Древние города инков - одновременно и сложная, и лёгкая тема для блога. Сложная, потому что единой трактовки тех или иных исторических событий и археологических находок нет. Лёгкая, так как наследие инков настолько впечатляет, что возникает непреодолимое желание поделиться всем увиденным.
Про цивилизацию инков написано очень много. Книги, монографии, путеводители, блогерские отчёты, в конце концов, википедия. Повторяться нет смысла. Поэтому в этом очерке я не буду описывать исторические события, упоминать даты, а просто расскажу о том, что запомнилось больше всего, о своих мыслях и впечатлениях.
Врата в мир древних инков - город Куско (3326 м).
Он встретил нас почти беспрерывным ливне (в феврале сезон дождей в разгаре) и карнавалами (остаётся несколько недель до поста).
Здесь всё необычно и в то же время гармонично: по европейским улочкам, мощёным брусчаткой, разгуливают индианки в пышных юбках и стильных шляпках,
католические храмы возведены на руинах древних святилищ, рыбное блюдо севиче готовится настолько мастерски, что не хочется есть ничего другого, а пить предлагается чай из листьев коки и фирменный перуанский напиток Inka Cola. Ну а выступление местного танцевального ансамбля… нет слов. Просто посмотрите пару видеороликов.
Click to view
Click to view
Чуть выше Куско расположено одно из самых впечатляющих мегалитических сооружений Южной Америки - комплекс Саксайваман.
Кто и зачем построил его - не ясно.
А как это сделали - загадка вдвойне.
Глядя на идеально подогнанные многотонные блоки различных форм, думаешь о том, что древние строители обладали технологиями, совсем непохожими на современные, да и строительная логика у них была иная.
Только сравните оригинальную кладку и фрагмент стены, законченный современными умельцами.
Это место называют обсерваторией.
Небесные светила отражаются в бассейне, разделённом на сектора, и в течение года их отражения перемещаются из одного сектора в другой. Таким образом, древние люди вычисляли дни солнцестояния и вели свой календарь.
Ещё одним объектом «не от мира сего» является Морай, террасы которого на каждом уровне имеют свой микроклимат, зависящий от глубины колодца.
Считается, что инковские мичуринцы выращивали здесь новые сорта растений.
Таких террасовых котлованов - три.
Некоторые верят, что это вовсе не сельскохозяйственные сооружения, а знаки для летающих аппаратов.
Рядом с Морайем расположены не менее интересные современные соляные террасы Салинас, где производят очень качественную соль разных сортов.
По дороге из Куско в Морай мы заехали в чудную деревушку Чинчеро (3762 м), в переводе с индейского, место, где рождается радуга.
Чинчера славится своим католическим храмом 16-го века Iglesia Colonial de Chinchero, построенным, как и некоторые храмы в Куско, на руинах инков,
узкими улочками исторического центра и террасами, правда, не круглыми, как в Морайе.
В самой Чинчере, да и в соседних деревушках в эти дни гремели барабаны, трубили тромбоны, визжали трубы, и по улицам толпами валил народ - очередной праздник, очередной карнавал. Мы присоединились к одной из таких процессий. Собирались люди у часовни, ответственный товарищ провёл перекличку и инструктаж, суть которого сводилась к тому, что при встрече с жителями других посёлков надо вести себя прилично, а не заниматься мордобоем. Затем подошли музыканты, и односельчане отправились обходить свои земли: они останавливались в определённых местах на границе своих владений, насыпали курган, сверху устанавливали сакральные посохи и молились. Обращались друг к другу: companieros (товарищи, земляки). Впереди толпы бежали парни в юбках и украшенных шариками шляпах и отплясывали с такой дикой страстью, что я не позавидовал бы тем, кто случайно окажется у них на пути.
А на привале старушки наливали компот и раздавали всем листья коки для поддержания сил, чтобы легче шлось в гору, так как граница землевладений проходила по близлежащему хребту.
Ещё одной картиной в инкакалейдоскопе стал славный городок Писак (2715 м). И всё как всегда: очередной карнавал и очередные развалины. Здесь на центральной площади проходило состязание танцевальных коллективов со всех округи.
Особенно запомнилась белая лама, которую креативные танцоры вывели в одном из номеров в центр площади. Лама, естественно, пребывала в состоянии шока, прижимала уши, будто нашкодивший кот, и, в конце концов, как и следовало ожидать, лягнула одного подскочившего слишком близко выступающего.
Руины древнего города чуть выше Писака сохранились отлично, ну или хорошо отреставрированы, уж и не знаю.
Почти все строения и террасы сложены из мелкого камня. Странно смотрятся несколько фрагментов сохранившейся кладки совсем другой технологии строительства.
Они настолько совершенны и нелепы в общем контексте архитектуры, что складывается впечатление, что инки построили крепость на руинах иной более развитой цивилизации.
От Писака рукой подать до деревушки Чахуайтири, славящейся ткачами и петроглифами. Чтобы посмотреть, как ткут традиционным перуанским способом, мы зашли в школу ткачей. Там учатся не только девочки, но и мальчики. Их наставник, важно пожёвывающий листья коки, тут же заявил, что детям нужно заплатить, при этом не отказался от пары монет, предложенных ему, а не школьникам, в конце визита. Ничего особенного мы так и не увидели, дети резвились и не собирались ткать, поэтому мы отправились к скале за посёлком, на которой найдены петроглифы.
Последним городом стал Оллантайтамбо (2800 м). Здесь всё патриархально и мило, а руины древнего города не особо отличаются от Писака.
Те же две совершенно разные технологии строительства.
Особенно поражают мегалиты, непонятно откуда взявшиеся, и каким образом установленные на возвышении.
Как раз в это время внизу древнего города рабочие пытались поднять небольшую плиту дедовским инкским способом, будто специально демонстрируя всем посетителям, как трудились их предки несколько столетий назад.
Может, всё проходило и так, а, может, и по-другому.
Click to view
Ну вот, рассказал почти всё, что хотел. Не упомянул лишь про главное сокровище инков - затерянный город Мачу-Пикчу. Но про это волшебное место в следующей главе.