Последний пост из рубрики Делимся опытом касается одной и самых опасных ловушек для травматиков - плохих терапевтов, которые включаются в игру с травмой.
Те, кто в теме детской травмы, хорошо знают, что психика травматика стремится воспроизвести свою травму. [Почему?] Травматики ищут людей, похожих на своих холодных, злых, отвергающих, равнодушных
( Read more... )
поступает как ему удобно и заявляет что для терапии это норма. Может отвечать на звонки во время сеанса, может во время сеанса есть еду, в том числе и такую, от запаха которой клиенту плохо, может опаздывать на сеанс безо всяких санкций. При этом попытка клиента сделать что-то симметричное вызывает скандал. Много рассказывает о том, какой он, терапевт, молодец. Клиентке, которая физически не может иметь детей и переживает по этому поводу - рассказывает о достижениях своей дочери, объясняя их тем, что дочь была правильно выращена. Да, всё это во время сеанса. Если есть техническая возможность - может рассказать о клиенте его близким "для его же блага". Не обязательно правду.
во что это выливается для клиента Бытовые и околобытовые проблемы, растущие как снежный ком. С каждой из них можно было бы что-то осмысленное сделать, если делать сразу, но из-за проблем, обеспеченных терапевтом, сразу - не получилось. Сомнения в собственном психическом здоровье, причём у окружающих тоже. Потеря дружеских отношений с другими людьми. Финансовый ущерб - и за счёт оплаты терапевту, и за счёт потери контроля над своими тратами. И за счёт невозможности нормально зарабатывать в таком состоянии. Возможно и потеря работы.
Что делает хороший и грамотный терапевт: Не запрещает клиенту проявлять агрессию и насилие, в том числе и в свой адрес, а ищет приемлемые способы это сделать. Аккуратно показывает, когда слова или действия клиента его задели - так, чтоб клиент увидел, что у его слов и действий есть результат, но чтоб клиент не получил к своим прочим проблемам ещё и ответственность за состояние терапевта. Не отрицает опыт клиента на основании его нелогичности или не совпадения с личным опытом терапевта. Если клиент говорит, что его старшие поступили с ним вот так - то по крайней мере в рамках терапии считается, что действительно старшие клиента поступили с ним вот так. Пребывает на стороне клиента а не абстрактной справедливости и умеет дать это понять. Если что-то пошло не так - не переводит результат в плоскость наказаний. Так, если клиент опоздал - то он не "сам себя наказал и теперь будет сеанс короче" а "сеанс закончится тогда-то, такова жизнь и говорить об этом нечего" (если договорились именно так)
что это даёт клиенту: поддержку и возможность каких-то конструктивных действий здесь и сейчас безопасность
Слова, которые подействовали бы Предложение посчитать результат "в картошках". Или в чём-то ещё, материальном, таком, что либо оно есть, либо его нет. Не в высоких материях про "развитие", "проработку", и прочую хрень. В минутах аськолога со значимым близким, если часть целей - наладить отношения с ним. В заработанных деньгах, если заработок зависит от наработанного. В количестве успокоительных капель, нужных для минимально осмысленной деятельности. Разобрать конкретные действия терапевта и внятно, словами через рот, сказать что это - не нормально. Опять же, лучше не высокие материи, а то, что можно пощупать руками. "не даёт поддержки" - плохо, клиент такого терапевта не доверяет своим ощущениям и не знает, даёт ему терапевт поддержку или нет. "отвечает на телефонные звонки во время сеанса" - хороший пример, если терапевт так делает, то клиент точно знает, что терапевт так делает.
И демонстрация внятных альтернатив. Чтоб не "этот терапевт или никакого" а "вот целый сайт, можешь выбирать". Знание нормальных расценок для своего региона. В общем, спросить, чем этот терапевт такой уникальный и показать, что их с этим свойством - много. Ещё можно сказать что действительно есть терапевты, которые работают "с вот таким разбитым человеком", что если у человека всё в порядке - то он к терапевту не пойдёт, и хороший терапевт готов, что у пришедшего что-то будет не так.
