История авиации 90х: Ориент Авиа, первое громкое банкротство

Apr 12, 2021 22:38



В 1994 году, когда уже стабилизировалась ситуация в гражданской авиации страны, стали появляться многочисленные новые перевозчики, родоначальниками которых не становились ещё многочисленные авиаотряды. При этом количество региональных перевозчиков с дальнемагистральным флотом было ограничено только Дальавиа в Хабаровске. Во Владивостоке местная авиакомпания Владивосток Авиа сидела на мелких региональниках, самым большим из которых был Як-40, и парой грузовых Ил-76. Сахалин кое-как взял два древних Боинга-737-200, чтобы летать в Сеул и Японию. А в Магадане были одни Ту-154, правда, свежие. На Камчатке тоже была мелкая регионалка. В Амурской области толком ничего не было. Приморский край вполне богатый регион. Захотели местные власти и бизнес себе авиакомпанию, но не хуже Хабаровска, свою собственную, а по комфорту круче Аэрофлота и Трансаэро. При этом поехали на переговоры с Аэрофлотом, который решил вписаться в эту тему за четверть акционерного капитала, другую четверть забрал себе Казанский авиазавод, у которого находились 3 невостребованные Ил-62М, так как авиакомпании были не в состоянии покупать самолёты. Другую половину раздербанили приморская администрация и порты.

В те времена Ил-62М был вполне неплохой самолёт, уровень комфорта был на уровне Боинга-757, а дальность была выше. Расход только был больше в два раза, но он и вёз побольше и подальше, а керосин стоил копейки. Тем более самолёты сделали в компоновке 132 кресла (Тогда как у остальных компоновки были около 180). Был бизнес-класс, места для курящих. Администрация Приморского края сделала Ориент своим официальным перевозчиком (условия в бизнесе были тогда на самом высоком уровне). На него же сажали моряков, военнослужащих. Для обслуживания рейсов был выбран самый в то время комфортный аэропорт страны - Шереметьево.


(снимок из журнала https://ru-aviation.livejournal.com/2881375.html)
Первоначально выполнялись рейсы из Москвы во Владивосток и в Петропавловск-Камчатский. Остальные рейсы выполнялись с различной периодичностью. Из Владивостока в Санкт-Петербург, Киев, Ростов-на-Дону, Краснодар, Красноярск, Благовещенск, Петропавловск-Камчатский, Магадан. Были и чартеры в Сан-Франциско, Гонолулу, Далянь, Шанхай, Сеул, Хошимин, Бангкок, Сингапур. Понятно, что для такой географии нужен был парк побольше - скоро во флоте авиакомпании появилось уже 8 самолётов, в том числе 4 Ил-62М, 2 Ту-134, 1 Ту-154Б-2, 1 Ил-86. Ил-86 летал не очень долго (около года), в основном на рейсах из Москвы в Анталию. Маленькие Ту-134 активно летали из Шереметьево.


В 1995 году авиакомпания заняла 6-е место по пассажиропотоку, перевезя более двухсот тысяч пассажиров. В те времена это было очень много.
Летом 1997 года один из самолётов Ил-62М развернули после вылета из Владивостока, якобы из-за поломки одного из двигателей, а по факту из-за начала процедуры несостоятельности авиакомпании. Пассажиров по 50 человек на своих рейсах вывозили Домодедовские авиалинии. Причиной банкротства стали огромные долги администрации Приморья, которые не выплатили авиакомпании около 30 миллиардов рублей (по курсу 1997 года) при общей задолженности около 80 миллиардов. Плюс оказались невыплаченными взносы за акции некоторыми акционерами, так как общая сумма взносов составила ровно половину уставного капитала, а 80 миллардов ещё не были доплачены. Гибель перевозчика нанесла огромный репутационный удар по Приморской администрации, так как авиакомпания носила гордый статус номенклатурного перевозчика. Губернатор края был постоянным пассажиром рейсов авиакомпании.
Про наследие перевозчика можно сказать следующее. После гибели перевозчика Владивосток Авиа арендовали пару Ту-154 для полётов в Японию, Корею и Китай. Один оставшийся Ил-62М обменяли в Магадане на Ту-154 и вертолёт. Это был тот самый борт, который простоял два года во Владивостоке. Постепенно Владивосток Авиа довели парк Туполей до 11 машин, взяли новейшие Ту-204-300 в количестве 6 штук, а чуть позже и первые в стране А-330-300 в количестве трех машин. Постепенно и они вошли в десятку крупнейших перевозчиков, выполняя рейсы от Анкориджа до Франкфурта. Но про Владивосток Авиа можно будет поговорить позже.


Самолёты Ориент Авиа ещё долго служили в различных авиакомпаниях. Один из Ил-62М летает и поныне, правда в Белоруссии и переделанный в грузовой вариант. Ту-134 оба находятся в музеях. Один в Тарту, другой в Рыбацком (Санкт-Петербург). Остальные машины были уничтожены в период, когда уничтожались все советские машины: с 2009 по 2013 год.
Ещё можно отметить интересную особенность - авиакомпания называла самолёты в честь городов маршрутной сети. Позже Владивосток Авиа называла свои самолёты (до смены бренда) в честь городов Приморского края и Хакасии.
Авиакомпания стала достаточно неплохим символом авиакомпании 90-х: красивая ливрея и самолёты, в целом неплохая для 90-х маршрутная сеть и парк, высококлассное обслуживание. Ну и эффектная концовка.
-------------------------------------------------------------------------------
Копия данной статьи расположена на платформе Яндекс.Дзен по адресу:
https://zen.yandex.ru/media/skyexpert/istoriia-aviacii-90h-orient-avia-pervoe-gromkoe-bankrotstvo-6074a334abad950ffa9e344d
Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию. Статьи могут содержать фактические неточности в силу того, что являются воспоминаниями, а не источником официальной информации. В силу специфики канала - автор не может публиковать собственные фотоматериалы из контролируемой зоны аэропорта, поэтому фотоматериалы используются из сети Интернет, находящиеся в открытом доступе, которые могут помочь понять особенности объекта статьи. В силу особенностей политики Яндекс.Дзен, фотоматериалы на канале Яндекс.Дзен представляются в ограниченном объёме.

Работа в авиации, Ориент-Авиа, Владивосток

Previous post Next post
Up