Травматический пессимизм

Aug 11, 2019 19:00

На третьем году терапии у меня случился нужный и хороший опыт, который, правда, оказался кратковременным. Помню, тер мне говорила:
- Здорово! Теперь вы знаете, что бывает хороший опыт, и вы можете его снова найти.
Я же очень сильно злилась и расстраивалась на ее слова и отвечала:
- Нет! Ничего хорошего у меня никогда не будет!
Меня до слез ранило, что она меня не понимает! Нет, мне не хотелось, чтобы со мной повозились и поутешали. Я верила в то, что я говорю.

Я на днях пыталась вспомнить, почему я была так твердо, бескомпромиссно и абсолютно была уверена, что ничего хорошего у меня стопроцентно никогда не будет. И попытки убедить меня в обратном меня глубоко ранили и злили. На воспоминания подтолкнул один из комментариев недавно в ДО, и думала о нем, вспоминала себя и попыталась сформулировать, откуда берется эта абсолютная уверенность в своем будущем.

Я, в дополнение к самой распространенной, насчитала еше четыре возможные причины. Три из них - более-менее очевидны, а вот четвертая, бывает, оказывается незамеченной, потому что, когда мы представляем это явление, мы не представляем его таким. Обычно оно выражает себя другими способами.

Самая распространенная - человек уверен, что ему "не положено", потому что таковы правила его травмы.

Остальные причины:

Первая. Когда человек говорит "Ничего хорошего у меня никогда не будет!", он на самом деле говорит "Я очень боюсь, что ничего хорошего у меня никогда не будет. Такое ощущение у меня складывается из моего прошлого опыта". Эта позиция слегка получше самой распространенной, потому что хотя бы немного предполагает, что утверждение может быть неверным. Те, кто будет пытаться вдохновить такого травматика идти искать себе новый хороший опыт, скорее всего, не будут им восприниматься как достаточно компетентные советчики.

Вторая. Травмированные части - это почти всегда очень маленькие дети. В восприятии маленького ребенка единственный возможный источник любви - это родители, других, как ему кажется, просто не бывает. И, когда родитель не справился с задачей быть хорошим родителем, для травматика это означает, что он исчерпал свою единственную возможность получить любовь, приятие, поддержку и тепло, и все остальное, что ассоциируется с хорошей жизнью. То есть, когда он говорит, что ничего хорошего не будет, он на самом деле говорит "У меня не будет ничего хорошего, потому что единственная возможность это получить была провалена". Те, кто будет пытаться вдохновить такого травматика идти искать себе новый хороший опыт, будут им восприниматься как те, кто не в состоянии понять безвыходность его ситуации.

Третья. Человек так сильно обжегся на предыдущих попытках обрести что-то хорошее (любовь, исцеление, признание и так далее), что новые попытки ему на данный момент не по силам. Он чувствует, что еще одного такого сокрушительного разочарования он просто не выдержит. И в этом случае "Ничего хорошего у меня не будет" = "Ничего хорошего у меня не будет, потому что я не буду пытаться его получить, слишком дорого оно обходится". И те, кто будет пытаться такого травматика вдохновить на новые попытки, будет им восприниматься как живодер, желающий ему зла.

Четвертая. Та самая, которая проходит незамеченной. Таким образом себя выражает непрожитое горе. Мир был разрушен, самое ценное в нем было растоптано. Предлагать такому человеку идти радостно искать хорошее - это, в его восприятии, все равно, что предлагать ребенку, только что потерявшему родителей, сходить за мороженкой и развеяться. "Ничего хорошего не будет" = "Не надо предлагать мне мороженки и воздушные шарики, пока зло, которое было сделано, не признано и разрушения, которые оно принесло, не восстановлены". И те, кто будет пытаться такого травматика вдохновлять поискать себе новый хороший опыт, будут восприниматься как поверхностные и бессердечные люди, которые горя не знали.

правила травмы

Previous post Next post
Up