В кои-то веки решил сделать сводный файл с анализом по своим четырём регулярным файлам. Пища для размышления есть, хотелось бы подвести итоги.
Начну с мирового авиастроения. Airbus произвели 4 самолёта А-220, 52 самолёта семейства А-320, 7 широкофюзеляжных лайнеров. Строилось это, понятное дело, не на одном или двух заводах, а участвовал весь мир: Тулуза, Гамбург, Монреаль, Мобиль, Тяньцзинь, Севилья. Отменять этого не стоит, Airbus опутал сетью заводов весь мир, являясь единственным международным авиастроительным холдингом, который производит все типы самолётов от региональных до самых больших широкофюзеляжных лайнеров (У А-350-1000 взлётный вес на 45 тонн больше, чем у ближайшего Боинга-787-10).
Боинг по-прежнему остаётся сильным ближайшим конкурентом. Для статистики оставлю только самолёты, произведённые в 2022 году. В октябре поставили 14 Боинг-737МАХ 2022 года выпуска обеих модификаций (МАХ-8(8200)/МАХ-9) и 1 Боинг-787-10 2022 года выпуска. Производство ведётся на двух заводах в США. Кроме основных типов были поставлены 4 грузовых самолёта устаревшего модельного ряда (Боинг-747/767/777).
При этом хочу обратить внимание. Возрастные новые самолёты, произведенные в 2019 году, естественно, идут с дисконтом. Их берут не самые богатые и известные перевозчики. Новые машины, за которые берётся более приближённая к каталожной цена, поставляются только в авиакомпании Северной Америки (и немного Южной - COPA и GOL), и только 2 исключения в виде 1 самолёта для LOT (авиакомпания страны, которая позиционирует себя как самую приближённую к США в Европе), а также 1 для Раянов, которые уже давно летают только на Боингах-737, у которых под него заточены все МПЗ и пилоты, а также, которая издавна берёт эти самые Боинги заказами под 300 самолётов с огромным дисконтом.
Так что проигрыш Боинга в гонке с Эрбасом уже очевиден в виде огромного разрыва. Правда, это касается только гражданской авиации. В том же космосе позиции расходятся уже не так радикально. Хотя о производстве самолётов спорить смысла мало. Самолёт - достаточно примитивный продукт по сравнению с сравнению с современными авиадвигателями, а там уже достигли максимума экономичности от турбовентиляторной схемы ещё в прошлом поколении. Нынешнее поколение выезжает за счёт увеличения вентиляторов, что приводит к необходимости создания либо сложного и ненадёжного редуктора, либо сложной, многоступенчатой и громоздкой турбины. Дальше пока технологии упёрлись. Новых поколений самолётов не будет без новых поколений двигателей. Сейчас мы находимся в положении конца тридцатых годов, когда поршневые двигатели достигли предела, а реактивных ещё не было.
Дальнейшие разработки должны производиться уже совместно всем миром. Текущий облик самолёта тоже является в данном случае тупиком, обоснованным текущими типами силовых установок. Сейчас пытаются развивать дальнейшую тему экономичности за счёт использования электродвигателей и накопителей энергии. Но накопители энергии не позволяют сделать что-то относительно коммерчески успешное, так как по своим летным характеристикам находится на уровне Ан-2. Да, электричество дешёвое, но компактных источников питания пока что нет.
Пока же стоит проговорить и о нашем авиапроме. В основном, конечно, об успешном МС-21. На перекраску третьего лётного экземпляра с двигателями Пратт-Уитни в ливрею России не стоит обращать больше внимания, чем на красивую картинку. Выглядит - супер, не спорю. Будут перекрашены ещё три самолёта. Но они не полетят на регулярных рейсах и не готовятся к передаче. Это просто замена стандартной ливреи.
В первой половине 2023 года будут построены воздушные суда МС-21 с заводскими номерами МС.0014, МС.0015 и МС.0016, которые будут первыми поставляемыми в 2024 году. В данный момент у всех трёх окончена стыковка крыла и фюзеляжа. И они будут уже с полностью смонтированными импортозамещёнными системами.
Однако пиар нужно использовать, это я одобряю. Нужно больше информации и рекламы. Учитесь у Эрбаса и Боинга. Важно не только производить, но и рекламировать свою продукцию. А то без вас продукцию так отрекламируют, что будет поздно. Хороший пример - Сухой Суперджет, по которому негатива масса - и что зарубежный, что некомфортный, плохо летает, ломается. А позитивного ничего не пишут. Можно сравнить с Боингом-737МАХ, который после двух катастроф по вине конструктивного недостатка, а также почти трёхлетнего простоя, распиарен вновь и негатив в интернет встречается крайне редко.
