Уже неоднократно говорил, что некоторые комментарии, хочется осветить отдельно. Вообще у меня куча интересных тем и материалов, в том числе по нашему авиапрому, да и по зарубежному. Хочется разобрать ещё несколько интервью и видеороликов. Однако сегодня - день ответов на парочку вопросов.
Начну с комментария Владимира Чугунова в
мартовской статье про установку отечественного БРЭО на самолёты ТВС-2МС. Разберу его на куски, чтобы ответить. Авторскую орфографию и пунктуацию сохраняю. Вообще, схожие вопросы задаются неоднократно.
Вопрос: «Опять изобретаем велосипед. Это про ТВС. Хотя был АН-3 с турбовинтовым советским двигателем. Длинноносый.Но почему-то не пошел. Попал в лапы перестройки. Найдите отличия от нового велосипеда..»
Ответ: Непонятно, от чьего лица пишет комментатор, когда говорит «изобретаем». Так говорят, когда к чему-то имеют отношение. То есть, либо человек работает в СибНИА или Русавиапроме, либо он ещё не слышал о развале МГА. СибНИА - государственное учреждение, более десяти лет назад разработали проект модернизации старых Ан-2 за счёт установки двигателей ТРЕ-331, а также современного БРЭО. К тому времени серийное производство Ан-3 было окончено, так что поле было свободно.
Лучше ли Ан-3 с ТВД-20? ТВС-2 намного современнее. ТВД-20 добивали в Омске в девяностые. А устанавливаемая на ТВС-2МС модификация TPE331-12UAN сертифицирована 9 мая 2014 года. Примерно то же можно сказать и про БРЭО. У ТВС цельнокомпозитная углепластиковая конструкция, изменённые стойки шасси, замкнутый контур крыла. Это позволило повысить максимальную коммерческую загрузку до 2400 кг, а дальность довести до 4500 км.
Длинноносым будет практически любой турбовинтовой вариант, что связано с особенностью конструкции ТВД. Насчёт причин, по которым он не пошёл - он оказался крайне дорогим для авиакомпаний. По всей стране были тысячи Ан-2, а его модернизация до Ан-3 не окупала затрат. Кроме того, использование ТВД приносило больше минусов, чем плюсов для самолёта данного класса. Поэтому здесь не перестройка причина, а свободный рынок. Причём Ан-3 конкурировал не с зарубежными самолётами, а с уже имеющимися Ан-2. Региональные полёты не приносили столько денег, чтобы тратить их на Ан-3.
Почему же сейчас ТВС смог вырваться на рынок, да и по Байкалам пошли контракты? Во-первых, за тридцать лет в стране нормализовался рынок авиационного лизинга, перевозчикам не требуется разыскивать огромные суммы для одновременной покупки самолётов. Во-вторых, у регионов появились средства и возможности для субсидирования местных перевозок. Во многих регионах уже восстановились местные линии, да и ТВС, хоть и редко, но встречаются на местных линиях наравне с Л-410, Ан-2, Дэш-6.
Какие отличия - в первую очередь двигатель и БРЭО. Ну а во-вторых, велосипед уже десять лет как не новый. Даже наоборот, с учётом текущего положения и введенных международных ограничений, у данного проекта вряд ли будет светлое будущее. В отличие от Байкала с ВК-800СМ.
Вопрос: «А двигателестроения в России, как не было, так и не будет. И благодарите за это круглохарева Гайдара и кагал при нем. Мол-все купим. Главное заводы в базары превратить. Чтоб было изобилие тряпья.. Китайско-турецкого.»
Ответ: Не знаю в какой бронетехнике находится комментатор, но в стране не так уж мало авиационных двигателей собственного производства. Опустим ракетные двигатели и двигатели для военных машин, возможно, товарищ имел ввиду исключительно гражданский авиапром. Уберём и ВК-2500, всё же это вертолётный вариант. Наверное, не стоит упоминать ПД-8 и ПД-14, всё же хоть и летают, но пассажиров не возят. Но есть ПС-90 в нескольких вариантах, который вполне доработан и нельзя сказать, что он отсутствует. Sam146 тоже производили в Рыбинске, пусть и с французским газогенератором.
Насчёт будущего - он уже видно невооруженным глазом: МС-21 летает с ПД-14 и прошёл сертификацию с ним, ПД-8 подвешен под крылом лаборатории и тоже летает. ВК-800СМ готовится к полётам на лаборатории, закончив тестирование на стенде.
