Сегодня поговорим о тех, кто сталкивается с Вашим багажом. В аэропорту работает большое количество различных специалистов по обработке багажа. Ваш чемодан после стойки регистрации попадает в Систему обработки багажа (СОБ). Она есть почти в каждом аэропорту, включая региональные. Просто в региональном она может представлять собой простенькую ленту, которая со стойки регистрации ведёт прямо на конвейер, возле которого установлены телеги.
В большом международном аэропорту СОБ огромная. Например, в Международном аэропорту Шереметьево СОБ включает в себя 36 каруселей комплектации багажа, 4 распределителя, Межтерминальный переход (МТП), объединяющий терминалы B,C,D,E с тоннелем, длиной 2 километра. Продолжительность багажных лент в терминале D составляет 6,5 километров. Ядро СОБ - это распределитель. Со стоек регистрации и трансферных вводов багаж попадает на него, а он распределяет сумки по дальнейшей обработке. Представляет собой длинный конвейер из фанерных лотков. Периодически лоток наклоняется и сумка падает в нужный лоток. Если сумка проблемная, то попадает на 71-лоток. Если сумке ждать от 24 до 6 часов до вылета, падает в простую телегу, багаж из которой закидывают в СОБ снова в определенные часы. Если от 6 до 3 часов до вылета, то сумка падает в один из автоматизированных склизов - конвейерных лент, где лежат сумки, рейсы которых вылетают примерно в одно и то же время, рядом могут лежать сумки на Варшаву, Владивосток и Ереван. За три часа в среднем до вылета данных рейсов склиз опорожняется в СОБ. Если до вылета меньше трех часов, то багаж попадает сразу на карусель комплектации. Карусель комплектации выглядит примерно как лента выдачи в терминале, только вместо пассажиров вокруг неё стоят контейнеры и телеги с операторами-комплектовщиками. Это первый и самый простой грузчик. Его функции взять багаж, сосканировать бирку сканером, предварительно отсканировав контейнерный ярлык, положить в соответствующий рейсу и характеру багажа контейнер.
Обычно три типа багажа - Локальный, Трансферный и Приоритетный. Приоритетный - багаж пассажиров бизнес-класса, обладателей элитных статусов бонусной программы. Некоторые авиакомпании могут добавлять и другие типы, например, короткая стыковка или Short Connection. У Азиатских авиакомпаний часто приоритет тоже делится на несколько видов. У Алиталии есть выделенный трансфер. В самолет багаж тоже грузится так: поглубже локальный, чуть ближе трансфер и на самом люке приоритет. Отдельно обрабатываются негабаритные места - животные, коляски, спортинвентарь.
Когда регистрация закончилась, строго за 40 минут, багаж на рейсе закрывается, печатается манифест. Поэтому нельзя сдавать багаж после окончания регистрации. Даже если Вы будете уговаривать сотрудника регистрации, это ни к чему не приведет. Багаж будет добираться до карусели комплектации минут десять, к тому времени звено уже уедет. Как только манифест напечатан диспетчером, к нему подходит один из грузчиков звена. Один - водитель тягача, второй - руководит его подъездом и отъездом в зоне обслуживания. Багаж грузят вдвоём.
Как полетит багаж - в контейнерах или в навал зависит от нескольких параметров. Первое - тип самолёта. Боинг-737 или Сухой Суперджет летают только в навал, Широкофюзеляжные самолёты летают только в контейнерах. Самолёты А-319/320/321 летают в навал, но могут грузиться в контейнерах, если оборудованы для этого напольной механизацией - ролики, шариковые маты, замки. В России так только в Аэрофлоте. В остальных авиакомпаниях только в навал. Плюсы погрузки в контейнерах - скорость обработки и сохранность багажа от внешних погодных условий. Но и в Аэрофлоте не везде самолёты этого типа летают в контейнерах - второй фактор это оснащение аэропорта, в аэропорту должен быть погрузчик контейнеров. Третий фактор - это исправность напольной механизации и наличие крупногабаритного содержимого. Например, груз-200 не влезет в контейнер, поэтому его загрузят в навал, а после него контейнер уже не поставить, так как не влезет штанга с сеткой, поэтому весь багажник пойдет в навал. Правда, мы ухитрялись закинуть груз-200 в балк с выходом на 42 позицию. Бывают и гимнастические шесты, иные грузы.
Bulk - отсек непакетированной загрузки. Туда ставят клетки с животными, детские коляски, мелкую почту, экспресс-почту, оружие в оружейный ящик.
Звено везёт багаж на борт, а с помощью чего грузить? Если летим в контейнерах - то с помощью контейнеропогрузчика, а если в навал, то с помощью ленточного транспортера. Транспортеры бывают самоходными и прицепными. Прицепной звено захватит по дороге. А если багажа больше, то назначается самоходный. Там за рулём сидит водитель, который тоже будет помогать грузить багаж. Втроём быстрее управятся. Все водители имеют права категории С и тракторные права. Для багажного тягача и самоходного транспортера достаточно категории А-2. Водитель погрузчика контейнеров имеет самые крутые - А-4, так как погрузчик весит около 7 тонн. Можно всех их тоже считать грузчиками. Звено водителя с грузчиком не только грузит, но и выгружает и выдает на ленты раскомплектации. Но существует ещё водитель трансфера и грузчики трансфера. Схема выгрузки обычно такая: первым приезжает один водитель за первыми местами и забирает приоритетный багаж, потом водителю трансфера выгружают трансферный багаж, потом уже заканчивают локальный. Водитель трансфера везет багаж на трансферный ввод, где грузчики помогают ему закинуть его в СОБ.
Вот такая хитрая система, где существует несколько видов опытнейших специалистов-грузчиков. Думаете, легко управлять дизельной Тойотой с прицепом из шести тележек с багажом по 700-900 кг каждая? Или подогнать 7-тонный погрузчик на расстояние 10 см от борта багажника самолёта? Так что они тоже заслуживают максимального уважения от пассажиров.
-------------------------------------------------------------------------------
Копия данной статьи расположена на платформе Яндекс.Дзен по адресу:
https://zen.yandex.ru/media/id/5ffc66d5cf32f716eadd996f/kak-obrabatyvaetsia-bagaj-v-aeroportu-6012e1b16e30ac51505eb2d6Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию. Статьи могут содержать фактические неточности в силу того, что являются воспоминаниями, а не источником официальной информации. В силу специфики канала - автор не может публиковать собственные фотоматериалы из контролируемой зоны аэропорта, поэтому фотоматериалы используются из сети Интернет, находящиеся в открытом доступе, которые могут помочь понять особенности объекта статьи. В силу особенностей политики Яндекс.Дзен, фотоматериалы на канале Яндекс.Дзен представляются в ограниченном объёме.