08, 2023 00:10



Как отличить адекватную позицию по истории нашей гражданской авиации? Да просто автор не обливает грязью ни один из периодов её развития. Советский период был важен, было множество достижений, я их разбирал, потом современный тоже важен. Сложен был период девяностых. Но из девяностых я знаю только один самолёт - Ту-214. Периоды все были нормальными и адекватными. Просто в каждый из них находились герои и не совсем герои. Баланс менялся. Но важно помнить про поколения самолётов. И Суперджет, и МС-21 - это временные самолёты, которые являются полноценными наследниками Ту-134 и Ту-154.
Однако некоторым персонажам из восьмидесятых хочется показать, что с авиацией было все хорошо только при них и только благодаря ним. Вот тезисы замминистра гражданской авиации Олега Владимировича Смирнова и хочется разобрать. Правда интервью в пересказе Дзен-канала Окно в историю. Источника иного там нет, поэтому предположу, что автор сам пообщался со Смирновым. Поехали!

«Так вот, Олег Владимирович считает, что Аэрофлот действительно был народной авиакомпанией. Цены на авиабилеты были вполне приемлемыми в отличие от сегодняшнего дня, когда количество желающих лететь превышает их финансовые возможности.»
Ну так можно сравнить. Я возьму любимый мной родной Владивосток из Москвы. Сейчас билет в одну сторону стоит около 16 тысяч без дальневосточной субсидии по плоскому тарифу. (С субсидией, которой не было для жителей Владивостока при СССР, билет в одну сторону стоит меньше 10 тысяч). Средняя зарплата в стране сейчас - 71829. Можно слетать 4,5 раза. В начале восьмидесятых билет из Москвы во Владивосток стоил 131 рубль, а зарплаты варьировались от 120 до 200 рублей. Разок слетать можно. Так что не всё прям однозначно.

«По словам Смирнова, авиабилет за один рубль - реальность: ровно столько платила жившая в СССР деревенская бабушка, чтобы на Ан-2 свозить козу к ветеринару. Не говоря уже о доступных пассажирских ­перевозках.»
Как и в случае с билетами за один фунт у РаянЭйра, это не означало, что это покрывало стоимость рейса. Сейчас субсидируемые рейсы и направления имеются, а билеты стоят недорого. Вот только я не хотел бы, чтобы за бюджетные деньги бабушек с козами возили из одной деревню в другую. Для этого есть автобусы и дороги. Никто не спорит, что способы сообщения должны быть, но это не слишком дёшево, а этим деньгам можно найти более полезное применение.

«Олег Владимирович также отметил, что в советском Аэрофлоте было около 15 тысяч воздушных судов разного класса, которые обеспечивали повсеместную транспортную доступность и воздушную связь даже с небольшими посёлками и деревнями. Советский Аэрофлот помогал аграриям, служил «скорой помощью», а заодно осуществлял регулярные рейсы в 105 стран.»
Технологии шагнули вперёд. За полями можно ухаживать и без авиахимработ, медицинские полёты по-прежнему выполняются, в 105 с лишним стран летали до пандемии, а насчёт транспортной доступности, то это находится в руках местных властей, если готовы на это бюджеты выделять, то пожалуйста, Приморский край не даст соврать. Рейсы восстановились в Терней, Дальнереченск, Преображение, Дальнегорск.

«И все эти 15 тысяч воздушных судов, как подчёркивает Смирнов, были в Советском Союзе отечественного производства - ни одного западного. А сейчас?»
Вот здесь сложно не согласиться. В девяностые годы КБ не занимались разработкой самолётов, а максимально растаскивали бюджет. А деньги тратили совсем не на авиацию, Туполев плаза не даст соврать. Перевозчики не могли себе позволить покупать отечественные самолёты для местных воздушных линий. Они оказались крайне дорогими. Это послужило приговором для Ан-3, например. Да и Ан-38 туда же. Не было денег у авиакомпаний. Выяснилось, что пассажиры готовы летать только за рубль, а оставшиеся за этим рублём 100 рублей никто не хотел дотировать. Поэтому и произошёл коллапс местного сообщения. Программа субсидирования появилась только в конце 2012 года.

«По словам Смирнова, в России на сегодня из 117 миллионов квадратных километров территории - 60% не имеет ни автомобильных и железных дорог. И единственным видом траспотрта, способным удовлетворить свободное передвижение граждан по стране, является авиация.»
А это тоже факт. Только там и имеется сообщение. В большинстве случаев - дотируемое.

«Но за последние 30 лет произошла деградация всей системы авиасообщений в России: если в СССР было 1400 аэропортов, то сейчас осталось 200 с небольшим.»
Да, сейчас в России 231 аэропорт. Вот не соврал. Только ещё у нас в реестре 2,4 тысячи посадочных площадок, а они вполне соответствуют советским аэропортам для местных линий. Называются только по-другому. Со многих из них летают регулярные рейсы. Так что сейчас суммарно инфраструктурных объектов в два раза больше, чем было. Никто не говорит, что тогда было плохо, а сейчас лучше. Просто сообщение развивается, в основном за счёт газовиков. Вот на неделе первый рейс принял аэропорт Эльга. На Курилах недавно открыли в Северо-Курильске, а ещё на Камчатке. Аэропорты открывают. Отрасль живёт. Зачем сгущать краски?

