Владивосток Авиа: от Ан-2 до А-330.

Apr 14, 2021 23:43



Знаменитая авиакомпания из моего родного города. С ней плотно работал, у меня там трудился родственник, связано с ней достаточно много, а раз всем зашёл рассказ про приморский Ориент, то расскажу о Владивосток Авиа.

Так получилось, что Владивосток Авиа старше современного Аэрофлота, который вылупился из ЦУ МВС, созданного уже много позже. А приписанная история Добролёта и всего остального имеет больше отношения к Владивосток Авиа, Сибири и Уральским авиалиниям, чем к современному Аэрофлоту. История авиаотряда началась с первого аэродрома Владивостока на Первой речке в 1939 году. А сама авиация в Приморье ведет свою историю с Гидроаэродрома на Второй речке в 1931 году и аэродрома Озёрные ключи (существует до сих пор). 27 июля 1932 года состоялся первый пассажирский рейс по маршруту Хабаровск - Иман - Владивосток на гидросамолёте. В ноябре были по железной дороге доставлены первые три самолёта У-2. С Января 1934 года началось регулярное сообщение с Москвой, но неизвестно на чём. В июле 1939 года были образованы 121-е авиазвено (а/п Владивосток (Вторая Речка) и 122-е авиазвено (а/п Иман). До этого это были авиазвенья Хабаровского авиаотряда. С этого момента и начинается история авиаотряда, который в последующем стал авиакомпанией Владивосток Авиа. В феврале того же года на Второй речке кроме гидропорта был образован сухопутный аэропорт, построена первая авиационно-техническая база, где производилось полноценное обслуживание самолётов У-2. В июле 1941 года отряд перебазировался в Озёрные ключи, которые навсегда и остались его местом базирования (если учесть, что аэропорт находится между Озерными ключами и Кневичами). 15 мая 1948 года совершил посадку первый пассажирский рейс из Москвы на Ил-12. Началась эксплуатация данного типа. В 50е годы в эксплуатации появились Ан-2, Як-12, Ка-15, Ми-4, Ми-1. В 1958 году началась эксплуатация Ли-2. В июле 1963 года отряд был переименован и стал называть Владивостокским ОАО. В 1971 году началась эксплуатация самолётов Як-40.


На момент преобразования Владивостокского ОАО в ОАО Владивосток Авиа в составе отряда находился следующий парк:
- 9 самолётов Як-40;
- 2 самолёта Ил-76ТД;
- 34 самолёта Ан-2;
- 4 самолёта Ан-28;
- 19 вертолётов Ка-32;
- 7 вертолётов Ми-8;
- 2 вертолёта Ми-2.
Как мы видим, парк очень специфический. Як-40 и Ан-28 это однозначно регионалка, которая становилась максимально убыточной уже в то время - власти региональные сами испытывали дефицит средств, а то что имелось вкладывали в Ориент Авиа. Но я успел налетаться в детстве в Кавалерово на Як-40, а один полёт на Ан-28 из Дальнегорска запомнил навсегда. Рассказывают, что я в детстве и на Ан-2 летал, но этого я точно не помню. Ил-76 это максимально выгодные машины в тот период, так как барахла летало много, было время челноков, да и КНР под боком. Вертолёты Ка-32 и Ми-8 это максимально интересная машина, которая приносит немалые средства и сейчас. Ми-2 и Ан-2 тоже можно при желании неплохо пристроить. Парк действительно способен помочь перевозчику выжить в 90е. Но всем хотелось летать. С завистью глядя на Ил-62 Ориента Приморские авиаторы потихоньку превращались в главного перевозчика Дальнего Востока, строя его на пустом месте, а не на остатках крупных отрядов, как в Хабаровске и Магадане.


Самый первый борт Ту-154Б-1 появился уже в первый год существования авиаотряда. Он был взят в аренду в Ульяновском училище, его первыми рейсами стали не привычные для большинства крупных городов страны рейсы в столицу, а рейсы в Ниигату, Пусан и Харбин. В Ниигату летали в многочисленных количествах за автомобилями (в Тояме не мог садиться Ту-154, поэтому туда мотался Як-40), в Пусан на заработки, моряки, а в Харбин регулярно мотались челноки за товаром. Опыт эксплуатации понравился Приморским авиаторам - данный тип отлично подходил для работы на основных маршрутах, поэтому в 1995 году флот авиакомпании пополнили сразу 6 самолетов Ту-154. 5 самолётов были арендованы в Мавиале (2 Ту-154Б-2 и 3 Ту-154М), а ещё одна машина была приобретена в Казани, это борт RA-85710, первым получивший собственное имя - «Владивосток». А один из бортов Ту-154Б-2 был выкуплен в Магадане за счёт передачи им Ил-62М Ориента, застрявшего во Владивостоке. Этот борт был назван в честь Дальнереченска, всё-таки второй по значимости для авиации город в Приморье. Остатком средств частично рассчитались за аренду остальных машин. В 1998 году флот пополнился ещё двумя машинами - Ту-154Б-2 Приморье и Ту154М Находка. В 1999 году флот пополнил последний Ту-154Б-2 «Артём», после него во флот поступали только Ту-154М. Данный борт впоследствии был передан Когалымавиа (позже переименованную в Метроджет) и сгорел при вылете первого января из аэропорта Сургута, в пожаре погибли 3 пассажира. В 2001 году во флоте авиакомпании появились два Ту-154М реэкспортированные из КНР. Одну из машин назвали в честь Уссурийска (она потерпела катастрофу через 2 месяца после получения из-за ошибки экипажа под селом Бурдаковка в Иркутской области), а вторая, названная в честь Арсеньева, оказалась более удачливой и прослужила до 2015 года, завершив карьеру в авиакомпании Космос.