"Не отрицает опыт клиента на основании его нелогичности или не совпадения с личным опытом терапевта." и "Пребывает на стороне клиента а не абстрактной справедливости и умеет дать это понять." это очень ценно, опоздания и несимметричное поведение могут насторожить даже неопытного клиента, а с опытом клиента и справедливостью можно играться долго.
поступает как ему удобно и заявляет что для терапии это норма.
Может отвечать на звонки во время сеанса, может во время сеанса есть еду, в том числе и такую, от запаха которой клиенту плохо, может опаздывать на сеанс безо всяких санкций.
При этом попытка клиента сделать что-то симметричное вызывает скандал.
Много рассказывает о том, какой он, терапевт, молодец. Клиентке, которая физически не может иметь детей и переживает по этому поводу - рассказывает о достижениях своей дочери, объясняя их тем, что дочь была правильно выращена. Да, всё это во время сеанса.
Если есть техническая возможность - может рассказать о клиенте его близким "для его же блага". Не обязательно правду.
во что это выливается для клиента
Бытовые и околобытовые проблемы, растущие как снежный ком. С каждой из них можно было бы что-то осмысленное сделать, если делать сразу, но из-за проблем, обеспеченных терапевтом, сразу - не получилось.
Сомнения в собственном психическом здоровье, причём у окружающих тоже.
Потеря дружеских отношений с другими людьми.
Финансовый ущерб - и за счёт оплаты терапевту, и за счёт потери контроля над своими тратами. И за счёт невозможности нормально зарабатывать в таком состоянии. Возможно и потеря работы.
Что делает хороший и грамотный терапевт:
Не запрещает клиенту проявлять агрессию и насилие, в том числе и в свой адрес, а ищет приемлемые способы это сделать.
Аккуратно показывает, когда слова или действия клиента его задели - так, чтоб клиент увидел, что у его слов и действий есть результат, но чтоб клиент не получил к своим прочим проблемам ещё и ответственность за состояние терапевта.
Не отрицает опыт клиента на основании его нелогичности или не совпадения с личным опытом терапевта. Если клиент говорит, что его старшие поступили с ним вот так - то по крайней мере в рамках терапии считается, что действительно старшие клиента поступили с ним вот так.
Пребывает на стороне клиента а не абстрактной справедливости и умеет дать это понять.
Если что-то пошло не так - не переводит результат в плоскость наказаний. Так, если клиент опоздал - то он не "сам себя наказал и теперь будет сеанс короче" а "сеанс закончится тогда-то, такова жизнь и говорить об этом нечего" (если договорились именно так)
что это даёт клиенту:
поддержку и возможность каких-то конструктивных действий здесь и сейчас
безопасность
Слова, которые подействовали бы
Предложение посчитать результат "в картошках". Или в чём-то ещё, материальном, таком, что либо оно есть, либо его нет. Не в высоких материях про "развитие", "проработку", и прочую хрень. В минутах аськолога со значимым близким, если часть целей - наладить отношения с ним. В заработанных деньгах, если заработок зависит от наработанного. В количестве успокоительных капель, нужных для минимально осмысленной деятельности.
Разобрать конкретные действия терапевта и внятно, словами через рот, сказать что это - не нормально. Опять же, лучше не высокие материи, а то, что можно пощупать руками. "не даёт поддержки" - плохо, клиент такого терапевта не доверяет своим ощущениям и не знает, даёт ему терапевт поддержку или нет. "отвечает на телефонные звонки во время сеанса" - хороший пример, если терапевт так делает, то клиент точно знает, что терапевт так делает.
И демонстрация внятных альтернатив. Чтоб не "этот терапевт или никакого" а "вот целый сайт, можешь выбирать". Знание нормальных расценок для своего региона. В общем, спросить, чем этот терапевт такой уникальный и показать, что их с этим свойством - много. Ещё можно сказать что действительно есть терапевты, которые работают "с вот таким разбитым человеком", что если у человека всё в порядке - то он к терапевту не пойдёт, и хороший терапевт готов, что у пришедшего что-то будет не так.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment