Русский язык и кириллица в гражданской авиации.

Oct 11, 2022 00:39



Депутат Госдумы Сергей Коткин попросил Минтранс оформлять авиабилеты и посадочные талоны исключительно на русском языке. Инициатива многими была принята в штыки, типа, всю жизнь летали из SVO в LED, зачем из-за придурошного депутата, который не может освоить два-три слова на английском что-то менять, не хотим летать из ШРМ в ПЛК. Не думаю, что стоит считать, что депутат Коткин недалёкий. Он окончил в 76 году Рижское ЛТУГА, а в 1982 году Горьковский политех. Он один из немногих адекватных товарищей, предложение возникло не на волне хайпа, просто ему пришло своё время - сейчас все переходят на отечественное ПО в гражданской авиации.

Я за свою карьеру в ГА поработал в продуктах Сирены-Тревел, Сэйбра, SITA и Амадеус, а также немного в китайском TravelSky. Естественно, функционал разный - если в Сиреновских продуктах (Сирена-2000, Леонардо, Астра, Сирена-Трэвел) я занимался ведением ресурса мест и коммерческой работой (у меня до сих пор есть собственные актуальные сертификаты ТКП), то в продуктах Сэйбра билетооформление не трогал, зато вдоволь наработался в текстовом и графических терминалах SSCI DCS и Sabre Load Manager. В Амадеусе то же самое --центровка и совсем немного регистрации/посадки. SITA - побольше, выписывал билеты в Габриэле, регистрировал и центровал в SITA DCS. В нулевые у меня даже была своя касса, где были установлены Сирена-Трэвэл с сеансом ТКП, Габриэль с сеансом Сибири и Галилео с сеансом BSP. Ну и в Сирене кроме ТКПшного сеанса в разное время в зависимости от тех, с кем дружил появлялись сеансы ГТК Россия, Центр-Юг, Псковавиа, ИрАэро, Катэк-авиа, Рязаньавиатранс и многих других.
Ладно, совсем залез в дебри прошлого. Суть в том, что технических проблем в использовании языка при использовании ПО Сирена-Трэвел нет совершенно. Более того, в аэропортах Новосибирска и Самары при полётах рейсов авиакомпании Центр-Юг мы столкнулись с использованием зарубежных платформ, в частности SITA CUTE, которые в упор не признают кириллицу, но с помощью декодеров мы смогли-таки выбивать посадочные талоны с кириллическими символами. Суть декодера была в следующем - на входе в платформу декодер менял написание персональных данных пассажира на латиницу, но на самом терминале регистрации происходила обратная транслитерация.


Вот с использованием платформ у нас точно возникнут проблемы, так как подобного ПО мы не делали и экстренно вряд ли сообразим. Платформы необходимы для больших аэропортов. Если в маленьких стойки регистрации напрямую подключены к интернету, откуда и черпают списки пассажиров, то в крупных стойки регистрации подключены к платформе CUTE, которая и объединяет все стойки в единую систему и раскидывает по ним списки пассажиров и иную информацию. Без использования таких платформ возникнут сложности, но даже в таком случае платформа не является барьером для использования кириллицы.
Это то, что касается аэропортов. С покупкой билетов всё не менее просто. Формат маршрут-квитанции закладывается в Сирену максимально просто и непринужденно. Статическая информация уже давно дублируется на двух языках, если того хочет перевозчик. Победа сейчас штампует самые лучшие и простые сиреновские маршрут-квитанции с валидатором на кириллице и дублированием граф. При этом маска для информации максимально проста и идентична бумажному билету. Валидатор, кстати, является рудиментом той эпохи.
Из полностью латиноязычных надписей - класс бронирования и код базового тарифа. В Центр-Юге я полностью в своё время отказался (с трудом) от кириллицы в коде тарифа, но оставил русскоязычные классы бронирования.
Раньше код базового тарифа начинался с буквы класса бронирования, после которого ставились коды льгот и скрытые условия перевозки. Нормальный годовой тариф экономического класса был «Э», дальше по классам бронирования со скидками шли страшные коды вроде ЖЬА (тариф без ограничений в одну сторону по классу Ж) и так далее. Потом для красоты это все переделали: Э превратился в Y, а ЖЬА в BOW. Буквы классов бронирования пока оставались на кириллице, классу Ж соответствовала латинская В, классу Ц - Q и так далее. А потом заменили и классы бронирования на латиницу. Проблем с этим не возникло.
Хотя был случай, когда с меня дама из пенсионного фонда требовала предоставить справку о том, что пассажир летела в эконом-классе, а то в классе бронирования стояла буква «С». Но дело в том, что мы тогда использовали кириллицу в кодах классов, поэтому бизнес-класс у нас так и был «Б», а «С» был обычным экономом, тогда как в Аэрофлоте «С» - бизнес-класс. Да, на переходном периоде были и такие сложности.


