По зарубежному авиастроению - А-380, А-350, Дорнье-328, ARJ-21

Dec 20, 2022 00:00



Завтра пойдут стандартные посты про авиастроение, поставки, запуски, выводы, потом пойдёт предновогоднее с итогами, планами, прогнозами, там дальше буду писать посты из Санкт-Петербурга под ёлочкой с мандарином и бокальчиком Бюрнье или ещё чего-нибудь вкусненького от Сикор или Мысхако. Но сегодня есть желание написать про накопившееся по зарубежному авиастроению. Частично проблемы, частично успехи, частично планы. Про наш авиапром, читатели не дадут соврать, я пишу многократно чаще, что не мешает мне иногда заглянуть за забор к соседям. Поэтому говорить о том, что «вы на себя посмотрите», не стоит. Смотрю и тоже подсвечиваю проблемы, говоря не только о позитиве.

Начну с А-380. Emirates столкнулись с тем, что трещины в некоторых областях лонжеронов крыла значительно замедляют процесс возврата A380 в эксплуатацию. А детальные проверки и ремонт занимают недели. Airbus направил около 60 инженеров в Дубай, чтобы решить эту проблему. Проблема с трещинами затрагивает участки верхней и нижней полки наружного заднего лонжерона между 33 и 49 нервюрами, наружный внутренний передний лонжерон между 8 и 14 нервюрами и наружный передний лонжерон между 38 и 49 нервюрами. EASA и Airbus еще в 2019 году определили, что самолет должен быть осмотрен на предмет усталостный трещин через 15 лет с даты сборки крыла. Но в начале этого года с проблемой столкнулся более «молодой» А380.
Так что проблемы с трещинами коснулись не только Дримлайнеры. В целом стремление к облегчению конструкции и повышению экономичности приводят к сокращению срока службы самолётов. А самолёт весьма дорог. Поэтому не факт, что сэкономленные килограммы веса позволят окупить преждевременное списание дорогостоящего лайнера. Все говорят про экономичность, не замечая стоимости самого самолёта, которая уже тоже улетела в космос.
У нас был похожий самолёт в истории отечественного авиапрома - Ан-10. К катастрофе из-за усталостных трещин он как раз налетал около 15 лет непрерывной эксплуатации. Их массовое списание началось через 16 лет после старта эксплуатации, самолёт из-за усталостных трещин считается неудачным. Его наследник - Ан-12 находится в строю до сих пор, возраст эксплуатируемых машин превысил полвека.
Тут современные самолёты, уже все покрылись изнутри трещинами, причём в разных местах. Благо, есть современный контроль, я уверен, что до катастроф дело не дойдёт, однако списаний не избежать.
Ближневосточная авиакомпания Etihad Airways решила вернуть часть парка самолетов сверхбольшой вместимости Airbus A380 в летнее расписание 2023 года для выполнения ключевых рейсов - между Абу-Даби и Лондоном. Национальный перевозчик ОАЭ объявил, что расконсервирует 4 из 10 мегалайнеров, став очередной авиакомпанией, вернувшей А380 в эксплуатацию по мере восстановления спроса на международные дальнемагистральные перевозки.
Надеюсь, что там А-380 ничего не помешает летать. Авиация в некоторых странах будет потихоньку снова набирать пассажиров, поэтому отказ от производства самолётов в сегменте 400+ пассажирских мест больше продиктован отсутствием прогресса в двигателестроении. Больше двух двигателей - моветон, а единственный более-менее большой лайнер Боинг-777Х как раз стоит из-за проблем с GE-9x.


По А-350, а точнее по судебному процессу подъехали новости. На прошедшем в пятницу заседании Высокого суда Лондона судья Дэвид Ваксман распорядился, чтобы судебное разбирательство, назначенное на июнь следующего года, было разделено на две части из-за огромного количества разногласий между сторонами и непомерного числа документов, с которыми всем участвующим в процессе придется ознакомиться. Судья хочет сначала разобраться по существу вопроса: кто виноват в том, что у самолётов Airbus A350 катарского перевозчика разрушается лакокрасочное покрытие.
Мне кажется, что тут вопрос немного не так поставлен. Авиакомпания получила самолёт с завода, у него пошло отслоение краски. Точнее, несколько десятков самолётов. Фотоматериалы все видели, вопросов ни у кого нет - краска вспучена и слетает лохмотьями с крыла самого современного самолёта. Вместо того, чтобы сказать что-то в духе, мы использовали краску, но что-то пошло не так, проверим и сообщим о результатах, а пока мы сейчас оперативно на вашей базе всё перекрасим, тем более что другие не жалуются, поэтому всё будет тип-топ.
Вместо этого, Airbus орёт, что ничего страшного для полётов в краске нет, посылает авиакомпанию, аннулирует договоры и устраивает перетряхивания всего грязного белья. Уверен, что если бы просто перекрасили, то репутация не пострадала бы совершенно, а сейчас, с учётом иных проблем с их самолётами, Airbus выглядит, как истеричный монополист, который посылает своих клиентов, чуть что использует административный ресурс, при этом постоянно допуская производственный брак. А ведь альтернативы Эрбасам нет. Особенно в широком фюзеляже. Если в узком ещё несколько стран имеют более-менее перспективные проекты, то для широкого фюзеляжа альтернативой является ещё более запятнавший репутацию Дримлайнер. Вон он, авиапром 21 века.