Насчёт роли Гайдара - было множество и других лиц, которые негативно повлияли на отечественный авиапром. Лившиц, Христенко туда же. Но лучше давайте вспомним, благодаря кому у нас сейчас есть тот задел, который позволяет смотреть в будущее с надеждой. Благодаря кому летает и готовится к серии десяток МС-21, благодаря кому было построено 230 Сухих Суперджетов, кто создал ПД-14.
Вопрос: А если решили захватить двигателестроительные заводы на Украине, то достанутся только развалины . Без документации и тех процессов..
Ответ: А что сейчас мог бы дать целый Южмаш или Прогресс? После 2014 года заводы стагнировали и перестали быть интересными. В России есть более современные заводы в Перми и Рыбинске. Свой двигательный цех есть и у УЗГА. Да и Климова не стоит списывать со счетов, как и Кузнецова.
Примерно так я и ответил комментатору, но получил в ответ:
АН-2 с ТВД и обзывается АН-3. Прежде чем спорить, полезно хотя-бы в Википедию слазить. Мечтатель!!!
Ответ: Мне можно быть мечтателем. Однако, Википедию не стоит рассматривать, как истину в последней инстанции, туда пишут многие одиозные личности, поэтому стоит проверять первоисточники. Однако в данном случае там написана чистая правда: «вариант грузопассажирского самолёта Ан-2 с турбовинтовым двигателем ТВД-20.»
Ан-3 - это один из вариантов. ТР-301 - это вариант Ан-2 с двумя ГТД-350, а ТВС-2МС - с одним ТРЕ-331. Я так и не понял, где я не прав.
На этом думаю, что дискуссию можно считать оконченной, с неконструктивными вопросами по Ан-3 комментаторы будут направляться сюда. Грубость, кстати, излишня, как и переход на личности.
Теперь про катастрофу Сухого в Шереметьево, а точнее про моё мнение относительно решения суда, который осудил КВС. Здесь я вполне могу считать себя компетентным, так как несмотря на отсутствие опыта именно лётной работы являлся руководителем эксплуатантов, а также обучился в МГТУ ГА по безопасности полётов как руководитель авиапредприятия с выдачей соответствующего документа, входил в комиссии по расследованию авиапроисшествий. Думаю, что компетенций у меня вполне достаточно.
Не хочу заострять внимание на самих особенностях действий КВС. Однако, дам комментарии про стойки шасси, которые, по мнению некоторых, поспособствовали разливу топлива. Два удара об полосу с перегрузкой более 5g при эксплуатационных ограничениях в пределах 1,7g привели бы к разрушению конструкции абсолютно любого самолёта. Если бы после первого или второго удара сложились стойки, как пишут комментаторы, то третий удар в любом случае разрушил бы баки и вызвал внешний пожар. При таких ударах я не помню, чтобы самолёты оставались целыми. Даже Дагестанский Ту-154 в Домодедово сел мягче, хоть и мимо, но оставался на шасси до самого столкновения с бруствером.
Нет оснований не доверять расследованию МАК. Direct Mode - не является чем-то особенным. После ударов молний в этот режим уходили и А-320. В данном случае расшифровки показали ещё и хаотичность действий КВС при адекватном ответе на них самолёта. Что касается задержки между действием КВС и ответом самолёта, то это абсолютно нормально для любого самолёта больше спортивного Як-52.
Однако, напрямую не хотел бы обвинять командира. При выявленных недостатках лётной работы в авиакомпании тяжело требовать адекватной реакции неподготовленного экипажа. Поэтому хотелось бы обратить внимание, что в этой части работа проведена недостаточно. Насколько полна и адекватна тренажёрная подготовка, как проводится контроль в рамках адекватной СУБП. Можно было бы внепланово задать данную ситуацию для всех экипажей Сухих, чтобы оценить уровень и качество подготовки.
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/ ------------------------------------------------------------------------------
1. Размещать больше форму со сбором на пиво не буду. В переводах на развитие канала не нуждаюсь, так как пишу регулярно для аудитории, это моё увлечение, ну не блогер я профессиональный. Однако, форма сбора была полезна, чтобы я видел, что читателю особенно что-то понравилось и писал чаще на данную тематику. Поэтому напишу номер карты, куда можно сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/305462.htmlhttps://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-na-2023-god-63b499ea1b4d7472f25cfcd5 5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте:
https://unicorm.ru/