Бывает такое, что новый человек оказывается не в своей сфере, но у него есть определенные качества и желание разобраться, именно поэтому он и полезен. Я сейчас в своём проекте после 15 лет в авиации именно так себя и ощущаю, но я в проекте с самого старта, я его делаю и учусь в процессе становления. Да, шишек много набито, но претензий нет. Если я что-то не знаю, я не буду стесняться спрашивать и записывать, потом анализировать, пока не разберусь в вопросе. А вопросов у меня хватает.
Но иногда среди наших чиновников тоже попадаются не владеющие информацией люди, в этом случае их большая ошибка - спорить с компетентными людьми. На этом поле они проиграют, так как отсутствуют возможности решения вопросов с помощью привычной демагогии. Как знают читатели, мне нравятся некоторые чиновники, которые говорят вполне толковые и нормальные вещи, уходят от вопроса в случае отсутствия информации.
Такая словесная перепалка развернулась между замминистром Минпромторга Олегом Бочаровым и главой дальневосточной авиакомпании «Аврора» Константином Сухоребриком на сессии, посвящённой авиастроению, в рамках ВЭФа. Константин Петрович - умнейший человек, который руководил Сахалинскими авиатрассами, когда я ещё ходил в детский сад под красным флагом с серпом и молотом. Он прошёл девяностые, нулевые, сумел в десятых подтянуть под Сахалин всю дальневосточную авиацию. Уж в чём, а в некомпетентности его невозможно обвинить. Кроме того, его человеческие качества не позволяют спокойно воспринимать навешанную на уши лапшу.
УЗГА спокойно занимается Байкалом. У них миллиард проблем, многие из которых сейчас решаются компетентными специалистами. Да, пока поводов для оптимизма не так много - двигатель на стенде, как он себя показывает информации нет. Климов особо не заинтересован в движке, УЗГА работает своими силами. Плюс под этот самолёт взяты весьма неплохие деньги, подписались перед Правительством. Провал никто не простит. УЗГА со своей стороны отрабатывает с Авророй, которая объяснила, что хочет обязательно метеолокатор и ПОС, так как на Дальнем Востоке без них иметь самолёт не имеет смысла. Ну и вдобавок метеолокатор позволяет иногда видеть некоторые черты рельефа местности, что в условиях тумана позволит не влететь в гору. УЗГА понимает это, хоть и дополнительная головная боль, но решение найдут.
Сухоребрик: «Данное воздушное судно должно летать в любых метеоусловиях Дальнего Востока и садиться на грунт. Мы на этом жёстко стоим. Оно должно иметь метеолокатор, противообледенительную систему, оно должно летать днём и ночью».
Бочаров: «Летало больше четырёхсот Ан-2. Ну кто видел в нём метеолокатор. На все «Байкалы» будет установлена спасательная (парашютная) система, «чтобы человек в Якутии или на окраинах Хабаровского края знал, что он полетит с такой же надёжностью на одномоторном самолёте, как если бы он полетел на среднемагистральном».
Я уже представил, как спасёт парашют от столкновения со скалой или попадания в грозовой засветок. И парашют для пассажиров или пилота? Такого я ещё не слышал. Дальше в предложениях стало меньше слов и культуры.
Б: «Метеолокатор - это удорожание лётного часа.»
С: «Сейчас любая моторная лодка имеет небольшой метеолокатор, позволяющий в плохих метеоусловиях не столкнуться с таким же судёнышком».
Б: «Всё надо просчитать, нельзя занимать крайних позиций.»
С: «Считайте.»
Б: «Считаем вместе, вы считайте.»
С: «Вы нам постройте самолёт, скажите, сколько он будет стоить.»
Б: «Не «вы нам постройте», я - министерство, я занимаюсь госполитикой.»
С: «Тогда вы не свою тему затронули.»
Мне совершенно непонятна позиция министерства, а также смысл вступления в перепалку с заказчиком. Кроме того, по сути, замминистра сказал, что ему, по большому счёту, плевать на безопасность полётов. Хорошо, что сказал не представитель Минтранса. Но там при всём отношении умеют следить за своим языком, чего не скажешь о господине Бочарове. Он закончил МАИ и достаточно давно работал на госслужбе. Не сказал бы, что у него нет опыта. Но МАИ он закончил в 1996 году, когда отношение к авиастроению в стране было соответствующим, как и к заказчикам.
Аврора поможет УЗГА вытянуть проект, я даже не сомневаюсь, что они между собой найдут решения. Поскольку авиакомпании нужны самолёты, УЗГА нужно выпустить нормальный самолёт, а не антирекламу себя. Основной заказчик сможет отлично помочь с вопросами старта эксплуатации. Думаю, что об этом нам не скажут. Будет как с МС-21. Без лишнего пафоса готовят экипажи и техсостав. И Байкал, я уверен, допинают, как и ВК-800С. По срокам, возможно съедут на 27 год.
А в итоге мы получили антирекламу министерства и самолёта. Да ещё и наехали на заказчика 129 самолётов «Байкал», который будет первым эксплуатантом. Их стоимость около 15 миллиардов рублей. Дальнему Востоку они нужны. Сейчас в такой размерности особо ничего нет (Твин Оттеры будут побольше, это к Л-410). Поэтому явно ожидается открытие новых площадок и маршрутов. Это можно только приветствовать. Дальним Востоком занимаются. Но одно заявление может перечеркнуть медиа-эффект предыдущих. Давайте будем сдержанными в текущей ситуации. Тем более, что многие могут растащить эти заявления для очернения властей, авиапрома и страны в целом.
-------------------------------------------------------------------------------
1. Информация о сотрудничестве, партнерстве и об авторе публикуется на страницах:
https://travelfoxes.livejournal.com/212431.htmlhttps://zen.yandex.ru/media/skyexpert/plany-po-blogu-i-politika-na-2022-god-61df2948d516294f57069fa4 2. Копия данной статьи расположена на платформе Яндекс.Дзен по адресу:
https://zen.yandex.ru/media/skyexpert/perepalka-avrory-i-minpromtorga-po-baikalu-6320d66fdc68687c9ae49bf3 3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию. Статьи могут содержать фактические неточности в силу того, что являются воспоминаниями, а не источником официальной информации. В силу специфики канала - автор не может публиковать собственные фотоматериалы из контролируемой зоны аэропорта (материалы из КЗА делаются при полёте пассажиром из доступных зон) и нарушающие правила конфиденциальности.