Про конкурентов на узком фюзеляже. 18 декабря первый серийный региональный самолёт ARJ21, разработанный COMAC, был официально поставлен первому зарубежному заказчику индонезийской авиакомпании TransNusa. Индонезийский бюджетный перевозчик заказал 30 самолётов этого типа. TransNusa стала первым международным заказчиком для COMAC.
Китайцы постепенно выходят на международные рынки. Перспектив у китайского широкого фюзеляжа без двигателей никаких нет, а двигателей тоже нет. Но в узком сегменте он вполне может в перспективе обеспечить себя и юго-восточную Азию. Правда, свободный рынок может вмешаться и начать душить конкурента, чтобы не посягал на святое. Такие прецеденты мы все помним. Сами видели. Здесь же авиапром полностью зависит от поставок зарубежных компонентов, поэтому задушить его будет намного проще.


Но идеи возрождения собственного авиастроения витают в разных государствах. В Германии (на территории которой делается огромное количество Эрбасов) в 2019 году создали компанию Deutsche Regional Aircraft GmbH, которая наконец выпустила пресс-релиз, где написали, что возродят Дорнье-328, правда, в новом исполнении. Теперь это будет Do-328eco с чуть более длинным фюзеляжем и 10 дополнительными местами (всего - 50). На будущее возможен один пилот (это тоже модное веяние). Двигатели - стандартное решение от Пратт-Уитни (PW127). А «eco» - это в перспективе биотопливо, про которое тоже все говорят.
В принципе, сейчас в мире не так мало производителей самолётов в данном сегменте. Да он и не так сильно востребован, особенно в Европе, где постепенно убиваются региональные полёты. Так что решение несколько неожиданное. Будем смотреть. Вообще, самолёт интересный.
По производству. Сегодня сорвали выработку второй рецептуры из-за падения температуры. Поэтому завтра вместо занятия своими прямыми обязанностями, которых реально много, поеду на производство, сам буду пытаться, как в прошлый раз нащупать те режимы, где качество будет приемлемым, а температура перестанет скакать. С первой рецептурой я нашёл сам такие показатели, и мы реально производим качественный продукт, вторую сами не смогли. Хотя рецептура более сухая, с ней будет проще.
Во Владивосток сегодня уехала партия аж в 2 тонны, которой хватит на весь Дальний Восток. На маркетплейсах пока продажи только на Озоне, но завтра до конца добьём все оставшиеся, кроме, пожалуй, Казань Экспресса. С ними тоже завтра-послезавтра закончим. Ещё попробуем отправить в центральный регион через собственные склады маркетплейсов до нового года.
-------------------------------------------------------------------------------
1. Размещать больше форму со сбором на пиво не буду. В переводах на развитие канала не нуждаюсь, так как пишу регулярно для аудитории, это моё увлечение, ну не блогер я профессиональный. Однако, форма сбора была полезна, чтобы я видел, что читателю особенно что-то понравилось и писал чаще на данную тематику. Поэтому напишу номер карты, куда можно сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.

2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:
https://dzen.ru/media/skyexpert/po-zarubejnomu-aviastroeniiu-a380-a350-dorne328-arj21-63a0c2fd1ea52232aec5fe85

3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.

4. Информация о сотрудничестве, партнерстве и об авторе публикуется на страницах:
https://travelfoxes.livejournal.com/212431.html
https://zen.yandex.ru/media/skyexpert/plany-po-blogu-i-politika-na-2022-god-61df2948d516294f57069fa4

5. Продукцию (корм для собак) можно пока приобрести только на Озоне:
https://www.ozon.ru/product/suhoy-polnoratsionnyy-korm-dlya-sobak-hey-buddee-dlya-srednih-porod-2-kg-820722100/

Авиапром, airbus, А-380, А-350, arj-21

Previous post Next post
Up