В 2004 году произошло поглощение авиакомпании Хакасия, флот пополнился двумя Ту-154М «Хакасия» и «Абакан», а также двумя Ан-24. Авиакомпания произвела частичную базировку в Абакане, организовав сквозной ежедневный рейс в Москву через Абакан, где пассажиры разлетались в Барнаул, Новокузнецк, Кемерово на Як-40 и Ан-24, образовывая собственный хаб в Сибири. Хабы вне базового аэропорта ещё никто не делал в стране.


Также в 2004 году началась эксплуатация новейшего типа отечественного пассажирского самолёта - Ту-204-300. Дальность полёта позволяла лететь до Санкт-Петербурга из Владивостока в предельной коммерческой загрузкой 18 тонн при максимальной взлётной массе в 110 тонн. Расход топлива составлял от 3 до 3,2 тонны в час. Самолёты оснащались трехсалонной компоновкой из 142 кресел эконом и бизнес класса и общей видеосистемой с мониторами через каждые три блока кресел попарно. Всего в эксплуатацию поступило 6 самолётов. Месячный налёт на воздушное судно этого типа зачастую превышал 400 часов.
Также в 2004 году авиакомпания прошла аудит IOSA, став членом IATA. В тот момент всего 7 авиакомпаний страны являлись членами IATA.


В 2008-2010 годах в парк авиакомпании поступили 7 самолётов А-320 с двигателями CFM-56. Два из этих самолётов благополучно продолжают эксплуатироваться до сих пор в российском небе во флоте авиакомпании Россия с именами «Курск» и «Тверь».


В 2009 году Владивосток Авиа первыми в стране начали эксплуатацию А-330-300, ставшего в тот момент одним из самых вместительных пассажирских самолётов отечественного неба, уступая только Боингам-747 авиакомпании Трансаэро.
В 2009 году аэропорт был отделен от авиакомпании и передан в управление аэропорту Шереметьево.
В 2011 году авиакомпания перевезла рекордное количество пассажиров - 1 214 000, заняв 9 место среди авиакомпаний страны. Маршрутная сеть растянулась от Анкориджа до Франкфурта.
В 2012 году контроль над авиакомпанией перешёл в руки Аэрофлота, который вывел из эксплуатации А-330 уже через три месяца с целью ликвидации конкуренции на линиях из Москвы во Владивосток и Хабаровск. В 2012 году авиакомпания полностью прекратила продажу билетов, перейдя под коммерческое управление ПАО «Аэрофлот». Самолёты Ту-204 перешли под коммерческое управление Аэрофлота, перелетели в Шереметьево-1 для выполнения рейсов в Благовещенск и Улан-Удэ. В дальнейшем самолёты были выведены из эксплуатации согласно политики отказа от эксплуатации отечественной техники. Самолёты А-320 были частично выведены из флота, частично переданы в авиакомпанию Россия, где продолжают летать почти уже 10 лет. Остальные самолёты ждала продажа и списание.
В августе 2014 сертификат авиакомпании был приостановлен, а после аннулирован в связи с отсутствием самолётов и ведения коммерческой деятельности.
Во флот авиакомпании Аврора не было передано ни одного самолёта Владивосток Авиа. В аэропорту Владивостока базируются только Dash-6 Twin Otter авиакомпании Аврора для выполнения местных рейсов, которые были восстановлены. Конкуренция на рейсах из Владивостока практически отсутствует за исключением единичных направлений. Рейсы Авроры в западном направлении выполняются в пересадкой в Хабаровске.
-------------------------------------------------------------------------------
Копия данной статьи расположена на платформе Яндекс.Дзен по адресу:
https://zen.yandex.ru/media/skyexpert/vladivostok-avia-ot-an2-do-a330-6077540761a88770aac318a6
Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию. Статьи могут содержать фактические неточности в силу того, что являются воспоминаниями, а не источником официальной информации. В силу специфики канала - автор не может публиковать собственные фотоматериалы из контролируемой зоны аэропорта, поэтому фотоматериалы используются из сети Интернет, находящиеся в открытом доступе, которые могут помочь понять особенности объекта статьи. В силу особенностей политики Яндекс.Дзен, фотоматериалы на канале Яндекс.Дзен представляются в ограниченном объёме.

Владивосток Авиа, Владивосток

Previous post Next post
Up