А позитивное есть. Причём я всех читателей спешу поздравить с тем, что основная полётная программа для сертификации МС-21-310 с двигателями ПД-14 окончена (правда в ноябре уже). Полёты продолжаются для окончания сертификации отдельных систем и узлов, которые подверглись импортозамещению.
Ближайшие задачи - это не абстрактные «Ну и сколько выпустили? Значит, ничего не можем!», которые можно найти к каждому моему посту в этом году про авиапром. В облике с полностью отечественными комплектующими будет выпущен самолёт с з/н МС.0013, б/н 73361 - это первый серийный самолёт МС-21, изготовленный и совершивший первый полёт в декабре 2021 года. Он будет выпущен тоже до конца декабря 2022 года уже не только с отечественными двигателями и крылом, но и остальными импортозамещёнными системами, которые сейчас проходят отработку и сертификацию.
Это ближайшая задача. Потихоньку собираются уже самолёты, которые будут переданы в Россию. И уже заканчивается производство комплектов крыла для машин МС.0017-МС.0019. Они будут готовы до конца декабря. Хорошие поводы, на мой взгляд.
По статье с обзором использования ранее выведенных из России самолётов, хотел бы акцентировать внимание на нехватку грузовых воздушных судов. При этом нехватку весьма серьёзную, которая заставляет поднимать в воздух очень возрастные самолёты - в статье фигурирует Боинг-747-200, которому уже исполнилось 38 лет. Также в октябре я вижу массовые переделки в грузовые варианты Боингов-737-800, а также передачу из рук в руки четырёх Боингов-747-400 (три переделки), четырёх Боингов-757-200 (эти все - переделки), семи грузовых Боингов-767 (половина - переделок) и трёх построенных. В США переделали в грузовой очередной МД-88, которому 32 года.
Также хочу обратить внимание на тот факт, что авиакомпания из США ставит этот Боинг в дочернюю авиакомпанию в Ташкенте. Борт возрастной, санкций уже не боится, явно будет гонять с чем-нибудь интересным. В лучшем случае - возить дефицитные грузы из Китая в Россию, но возможно, есть желание и засветиться в очередной авантюре.
По космическим запускам тоже есть на что обратить внимание. США массово выкидывают на орбиту дешёвые коммуникационные спутники, которые сейчас активно используются прокси США на Украине. Китай массово выводит спутники дистанционного зондирования Земли. А в октябре проснулась и Россия, которая всего за полмесяца вывела десяток военных аппаратов собственного производства, среди которых и дистанционное зондирование Земли и телекоммуникации. В том числе экспериментальный аппарат Скиф-Д для раздачи интернета. Среди спутников виден очевидный перекос в сторону милитаризации космоса. При этом у каждого из трёх основных космических акторов (США, КНР и РФ) имеются запуски и полностью секретных аппаратов, про которые какая-либо информация полностью отсуствует.
В России уже не хватает мощностей Плесецка, активно используется Восточный, где смонтировали оборудование для запуска космических аппаратов Гонец-М. В США активно пользуются услугами частных компаний, впрочем, там государственных и нет. Там происходит реализация весьма интересной схемы с госконтрактами и частниками, на них сидящих. Такая национализация убытков и приватизация прибыли.
-------------------------------------------------------------------------------
1. Размещать больше форму со сбором на пиво не буду. В переводах на развитие канала не нуждаюсь, так как пишу регулярно для аудитории, это моё увлечение, ну не блогер я профессиональный. Однако, форма сбора была полезна, чтобы я видел, что читателю особенно что-то понравилось и писал чаще на данную тематику. Поэтому напишу номер карты, куда можно сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:
https://dzen.ru/media/skyexpert/analiz-mirovogo-i-otechestvennogo-aviastroeniia-analiz-po-drugim-svodam-oktiabr2022-637fce9d8be7842544a1afb9 3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о сотрудничестве, партнерстве и об авторе публикуется на страницах:
https://travelfoxes.livejournal.com/212431.htmlhttps://zen.yandex.ru/media/skyexpert/plany-po-blogu-i-politika-na-2022-god-61df2948d516294f57069fa4