Развязка столкновения в Шереметьево.

Sep 04, 2022 23:17



(Благодарю читателя den951 за идею!
23 августа, две недели назад суд поставил точку в сложном и запутанном деле по столкновению А-330 Аэрофлота и Боинга-777-300ER Royal Flight в Шереметьево 3 сентября 2019 года. Почти три года заняли разборки. Дело было тяжелым и грязным, самолёты получили очень серьезные повреждения. Роял Флайт свой Боинг восстанавливали полгода, изначально вообще хотели списать. Но в данной ситуации в драке участвовала элита: Аэрофлот, МАШ, Шереметьево Хэндлинг, Альфа Страхование, СОГАЗ, Волга-Днепр Техникс, Ингосстрах и Роял Флайт.
Как установили в суде, 03.09.2019 в аэропорту Шереметьево при выполнении буксировочных работ на участке МРД-А между РД-S и РД-А9 на траверзе места стоянки № 82А произошел авиационный инцидент - столкновение правого полукрыла самолета Boeing 777-300 VP-BGK АО «Авиакомпания «РОЯЛ ФЛАЙТ» с левым полузакрылком самолета Airbus А330-300 VQ-BMY ПАО «Аэрофлот».

Комиссия пришла к выводу, что основной причиной столкновения самолетов явилось принятие решения диспетчером «Шереметьево-Перрон 1» о буксировке самолета А330- 300 со стоянки № 82А в направлении РД А9 без учета того, что при этом самолет без согласования с диспетчером «Шереметьево - Руление 2» окажется в смежной зоне ответственности диспетчера по обслуживанию воздушного движения и станет препятствием для других воздушных судов, движущихся по МРД-А. Из отчета о расследовании следует, что столкновению способствовали следующие факторы:
- неэффективность СУБП оператора аэродрома Шереметьево, следствием чего явилось непринятие мер по устранению фактора опасности, связанного с высоким риском перемещения средств наземного обслуживания на площадке ПОЖ-1 под воздействием реактивной струи выруливающих со стоянки № 82А самолетов, что привело к решению наземного персонала о буксировке самолета А330-300 без принятия дополнительных мер безопасности;
- отсутствие в документах оператора аэродрома Шереметьево ограничений по использованию стоянки № 82А, вследствие ее близости к МРД-А, и информации о рубеже
передачи управления между пунктами «Шереметьево - Перрон 1» и «Шереметьево - Руление 2» при завершении наземного обслуживания на стоянке № 82А площадки ПОЖ-1;
- незнание наземным персоналом, проводящим работы по обеспечению вылета самолета А330-300 назначения нанесенной на искусственном покрытии площадки ПОЖ - 1 линии предварительного ожидания перед МРД-А и РД-А9;
- недостаточная осмотрительность руководителя буксировочной бригады самолета Б777-300, не определившего угрозу столкновения с самолетом А 330-300.


(Вот накидал схему - ножницами Яндекс карты обрезал и добавил пояснение)
Говоря простым языком, МАШ вместе с Хэндлингом устроили за самоходной стоянкой 82А место хранения стремянок, чтобы оказывать дополнительную услугу в виде буксировки. В принципе, Аэрофлот идёт по пакету с Хэндлингом, поэтому ему это безразлично. Поэтому А-330 спокойно буксировали связавшись, как и положено, с диспетчером перрона. Однако стоянка 82А располагается на площадке ПОЖ, где зимой проходит противообледенительная обработка с запущенными двигателями, поэтому она расположена в непосредственной близости к рулежке А9.
В это время по А9 уже тащили на север Боинг-777 Роял Флайта. Зачем Роял тащили на север - известно только сменному начальнику аэропорта, так как в день Хэндлинг таскал по 40-50 самолётов между югом и севером через две полосы. Буксировочных бригад не хватало, поэтому этот цирк доставлял всем в аэропорту огромное удовольствие, когда все приходили на рейс, а самолёт ещё не притащили с севера, так как ждут пока с полос всё пролетит. Как умные люди, буксировочная бригада понимала, что они рулят за границей перрона, поэтому общались на частоте руления. Диспетчеры эти между собой не общались, но в узком месте тащили широченный Боинг-777, а никто не знал, что пути руления находятся слишком близко. Вспоминаем «швейцарский сыр»: угроза создана МАШем этими стремянками и черчением перрона, фильтр в виде диспетчера и документов пропустил ситуацию, так как был совершенно не в курсе особенностей. Оставался единственный фильтр в виде сопровождающего буксировочной бригады, который находился в задней кабине аэродромного тягача и зорко наблюдал самолёт и его крайние точки.
Как и положено сопровождающему буксировочной бригады, находящемуся в задней кабине тягача (я был у него на МКК повторной, кстати, поэтому он её и не сдал в том числе), он сидел в телефоне и совершенно не интересовался процессом буксировки и наличием препятствий. Поэтому Боинг снёс законцовку крыла А-330 и смачно прошерстил крылом по крылу.
МАШ и Хэндлинг своей вины однозначно не признали, но и не представили доказательств её отсутствия. Поэтому суд с них вместе взыскал в трех видах валюты около 130 миллионов рублей в пользу Альфа Страхования и около трёх миллионов рублей в пользу Аэрофлота. Это только по иску Аэрофлота. По Роялу иск рассматривали в ноябре прошлого года, там ещё 67 миллионов рублей (там Ингосстрах заплатил всё, кроме 100 тысяч долларов), ну и сколько-то ещё лизингодатель вложился, но там отдельного иска не было. Итог МАШ влетел на 200 миллионов рублей.
Причина основная на самом деле, скажу, как очевидец со стороны Хэндлинга (а не МАШа), а не со слов комиссии. В Шереметьево пути руления расположены хрен знает как. Постоянно сталкивались с тем, что диспетчер перрона передаёт точку запуска, на которую по действующим путям руления просто невозможно попасть, это я говорю про контактные стоянки терминала С и стоянки 125-131 терминала В. Но там путей просто начертили потом после комитета столько, что хрен разберешься. От каждой стоянки по три-четыре линии, плюс Альфы и шесть точек запуска Эхо между пирсами. А с левой стороной терминала В (это стоянки 113-119) на запуск только через стоянки малого перрона, которые раньше были оккупированы Сухими, а сейчас будут Победой. Нужен рациональный подход и четкое планирование схемы.
-------------------------------------------------------------------------------
1. Информация о сотрудничестве, партнерстве и об авторе публикуется на страницах:
https://travelfoxes.livejournal.com/212431.html
https://zen.yandex.ru/media/skyexpert/plany-po-blogu-i-politika-na-2022-god-61df2948d516294f57069fa4

2. Копия данной статьи расположена на платформе Яндекс.Дзен по адресу:
https://zen.yandex.ru/media/skyexpert/razviazka-stolknoveniia-v-sheremetevo-6314f9e6b34b6c241fdd6264

3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию. Статьи могут содержать фактические неточности в силу того, что являются воспоминаниями, а не источником официальной информации. В силу специфики канала - автор не может публиковать собственные фотоматериалы из контролируемой зоны аэропорта (материалы из КЗА делаются при полёте пассажиром из доступных зон) и нарушающие правила конфиденциальности.

Шереметьево, Аэрофлот, История, Боинг-777, А-330, Роял Флайт

Previous post Next post
Up