Попался пост про женскую инициацию с примерами из сказок. Разбор сделан в расхожих традициях разборов сказок - т.е. там встречается все тоже самое, что обычно на эту тему пишут
( Read more... )
Это не совсем традиционный анализ сказок. В юнгианской парадигме персонажи сказок рассматриваются не как реальные герои, а как части психики. ) и образ матери - это не только образ реальной матери, а скорее все представления, в том числе бессознательные, существующие у человека в психике. Мачеха - как раз символизирует плохую "внутреннюю" мать. А отец - это отцовский комплекс соответственно. ) Что касается конкуренции за отца, похоже, что здесь имеется ввиду эдип, эдипальная ситуаци (психоаналитическая теория).. Эту стадию - эдипальную - проходит каждый человек, таков путь развития психики, правда не уверена, что сказка именно про эту ситуацию. Статью пробежала глазами. Я недавно нашла в сети потрясающие лекции по сказкам и мифам, их читает Софья Залмановна Агранович, фольклорист. Вот она чудесно рассказывает о глубочайшем культурологический и местами психологическом смысле, зарытом в сказке.
Я думаю, видеть в сказках нечто, что перекликается с внутренним миром, вполне понятно. Но рассматривать сценарии сказок как некие проверенные поколениями решения проблемы и воспринимать их как научное исследование методик, на мой взгляд, не вполне логично, так как сценарии писались для других времен. Это как продолжать припекать младенцев, потому что так делали прапрапрапрабабушки поколение за поколением.
Не сомневаюсь, что талантливый человек может увидеть какие-то адекватные интерпритации, которыми можно руководствоваться в современном мире.
Насчет причин изобретения Фрейдом эдипова комплекса хорошо писала Алис Миллер. Думаю, что пора уже начать признавать, что многие концепты отцов психологии реально были мимо кассы, и пора перестать на них ориентироваться.
"рассматривать сценарии сказок как некие проверенные поколениями решения проблемы и воспринимать их как научное исследование методик, на мой взгляд, не вполне логично, так как сценарии писались для других времен"
Так я именно об этом и говорю. Что там не сценарии как таковые. Эти сказки берут начало из первобытных времен. ) Они - отражение нашего коллективное бессознательного. Поэтому они не могут работать как инструкция. Белиберда получается.
Что касается концепций и методик, мой тер однажды классно сказала - "психотерапевтическая теория - это набор частных мнений". )) Мне кажется, в чем-то это действительно так.)
И да, и нет. Коллективное бессознательное несёт в себе отпечаток первобытных времён. Оно многоуровневое. Есть КБ рода, нации, этноса. А на более глубинном уровне КБ - архаичный человек с его представлениями о мире. И это архаическое наследие живо в каждом человеке. Мы не так далеко от него ушли, как кажется. Просто его не так просто расшифровать.
А отец - это отцовский комплекс соответственно. )
Что касается конкуренции за отца, похоже, что здесь имеется ввиду эдип, эдипальная ситуаци (психоаналитическая теория).. Эту стадию - эдипальную - проходит каждый человек, таков путь развития психики, правда не уверена, что сказка именно про эту ситуацию. Статью пробежала глазами.
Я недавно нашла в сети потрясающие лекции по сказкам и мифам, их читает Софья Залмановна Агранович, фольклорист. Вот она чудесно рассказывает о глубочайшем культурологический и местами психологическом смысле, зарытом в сказке.
Reply
Не сомневаюсь, что талантливый человек может увидеть какие-то адекватные интерпритации, которыми можно руководствоваться в современном мире.
Насчет причин изобретения Фрейдом эдипова комплекса хорошо писала Алис Миллер. Думаю, что пора уже начать признавать, что многие концепты отцов психологии реально были мимо кассы, и пора перестать на них ориентироваться.
Reply
Так я именно об этом и говорю. Что там не сценарии как таковые.
Эти сказки берут начало из первобытных времен. ) Они - отражение нашего коллективное бессознательного. Поэтому они не могут работать как инструкция. Белиберда получается.
Что касается концепций и методик, мой тер однажды классно сказала - "психотерапевтическая теория - это набор частных мнений". )) Мне кажется, в чем-то это действительно так.)
Reply
Reply
Оно многоуровневое. Есть КБ рода, нации, этноса. А на более глубинном уровне КБ - архаичный человек с его представлениями о мире. И это архаическое наследие живо в каждом человеке. Мы не так далеко от него ушли, как кажется. Просто его не так просто расшифровать.
Reply
Reply
Reply
Там лекций 13 что ли, вот первая. Ну остальные уж по аналогии находятся.).
https://youtu.be/hIrQgCS7ii0
Reply
Leave a comment