Перевал Ротанг. Индийские Гималаи

Oct 22, 2017 20:42

День 8, 14 октября, 41 км.
Почти весь день провел в Манали. Сидел в кафешке за написанием отчета. Город не впечатлил: от одной из самых известных рекреационных зон Индии ждешь большего.


Природа в самом Манали тоже не впечатляет, вся красота начинается при подъеме на Ротанг. По пути можно свернуть в долину Соланг, природа там очень живописная, но заехать туда у меня нет времени.


Весь путь от Манали до седловины Ротанга асфальтирован. На высоте около 2200 м н.у.м. начинается осень. Здесь растут деревья, характерные для сибирских широт. Тополя сбросили листья, ели гордо сохраняют зелень, несмотря на холода. Воздух свежий, прохладный, но движение позволяет согреться. Всюду вдоль дороги встречается реклама услуг по параглайдингу (полет под крылом вроде парашюта), предложения вертолетных экскурсий и аренды домов. Слева от дороги - красивые темно-коричневые скалы. Никогда не видел таких цветов.
Растительность низкая, много ручьев, много места под палатку.
Ночевка чуть выше деревни Гулаба на высоте 2900 м. Деревня состоит из пары домов. На следующий день планирую взять перевал и спуститься в долину реки Чандра.


День 9, 15 октября, 73 км
Утром прохладно, но не критично. Легкий минус.




За 200 метров до вершины пошел снег. Над перевалом зависло облако. Дышал легко, полной грудью, но из-за нехватки кислорода ноги забивались быстрее, чем обычно.
В 10:30 - на вершине Ротанга. Высота перевала - 3978 м. От Манали до седловины - 52 км, 36 из них я проехал утром за 3,5 часа. Скорость на подъеме - 7-8 км/ч, уклон терпимый. Вместе со мной на седловине Ротанга оказалось несколько сотен индийцев, доставленных сюда на мотоциклах, такси и автобусах.


Наверху около -3°С. Предприимчивые индусы бегают среди туристов, предлагая теплые вещи и горячий чай.
На седловине беседовал с таксистом. Он сказал, что обычно перевал закрывается в первой декаде ноября после установления постоянного снежного покрова.


Можно однозначно сказать, что Ротанг - один из самых красивых перевалов, что я когда-либо видел своими глазами. Масштаб гор вокруг впечатляет, невероятный простор - вот что удивляет на Ротанге. Дорога на перевал лежит на чрезвычайно массивных склонах, такие же склоны видны вокруг. Справа от перевального взлета - громадная заснеженная горная стена, похожая на Куликалонскую в Фанских горах.
Спуск с перевала впечатляет еще больше, чем подъем.


Здесь открываются фантастические виды на долину Чандры и заснеженные хребты вокруг. Дорога в долину с перевала асфальтирована не полностью. Примерно через 10 км после седловины началась грубая гравийная дорога. Крупные камни утрамбованы в каменную крошку, движение сильно затруднено. 700 метров высоты я сбрасывал в течение двух часов. С трудом нашел поворот на Казу.


Указатель совсем затерт и находится в стороне от трассы. Вовремя посмотрел в навигатор и свернул направо.


Можно быть уверенным, что в ближайшие годы весь спуск с Ротанга будет асфальтирован. Возможно, и дорогу вдоль Чандры тоже заасфальтируют. Поток туристов здесь большой. В выходные дни из Манали в долину Спити ездит огромное количество туристов.




После спуска в долину Чандра - затяжной изматывающий подъем длиной около 5 км. Вдоль дороги и по дороге бегут ручьи глубиной до 10 см. Ехать приходится буквально по каменистому дну ручья. Навстречу едут группы внедорожников, мотоциклисты и грузовики. Дорога узкая, местами приходится прижиматься к склону, чтобы дать проехать встречному транспорту.




К вечеру долина пустеет. С вершин гор спускается холод. Населенных пунктов поблизости нет, и я остаюсь один на один с природой.


Ночевка на высоте 3500 м. Ночью - минус, но вода в палатке не застыла.

Индия, bybicycle, Химачал Прадеш, Велотуризм

Previous post Next post
Up