«По его мнению, прекращение транспортного сообщения с удаленными регионами - одна из основных причин оттока населения с Дальнего Востока и Крайнего Севера.»
А может закрытие предприятий и сокращение социальных программ. Да не, явно, потому что Ан-2 перестал приземляться.

«Также бывший зам. министра напомнил, что великий "Аэрофлот" СССР выполнял 25 процентов всех мировых авиаперевозок, а Россия, например, в 2022 году выполнила лишь 1% мировых перевозок.»
Так и страна была больше, да и нужда столько летать отпала. И население страны у нас сейчас явно составляет меньшую, чем 25% долю.

«Олег Владимирович считает, что лучший в мире советский авиапром во многом был разрушен из-действий российских "эффективных менеджеров". К таковым бывший зам. министра гражданской авиации СССР относит и нынешнего министра промышленности и торговли РФ, вице-премьера правительства Дениса Мантурова, который ещё на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2022) пообещал, что более 1000 самолетов будет передано российским авиакомпаниям для нужд гражданской авиации до 2030 г.»
Пойти и застрелиться вице-премьеру, который отвечает за всю промышленность в РФ. В том числе Росатом, которым принято гордиться, да и наше производство оружия, которое обеспечивает выполнение СВО, а ещё поезда, вагоны, корабли и многое другое. Везде есть плюсы и минусы. Оценивать можно по индексу промышленного производства. А конкретно за авиапром отвечает сейчас Слюсарь. Насчёт его эффективности можно спорить долго. Однако авиапром у нас есть. То что, что-то испытывается и сертифицируется в текущих условиях, это уже хорошо. Ну а к его образованию и опыту работы претензий нет - два высших, кандидат наук, 20 лет опыта управления на госслужбе.

«А в реальности вот что происходит: за первую половину 2023 года в России было выпущено лишь два тяжелых гражданских самолета, сообщает Air Media со ссылкой на данные Росстата.»
Внезапно, расскажите человеку, что в мире происходит. Про санкции и полную перестройку авиапрома он не в курсе. Вот бы в его бытность замминистра ему бы сказали, что нужно за год изготовить пару десятков самолётов, для которых нет компонентов. Вот что бы он делал.

"В советское время после того, как министр не выполнял обещание, данное главе государства, его выгоняли пинком под зад. Сейчас этого не делают, почему - я ответить не могу. Я не понимаю этой логики. Этот министр промышленности (имеет ввиду Мантурова) уже разрушил все виды производств в стране - станкостроение, гражданское самолетостроение, производство телевизоров и холодильников. Но при этом он, по отчетам, самый богатый министр в нашей стране. Значит, такая система стимулов у государства - чем ты хуже работаешь, тем богаче становишься".
Мне кажется, что это зависть. Ну и причины невыполнения есть. Всегда есть понятие фактора непреодолимой силы. Да даже сейчас есть понятие приоритета. Если сорвут поставки самолётов на год, но обеспечат потребность в беспилотниках, то уж точно никого не накажут. Если вместо Ту-214 вице-премьер будет занят увеличением производства снарядов, то тоже вопросов к нему не будет.
Насчёт самолётостроения, то самолётов при Мантурове выпускали намного больше, чем при предшественниках. А про телевизоры и холодильники? Если зайдёте в Эльдорадо любое, то они почти все российского производства. У меня тоже телевизор сделан в Калининграде. Где стиралка - не скажу.
И да, про Атом промолчал, про вооружения тоже, про поезда с электричками и метро. Да и про автомобили забыл. Видать они во всё не входят.

Однако Олег Владимирович убеждён, что Россия по своим размерам и расстояниям обречена быть великой авиационной державой: "Этот статус можно восстановить при одном условии: если всё жульё, ворующее из бюджета, - убрать из авиа­ции, а их места укомплектовать профессионалами, причём национально ориентированными. У нас же, в СССР, до 1990 г. всё было - и было наплевать на санкции".
Имя, сестра, имя. Кто на его взгляд самый достойный и опытный человек, который имеет безупречный опыт управления хотя бы сотней промышленных предприятий. Если есть поклонники, то можете вы написать. Только главное, это не оценка личных качеств, а исключительно соизмеримый опыт.

Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/

Подборки тематических статей автора доступны здесь: https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA
------------------------------------------------------------------------------
1. Лучшая благодарность - потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.

2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:
https://dzen.ru/media/skyexpert/razbor-smirnova-pro-luchshii-sovetskii-aviaprom-657226aa15921b6ce81bfc4d

3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.

4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/305462.html
https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-na-2023-god-63b499ea1b4d7472f25cfcd5

5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте:
https://unicorm.ru/

Авиапром

Previous post Next post
Up