Текст моего выступления на VII международном медиа-форуме молодых журналистов электронных СМИ Европы и Азии "Диалог культур", которое так и не состоялось.
Прежде всего, хотелось бы поговорить о том, где мы с вами живем. Не в плане территории, а в плане времени, эпохи (в широком смысле этого слова). Но начать нужно с того, как эта эпоха начиналась.
IV-V вв. н. э. Крах античной культуры, что, по сути, стало трагедией. Смерть культуры, которая дала нам Парфенон, литературные полотна Гомера, великие творения прочих видов искусств.
Но что сменило вектор развития человечества? Иными словами, что является базисом прошлой - античной - и современной культуры? Конечно, политеизм и христианство соответственно. Именно христианство низвергло, порой - физически уничтожило достижения древних греков и римлян. Вместе с тем - и это самое главное - оно сформировало новое мировоззрение, новое мироощущение и собственную выдающуюся культуру.
Что же сейчас? Сейчас, как мне кажется, мы становимся свидетелями постепенного, но неминуемого краха христианства. И, как следствие, всей христианской культуры. То, что происходило даже на территории нашей страны и ближнего зарубежья за последний год, очень симптоматично. Не могу не вспомнить набившие оскомину пляски на амвоне в Храме Христа Спасителя. Но меня интересует не справедливость суда или реакция зарубежных звезд, а социо-культурные последствия этого события. Нельзя не согласиться с тем, что это обострило существующие противоречия и разделило умеренное общество на две крайности, два противоположно настроенных лагеря. Иными словами, четко выделилась антиклериальная прослойка, что примечательно, вышедшая из интеллигенции.
Еще одно событие, мимо которого не могу пройти, - одна акция украинской феминистической группировки. Спиленный деревянный крест не просто подчеркивает отношение к религии как таковой, но и отсылает нас к событиям 11-вековой давности, знаменующим переход Руси от политеизма к православию, когда в реки сбрасывались деревянные статуи языческих богов, в первую очередь, Перуна.
Но христианство интересует нас не как религия, а как культурообразующая материя. В таком контексте принадлежность христианства к числу мировых религий позволяет только проследить процесс его затухания. О чем свидетельствуют указанные ранее события? О нарастающих изменениях в отношении к христианству, пониманию его как такового. И, главное, о десакрализации религии, что есть, очевидно, начало ее конца.
Итак, христианская культура доживает последние дни. Но уже можно говорить о признаках зарождающейся новой культуры, с обществом нового мироощущения. Многие социологи сходятся в том, что таковым станет общество информационное, соответственно, культурным базисом станет подход к получению информации, сформированный социальными интернет-сетями и новыми медиа в целом.
К слову о новых медиа. Сейчас довольно часто обсуждается, умрут ли газеты после масштабного распространения ридеров, что будет в этой связи с журналами, уничтожит ли интернет телевидение, телевидение ли интернет-телевидение и т.д. Но главная проблема здесь заключается не в том, будет ли бумажная газета формально бумажной газетой - важно, что все перечисленные мной СМИ: телевидение, газеты, интернет, журналы, радио - вступили в стадию активного взаимопроникновения. Это в меньшей степени ощущается в газетах как в наиболее возрастном СМИ. Однако в других СМИ этот процесс очевиден. Все чаще ты не можешь быть полноправным зрителем телепрограммы, если не подписан на ее страницу в Фейсбуке. Ты покупаешь журнал и из него же попадаешь в интернет через QR-коды. Дальше этот эффект будет только усиливаться и в итоге мы получим единое СМИ, которое будет сочетать в себе черты всех ныне существующих.
Еще одной характерной чертой нового медиа будет активизация его аудитории, которая сама станет действующим лицом произведений, создаваемых единым СМИ. И произойдет не только проникновение зрителя в информационное пространство (под информацией я понимаю все, что человек получает из СМИ, вплоть до развлекательного контента), но и информационного пространства - в зрителя. Таким образом будет создана почва для социо-культурного оформления информационного общества.
В начале своего выступления я уже называл некоторые знаменитые произведения искусства античности. Нужно отметить, что и зарождающееся информационное общество уже успело создать несколько видов своего "искусства". Конечно, они вышли из постмодернизма, то есть их главная типологическая особенность - использование готовых форм, вторичность. Давайте вспомним так называемые мемы, которые корнями уходят еще к маяковским окнам РОСТА и Кукрыниксам. Тенденция взаимного проникновения прослеживается не только в отношениях "информация-аудитория", но и различных видах искусства. Развитие социальных сетей обуславливает появление их новых видов из двух-трех уже существующих. Например, поэзия для информационного общества - это не поэзия в привычном смысле слова, а поэт - не литератор. Поэзия превращается в смесь литературы, музыки, кинематографа, телевидения. Поэт же - оратор, актер, персонаж; тексты отходят на второй план. И это уже не литература! Это новый вид искусства, привлекающий представителей информационного общества.
Стоит так же отметить, что большинство "произведений искусства", создаваемых сейчас в рамках культуры информационного общества - коллективные, имена авторов стираются в толще лайков и перепостов. А народное творчество характерно, как известно, для начального этапа развития искусства.
В моей речи сейчас прозвучали некоторые термины, используемые в социальных сетях, и я хотел бы сейчас остановиться на самой крупной социальной сети. Я назову несколько чисел, которые помогут понять масштабы рассматриваемой мной проблемы. Итак. На Земле, как известно, живет 7 млрд. человек, по данным 2010 года 2 из них являются пользователями интернета. А миллиард человек - хотя бы раз в месяц заходит в Фейсбук. Половина пользователей интернета, седьмая часть человечества. Огромный объем человеческого материала для политического и экономического влияния. И в то же время - единая среда, живущая по своим законам и - самое главное - негласным правилам.
Но все же, каким он будет, представитель информационного общества? Я думаю, что ярким примером, пусть и недостаточно сформированным в рамках новой культуры, является всем известный Марк Цукерберг, основатель того же Фейсбука. Примечательна его недавняя лекция в МГУ, которая расстроила всех посетителей своей краткостью и бессодержательностью. Не многим известно, что Цукерберг не заторопился на самолет, а в определенный момент решил, что больше не хочет продолжать встречу и подал знак кому-то из PR-службы. Очевидно, что это не характерное для нас поведение, но это яркий пример переноса модели социального поведения на интерет-форуме, том же Фейсбуке. Модель, перенесенная в нашу реальную жизнь.