Раньше, когда минимум услуг был жёстко определен в Федеральных авиационных правилах и Воздушном кодексе, пакет услуг был у всех почти одинаковый. У всех была норма провоза 20 килограмм, стандартные правила обмена и возврата билета, всех кормили более-менее одинаково на рейсах. Можно было снизить с 20 до 10 килограмм, а питание ухудшить, но пассажиры не поняли бы и убежали к конкурентам. Тем более, что многие тогда летали не за свой счёт, а по командировочным и проездным документам. Да и конкурентов было много. Помню как в 2008 году из Хабаровска в Москву летало сразу 5 перевозчиков на прямых рейсах.
Когда компаний стало мало, а точнее осталось всего 5 перевозчиков, которые перевозили 60% пассажиров, стало возможно экспериментировать над повышением доходности и снижением расходов. В первую очередь убрали обязательную норму провоза багажа и ручной клади, а также возврат билета, а потом руки дошли и до питания. Сейчас многие перевозчики, чтобы не путать пассажиров сразу предлагают пакетные тарифы - Минимальный, Оптимальный и Максимальный. Это названия обобщённые, ни к чему не отсылающие. В минимальном тарифе включен только перелет и небольшое количество ручной клади. В оптимальном уже есть багаж и выбор места. А в максимальном ещё больше багажа, возможность выбора места у аварийного выхода и возможность возврата билета. Собственно все услуги можно докупить отдельно, но при покупке всего вне пакета выйдет по стоимости дороже пакета.
Питание редко кто включает в пакеты тарифов. С другой стороны это и правильно, поскольку питание тоже бывает разным. Кому-то достаточно сэндвича, а кому-то нужен обед из трёх блюд. Среди дополнительных услуг встречается ещё многое о чём ниже расскажу.
Платный багаж
Сейчас безбагажные тарифы имеются у всех перевозчиков, включая Аэрофлот. Вводился платный багаж якобы из заботы о пассажирах, летающих без багажа. В итоге имеем это везде и для всех. Но стоимость его добавления разная, в среднем от 1 до 3 тысяч рублей.
Выбор места
На рейсах Аэрофлота и России, которые выполняются за Аэрофлот, выбор места полностью бесплатный. У других авиакомпаний выбор места платный, однако при покупке по среднему (оптимальному) тарифу выбор места может быть включен в пакет, но туда не входят места повышенной комфортности (передние, места у аварийного выхода).
Питание
К счастью, этот пункт платный не везде, но там, где питание осталось бесплатным, оно сильно ухудшилось. К примеру, пару лет назад на рейсах из Москвы в Петербург давали неплохой сэндвич и сок, то сейчас чай-кофе и мюсли батончик. Но платное питание продаётся по адекватным ценам и вполне адекватно по качеству. Хотелось бы только более широкого выбора вариантов и появления платного питания на рейсах Победы. Но у последней его не будет поскольку Победа максимально сократила время оборота, а питание его сделает более длинным.
Возврат билета
Возврат билета включен в более дорогие категории билетов и, за исключением нормальных годовых тарифов, позволяет не полностью вернуть стоимость уплаченного тарифа и сборов. Некоторые перевозчики предлагают оформить страховку с возможностью страхового возмещения при возникновении непредвиденных обстоятельств, что дешевле покупки возвратного тарифа, но распространяется на некоторые случаи - отказ в визе, болезнь без госпитализации, где-то ДТП.
Поздравление на борту
Что может быть приятнее зачитанного по громкой связи командиром поздравления… Ну в данном случае авиакомпания Россия предлагает такую услугу за большую сумму - 3,5 тысячи рублей. Ну кому-то приятно, если летят в свадебное путешествие молодожёны, кто-то сюрприз хочет сделать.
Интернет на борту
Предоставляется в России только Аэрофлотом, но достаточно дорогой и не самого высокого качества. Но если срочно нужно отправить небольшой документ, написать письмо или получить информацию - достаточно.
Мультимедиа системы и развлечения
Пока бесплатны, но и это не навсегда, думаю.
Стандартные платные услуги
Те которые всегда были платными и у всех: перевозка несопровождаемых детей, перевозка сверхнормативного и негабаритного багажа, перевозка животных, предоставление дополнительного места.
Моё отношение к платным услугам - скорее положительное. Это позволило предлагать авиакомпаниям более низкие тарифы, правда, на более жестких условиях. Зато много пассажиров пересели с поезда на самолёт, а РЖД стараются соответствовать времени и пытаются взять комфортом и удобством - по цене перелёта на Победе можно доехать на Сапсане со всеми удобствами и багажом. Однако существует огромное количество недоработок. Во-первых, со стороны интернет-агентств. Изначально было можно приобрести только по самым недорогим тарифам, то есть без багажа. За багаж нужно было платить отдельно - в аэропорту или на сайте авиакомпании. Сейчас есть возможность выбора одного из двух пакетов, хотя у авиакомпании на сайте условий больше (а система бронирования - общая, это как раз отсутствие эволюции движков интернет-агентов). При этом метапоисковые сервисы не позволяют задать других условий кроме количества пассажиров и даты рейса с направлением. Возможность указать количество багажа отсутствует у Скайсканнера, Авиасэйлса и Яндекса. Про иные услуги я промолчу. Этим пользуются некоторые авиакомпании вроде Ютэйра, которые предлагает по самой низкой цене самые жесткие условия, но при добавлении допуслуг он оказывается не самым выгодным. В этом случае основная функция метапоискового сервиса - сравнение тарифов сходит на нет. Поэтому будем ожидать дальнейшей эволюции, а потом вернемся к этому разговору.
-------------------------------------------------------------------------------
Копия данной статьи расположена на платформе Яндекс.Дзен по адресу:
https://zen.yandex.ru/media/id/5ffc66d5cf32f716eadd996f/platnye-uslugi-pri-pokupke-aviabileta-6055082cc9454051650cb26cАвтором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию. Статьи могут содержать фактические неточности в силу того, что являются воспоминаниями, а не источником официальной информации. В силу специфики канала - автор не может публиковать собственные фотоматериалы из контролируемой зоны аэропорта, поэтому фотоматериалы используются из сети Интернет, находящиеся в открытом доступе, которые могут помочь понять особенности объекта статьи. В силу особенностей политики Яндекс.Дзен, фотоматериалы на канале Яндекс.Дзен представляются в ограниченном объёме.