Кто больше других виноват в проблемах Ту-204 и Ил-114

Oct 11, 2023 00:37



Вот по вчерашней статье, как обычно, налетели «рассерженные патриоты» (кому и Ургант патриот), мол, с нашими-то властями каши не сваришь, продали все заводы, самолёты не пошли в серию, «виноваты Путин, Мантуров, Чемезов»… Вот, кстати, никогда у этих товарищей не виноваты Христенко, Гайдар и Лившиц. Хотя эти реально ставили палки в колёса всему отечественному. Там же потрудился и Александр Васильевич с Виталием Геннадьевичем. Вот те, кого ругают, в палках в колёса родному авиапрому не особо отмечены. Но речь сегодня не про политиков высокого полёта, а конкретно, что не дало нормально летать Ту-204 и Ил-114.

Основная беда обоих самолётов - старт эксплуатации пришёлся на девяностые. Энтузиасты договорились, что на сертификационных рейсах Ту-204 возили почту, чтобы были деньги на эти самые полёты. Первый же полёт с пассажирами окончился неудачно. У авиакомпаний не было денег. В девяностые и летали - нет ничего, да и кругом куча почти новых Ту-154М, которые стоили дешевле, для них был вагон запчастей, зачастую «левых», да и экипажей тоже было пруд пруди. Субсидий ни для кого не было, Гайдар хоронил отрасль.
Хотя КБ не стоит жалеть. Ну не всех. Туполев грёб на продлении больше всех - Ту-154 и Ту-134 были основными самолётами страны, у военных были Ту-22/95/142/160, ценники выставлялись почти космические. Да и формуляры интересные иногда возникали не на пустом месте. Причём «липой» не брезговал и нацпер. Вспомните, ставшую достоянием общественности проблему с гидросистемами на Туполях нацпера. О каких Ту-204 вообще речь? Тут деньги текут рекой сами по себе. Туполев забил на любые новые проекты, в Туполеве засели временщики. Туполев, ВАРЗ-400 зарабатывали как нефтяная скважина. Много ушло налогами? Или об этом сейчас не принято говорить? Что сказал бы Туполев, увидев, насколько опустилось его родное КБ? Наверное, попросил бы переименовать его.
Что сделал Туполев за девяностые? Да, был самолёт Ту-214, совершивший первый полёт в 1996 году. Первым самолёт современной России. В принципе, экономика его была намного лучше, чем у базовой модели - вёз больше и дальше. А почему он превратился в кошмар эксплуатантов? Да потому что ФЛК! Как только самолёт взлетал из Казани, он становился сиротой. ФЛК послужило причиной нескольких уголовных дел. Казанский авиазавод не отвечал на письма Дальавиа, у которой 5 самолётов выполняли три рейса, которой приходилось все вопросы поддержания лётной годности взять на себя. Причём тут 3 член экипажа и расход в 3,5 тонны, когда запчасти ждали месяцами. Помните, как на 64509 при демонтаже убили ВСУ? Помните сколько её ждали? Полгода! А помните, откуда взяли замену? Сняли с опытной машины - 64501! Кто сказал каннибализм?


Довели до ума Ту-204? Да! Во Владивосток Авиа, Авиастаре и Ред Вингс. Помогал Иловский завод Авиастар, который не бросал эксплуатантов. Помогал ИФК. Очень помогал. Во Владивосток Авиа, напомню, налёт Ту-204 зачастую превышал 400 часов. Авиакомпания гоняла на них по всей стране. В Ред Вингсе разговаривал с лётным директором Шишовым десять лет назад - он сказал, что к самолёту после катастрофы претензий не было. Авиакомпания не гонит на отечественный самолёт после катастрофы? Не показывайте Министру транспорта текущему, его кондратий хватит. Не положено так!
Расход на Ту-204-300 во Владивосток Авиа на дальних рейсах составлял 3000…3200 кг. Сам носил сводные, всегда смотрел с интересом на Trip Fuel. Меньше, чем у Боинга-757, но больше, чем у А-321. Ну у того и масса и дальность поменьше. Экономика для нулевых отличная.
Что делало государство для Ту-204? Ну позиция относительно спорная. С одной стороны - беспошлинный ввоз иномарок, правда, в обмен на закупку Ту-214 Трансаэро. Так потом стало всеобщим. Но так и Ту-204 когда последний сошёл со стапелей? Гайдар хоронил, Лившиц хоронил. Христенко, но тот больше был против 96-ого. Глава Росавиации максимально нанёс удары по эксплуатантам отечественной техники. Савельев сделал всё, чтобы Ту-204 Владивосток Авиа и Ту-214 Дальавиа никогда не поднимались в небо. Хотя потребность и интерес был. Совсем недавно после долгого простоя самолёты вновь поднялись в небо. Пусть для Роскосмоса и Росгвардии. Но всё же.