Но Сирена и её друзья-авиакомпании и ТКП весьма серьезно стали сдавать позиции. Большинство билетов стало продаваться через Сэйбр/Габриэль/Амадеус/Галилео и так далее. Их системные маршрут-квитанции вообще выглядели китайской грамотой. Там был минимум информации, но на кириллице ничего не было.
Сейчас основная масса билетов приобретается через интернет, поэтому формат маршрут-квитанции настраивается не только под авиакомпанию, но даже под агентство, где приобретается билет. Там уж настроить проблем вообще нет.
Ну и самое вкусное - это кодировки городов. Кодировки на латинице уже давно не соответствуют текущим реалиям, но на кириллице их давно актуализировали, а латиница вне времени. Поэтому ИАТА-код Санкт-Петербурга - LED был назначен ему со времен Ленинграда, таким он до сих пор остаётся, в то время как в кириллице используется весьма актуальный код СПТ. Так же Екатеринбург - SVX (Свердловск) и ЕКБ. Нижний Новгород - GOJ (Горький) и НЖС. Самара - KUF (Куйбышев) и СМШ. Магадан - GDX (вообще по необъяснимым причинам) и МДН. Кроме того, на кириллице есть коды почти всех городов и посёлков в стране, даже без аэропортов, для присвоения валидаторов агентам. Например, Тольятти - ТТТ.
Эти коды всего лишь вопрос привычки. От кодов ничего не зависит. В строке поиска интернет-сайта я могу набрать MOW, а могу Москва, от этого ничего не зависит. При формировании запроса в Сирене-Трэвэл я могу написать «1МОВСПТ0111», а могу «1MOWLED0111» и система бронирования выдаст мне одинаковый результат. Могу уточнить аэропорты и набрать «1ШРМПЛК0111» или «1SVOLED0111», тогда Сирена мне выдаст только рейсы из Шереметьево в Пулково, тогда как предыдущий запрос более широкий и охватывал все московские аэропорты. Пилоты используют вообще ИКАО-коды, которые друг другу соответствуют, поэтому полет будет происходить из УУЕЕ (UUEE) (Шереметьево) в УЛЛИ (ULLI) (Пулково). Так что ИАТА и внутренние коды - это больше вопросы маркетинга.
Вообще, в авиации все кодировки необходимы для скорости работы. В других отраслях тоже используются кодировки. Если бы авиакассиры работали так же, как мы сейчас, приобретая билеты в интернете, то очереди были бы неимоверные. Поэтому текстовый терминал удобнее графического. Так же помню, как в Сэйбре при зависании графического терминала открывал Native и фигачил в консольке стандартными запросами, что получалось быстрее и проще. Ведь что сложнее - натыкать мышкой 4 вкладки или написать «GFLM0/D/LS»? Поэтому про кодировки лучше спрашивать тех, кто ими пользуется.
Кстати, по опыту прошлой работы - в Шереметьево почти не пользовался кодами городов или аэропортов. Использовали всегда только номер рейса, к которому уже всё было привязано. Кодировки использовались только для видов груза и средств пакетирования, а на регистрации тоже куча кодировок, связанных с проездными документами и определенными ремарками пассажира. Когда в Центр-Юге управлял ресурсами, то при создании рейса в Сирене-2000 в карточках расписания приходилось указывать коды города и аэропорта при наличии. При этом куча аэропортов по мнению Сирены не только в Москве, но и в Питере, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге и Красноярске.


Так что я за кириллицу в проездных документах, но при этом в любом случае за дублирование статических граф на английском языке. И, естественно, за право написания имени и фамилии на русском на внутренних рейсах, чтобы не было проблем с транслитерацией, как в Победе, когда с пассажира вымогают деньги в том случае, когда он летит по внутреннему паспорту, а сотрудникам UTG не понравилось, как он записал себя латиницей при покупке. Кстати, после перехода на Леонардо и Oxygen в Победе всё стало намного лучше работать, а интерфейс стал более приятным и дружелюбным.
Ну и кроме того, я за обязательное сохранение в маршрут-квитанциях граф с кодом базового тарифа и расчётом калькуляции, чтобы был понятен механизм расчёта стоимости билета, а также валидатора агентства, чтобы было понятно, к кому обращаться в случае проблем. Валидатор был раньше печатью агента, который подтверждал ответственность агента за некорректную выписку билета. В случае проблем авиакомпания штрафовала не пассажира, а агента. Сейчас же пассажир предоставлен сам себе, а до агента ещё и не дозвонишься. Так-то оно проще, но агент за услугу взимает сбор, почему он должен уклоняться от пассажира - неизвестно. При этом агентом может быть и сама авиакомпания. В случае проблем с транслитерацией или иных сложностей, к которым пассажир не причастен (я не беру случаи, когда пассажир сам ошибся), авиакомпания должна сама разбираться с работой собственного сайта, безвозмездно устранив проблему.
-------------------------------------------------------------------------------
1. Размещать больше форму со сбором на пиво не буду. В переводах на развитие канала не нуждаюсь, так как пишу регулярно для аудитории, это моё увлечение, ну не блогер я профессиональный. Однако, форма сбора была полезна, чтобы я видел, что читателю особенно что-то понравилось и писал чаще на данную тематику. Поэтому напишу номер карты, куда можно сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.

2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:

3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.

4. Информация о сотрудничестве, партнерстве и об авторе публикуется на страницах:
https://travelfoxes.livejournal.com/212431.html
https://zen.yandex.ru/media/skyexpert/plany-po-blogu-i-politika-na-2022-god-61df2948d516294f57069fa4

Авиационное ПО, Авиабилеты, Билеты

Previous post Next post
Up