Почему не удались первые лоукосты в России - Авианова и Скайэкспресс

Sep 19, 2023 00:05



Вот периодически в статьях про Победу вылезают неравнодушные, которые говорят, что, дескать, Победа - не настоящий лоукостер, а вот настоящие были Авианова и Скайэкспресс, возили всех нахаляву, но злые конкуренты их задушили, горите в аду (с). Вот действительно, было такое в нашей истории. Авиановой, каюсь, не летал. А вот на Скайэкспрессе прокатился разок до Сочей.
Сейчас конкуренция уже привела к тому, что авиакомпании почти все стали лоукостами - то есть, в ущерб сервису и не только максимально сокращают себестоимость перевозки. Основной пункт экономии, разумеется, флот. Первый вариант - закупать монофлот, за счёт огромных контрактов держа удавку на шее Боинга, как это делают Раяны и Саусвест. Второй вариант - набрать дешёвого флота, за который лизинг три копейки, который себя окупил, а потом нет особой потребности и гонять его. Дальше варианты - использовать дешёвые аэропорты, вывести всё возможное в доп услуги, в наземке отказаться от допуслуг - встроенные трапы, самоходные стоянки у терминала, сокращённый ТГО, уборка силами бортпроводников.

Вообще в России все уже перешли на эту систему. Разве что с флотом так не получается. По большому счёту, той же Смартавиа, как лоукосту, толку от монофлота особого нет - у них ПЛГ на аутсорсе у компании, которая может заниматься и тем, и тем. А размеры контрактов на скидку в существенном размере не повлияют. Разве что экипажи разные. Вон, Ютэйр гоняет возрастной флот, который уже трижды себя окупил. Там только на ПЛГ расходы.
Ну и дешёвых аэропортов нет. Ну разве что Курган и Киров зовут к себе Победу, так как дотируются местными властями, как это и должно быть. Ну и всякие Иваново и Курск, но там делать особо нечего. Самые дешёвые аэропорты - в Москве, а там тарифы примерно одинаковые. В других городах нет конкуренции. Да и в регионах в день 5-10 рейсов в большинстве случаев норма. Какая тут должна быть альтернатива? Топливные операторы везде разные. Там тоже особо ничего не порешать. Ну и аэропорты запихивают по максимуму. В сбор за обслуживание пассажира входит и печать посадочного и обработка багажа. Самолёт обязательно поставят так, чтобы вытаскивать и затаскивать буксировкой за денежку, на посадку и высадку поставят 6-8 автобусов в сумме, да и трап дважды посчитать не забудут. Кто там говорил, что телетрап дороже, чем на автобусе? Ну посчитайте стоимость четырёх трапов для Победы (два по прибытию и два по отправлению - хоть получасовой оборот, но некоторые аэропорты считают отдельно), 6-8 автобусов для пассажиров, за каждый по десяточке. Только за это тысяч под сотню может выскочить. Остальные услуги не дешевле.
Ну и пассажиры не всегда прям разбирают билеты, загрузка может упасть. Уход на запасной - это ещё 300-400 тысяч, облив - ещё 150 минимум. Так что расходы и так срезаны, но как в Европе - заставлю переться пешком пассажиров, прилечу со своим трапом, введу платную регистрацию, рассадку без мест и найду бесплатный аэропорт - такого нет и не будет.
И это сейчас в эпоху невозвратных билетов и отсутствия бесплатной нормы багажа на пассажира. А Авианова и Скайэкспресс вообще летали, когда больше 3 часов кормить обязательно, билеты бумажные, ТКП душит комиссией, бесплатно 10 кг багажа, возврат билета по умолчанию. Там хочешь - не хочешь, а себестоимость перевозки, что у Аэрофлота, что у Авиановы - одна и та же. Однако, дорогу осилит идущий.
Авианову организовали в 2009 году, набрав подержанных А-320 за недорого, но с учётом новых для России в те годы двигателей IAE и отсутствия достаточных компетенций в той мере, как сейчас у операторов ПЛГ, получили и простои флота и периодические нарушения в расписании. Выручка от продажи допуслуг составляла считанные проценты (у крупнейших лоукостеров мира 40-60%). Скидок на обслуживание никто из аэропортов не дал.
Результатом стало то, что компания показывала существенные убытки. В 2009 году расходы компании составили 586,4 млн руб., а выручка - 160 млн руб., 2010 году - соответственно 3,5 млрд руб. и 2,4 млрд руб. Разницу доплачивали инвесторы. Чем больше авиакомпания летала, тем больше убытков она приносила. В итоге 12 января 2012 года сертификат эксплуатанта авиакомпании аннулировали. При банкротстве задолженность Авиановы составляла 586 млн руб., активы - всего 20,2 млн руб.
Кто виноват, что авиакомпания перестала летать? Ну инвесторы, которые перестали доплачивать за перевозку пассажиров по сверхнизким тарифам. Но и так 3 года возили нахаляву. Неужели не хватило. Люди спонсировали перелёты, а теперь призывают их гореть в аду. Неужели, кто-то в здравом смысле думал, что можно с прибылью перевозить пассажиров по 500 рублей, когда тонна керосина стоила около 30 тысяч в крыло?


Скай Экспресс был задуман по более умной схеме - не копировался европейский лоукост, который в России не был возможен, а предлагалась средняя схема. И не было билетов по 500 рублей (ну кроме распродаж), но и был багаж по 15 кг, средняя загрузка около 76% кресел, онлайн сервисы, монофлот из престарелых Боингов-737. Доля допуслуг уже составляла около 10% выручки.
Особой прибыли, как и особых убытков не было. С 2009 года Скай Экспрессом рулил опытный Ванцев, который позже перевёл часть флот в Кубань, которая тоже позже приказала долго жить, но появился Азимут. Так что отдалённо Азимут можно считать наследником Скай Экспресса. Связан он, конечно, в основном владельцем и частью персонала. Но по-прежнему лоукост с монофлотом из Сухих Суперджетов. Бизнес-модель претерпела свои изменения - билеты невозвратные, багажа бесплатного нет, но так у всех сейчас, даже у Аэрофлота.
В России сейчас все авиакомпании, кроме Аэрофлота с Сибирью, лоукосты. Себестоимость перевозки снижается всеми доступными методами. Кто не хочет летать Победой - пожалуйста, есть Смартавиа, Нордвинд, Азимут, ЮтЭйр. Ну а у кого претензии на хороший сервис - добро пожаловать на железную дорогу, где за ту же сумму вас и покормят, перевезёте багаж в комфортном купе. Эра комфортных перелётов осталась позади. Ну и, как пишут комментаторы, «в самолёт пришли, чтобы лететь», «зачем брать с собой багаж», «в самолёт садятся не для того, чтобы есть». Грустно от этого, но добро пожаловать в новую реальность. А я чаще выбираю поезд.
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/

Подборки тематических статей автора доступны здесь: https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA
------------------------------------------------------------------------------
1. Лучшая благодарность - потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.

2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:
https://dzen.ru/media/skyexpert/pochemu-ne-udalis-pervye-loukosty-v-rossii-avianova-i-skaiekspress-6508ad87b8050824ebcb0bb8

3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.

4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/305462.html
https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-na-2023-god-63b499ea1b4d7472f25cfcd5

5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте:
https://unicorm.ru/

История, Лоукостер

Previous post Next post
Up