С другой стороны, Куба и Корея взяли Ту-204? Взяли, была в этом помощь от государства? Да, была. Иран хотел взять, но там же санкции. Только вот инициатором отказа от поставки были тогдашние американские хозяева Пермских моторов, которые имели право заблокировать поставку. Кинули бедных Иранцев. А вот на поставки Кубе и Корее повлиять не смогли. С Египтом получалось, а с Китаем не вышло. Международные сделки шли от государства. Трансаэро полетело на Ту-214 в обмен на беспошлинный ввоз, кто договаривался? Почта России полетела на Ту-204, тут кто договаривался? Для Владивосток Авиа самолёты брались через Сбербанк Лизинг, чья инициатива? Контракты для СЛО, которые позволили выжить Ту-214, что можно возобновить производство, вливания денег, субсидии. Это шло от государства.
Я не говорю, что государство святое, но местами получалось плечо подставить. Потому что без плеча от государства не получалось ничего.
Что для Ту-204 сделал Туполев? Да одно большое ничего. Там старались жить на уже имевшихся проектах. Если бы Ту-334 делали не по принципу «тяп-ляп», а серьёзно бы подошли к аэродинамике машины и её экономике, то её бы тоже получилось пропихнуть. Но проекты делались для освоения средств. Никто не хотел их реализации. Это у Авиастара деньги приходят за самолёт, это ему присылают деньги за комплектуху кое-какую. Потому и выжил Ту-204 какое-то время.


А что по Ил-114? Самолёт весьма узкого применения. Военным не нужен. Могли впихнуть авиакомпаниям, но двигатель оказался слабым звеном с ресурсом в 600 часов. Выборг полетал какое-то время. Даже мы с ИрАэро его пользовали в 2009 году несколько раз. Расход радовал, пока не спалили двигатель. В общем, убыток был колоссальным. И дело не в расходе и прямых затратах.
Не нужный военным Ил-114 оказался обузой для Ила. Авиакомпаниям не нужен, военным не нужен. Есть неплохой Ил-76 и на базе него Ил-78 и А-50. В девяностые Ил тоже неплохо кормился с Ил-62/76/86. Хотя Новожилов был идейным, бегал с 96ми, пристроил их в Аэрофлот. В нулевые продолжали с 96ми возиться, поэтому сейчас можно выковырять грузовые четырёхсотки и пассажирский даже один сообразили. Да и Авиастар не в пример Туполевским заводам был современным, поточная линия, компьютеризация. Вот и сейчас работает круглосуточно, что-то выпускают. Самолётов, правда, маловато в этом году, но запчастей и комплектующих хватает.
У меня много друзей какое-то время в Иле работали. Кто-то был целевиком, кто-то на практике. Но все говорят, что к любым инициативам и разработкам отношение негативное. Студенты рисовали «в стол» разные модернизации для Ил-96. Всем говорили, что нет будущего ни у чего. Вообще, у авиации, потому идите, мол, эксплуатируйте Боинги.
А теперь представьте, что этим пессимистичным дедам в Иле воткнули в зад фитиль и его подпалили. Я про необходимость создания Ил-114-300. Боюсь, что инициатора включения Ил-114-300 в Программу-2030 так деды прокляли, что у него что-то на лбу выросло. Да катастрофа Ил-112 оказалась подарком, простите, для всего Ила. Теперь есть возможность спихнуть ненавистный им Ил-114. На которой всеми правдами и неправдами само руководство Ила отказывалось подписывать спецификации, чтобы не было контракта. Не нужен он им. Да, по правде, Климову тоже ТВ7 не нужен. И УЗГА, глянув на это, забрали себе ВК-800СМ, потому что у них лучше получится. У Климова куча других проектов, которые приносят хорошие деньги. Вертолёты - в первую очередь.
А что Минпромторг? Ну посмотрел на эту безнадёгу, да и выделил деньги Погосяну. В итоге Суперджет построили 230 самолётов. Что мешало влезть сюда Туполеву со своими проектами? Да они перекрестились, что от них отстали. Не, деньги им нужны, но за них пришлось бы в данной ситуации отвечать. А Суперджет полетел. Минпромторг свою задачу выполнил.
Там мне написали про дефицит кадров. Так нет его у Иркута, пардон, Яковлева. У тех всё есть. Да и в Авиастаре работают днём и ночью. Весь регион прошерстили. Работают 24/7. Есть кадры, значит. Да и МС-21 не в Советском Союзе проектировали, а он тоже полетел.
Так что больше всех за самолёт несёт ответственность генконструтор. А не Мантуров с Чемезовым и Слюсарем. Те сделали, что могли. Но что сделали Ил с Туполевым для своих самолётов?
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/

Подборки тематических статей автора доступны здесь: https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA
------------------------------------------------------------------------------
1. Лучшая благодарность - потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.

2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:
https://dzen.ru/media/skyexpert/kto-bolshe-drugih-vinovat-v-problemah-tu204-i-il114-6525b618d7e0ce21fc8ab7d6

3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.

4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/305462.html
https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-na-2023-god-63b499ea1b4d7472f25cfcd5

5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте:
https://unicorm.ru/

Ту-214, Ил-114, Ту-204

Previous post Next post
Up