Попался
пост про женскую инициацию с примерами из сказок. Разбор сделан в расхожих традициях разборов сказок - т.е. там встречается все тоже самое, что обычно на эту тему пишут.
Но сегодня некоторые концепты меня царапнули. Общее впечатление, что разборы сделаны опираясь на какое-то сферическое общество в вакууме, где в общем и целом динамики развития не встречаю сопротивления со стороны среды за пределами семьи. Например, пресловутое развитие женской сексуальности блокируется, согласно этим разборам, исключительно мамой, которая ничем, кроме конкуренции с дочерью, не занята в своей жизни.
На мой взгляд, в культуре насилия, которая в той или иной степени распространена в разных странах, женщинам, желающим прочувствовать и освоить свою сексуальность, есть, чего бояться, кроме собственной мамочки. Например, насильников, которые начинают хватать ее за задницу и лезть ей под юбку, как только у нее случились первые месячные. А с учетом того, что большая часть человечества обитала в деревнях с укладом
вроде этого, то и выйдя замуж большинство женщин совсем не в кроватях, усыпанных розами, оказывались, где чуткий и опытный муж нежно и терпеливо позволял ей исследовать все тонкости чувственных удовольствий. В большинстве случаев это был нелюбимый и не особо желанный, грубый или неумелый мужик, который залезал сверху, не имея никакого представления (и часто - и желания тоже) разбираться, чего там надо с женщиной делать, чтобы ей было хорошо. Потом начинались бесконечные беременности и роды. При невозможности контролировать и планировать этот процесс, секс и все его возможных изыски были скорее нежелательным событием, чем полигоном, где мог свободно цвести цветок женской сексуальности. Большую часть человеческой истории, быть женщиной было в первую очередь больно, бессильно и страшно. И реально - не до секса. Байки про развитие и цветение женской сексуальности в этом ракурсе - это, в основном, влажные фантазии потребителей женского тела, которые проецируют на него свои потребности. Тех самых, которые уверены, что девушки в дУше не моются, а страстно и медленно растирают по телу гель для душа, принимая порнографические позы и издавая глубокие стоны, как будто им больше нечем заняться по жизни.
Это во многом схоже с байками про сладкое пребывание в матке и не менее безоблачное младенчество, вырастание из которого становится первой травмой. Я вас умоляю - больше половины детей рождается незапланированными и/или нежеланными у неумелых, запуганных и/или депрессивных матерей. Какой там потерянный рай! У многих людей его никогда не было. Я уже молчу про якобы "беззаботное и счастливое детство", которое для многих людей - самое страшное, бесправное, черное и бессильное время жизни. До начала прошлого века из-за высокой детской смертности детей вообще не считали за людей или какую-то ценность, пока они не подрастали. У меня в заглавном посте есть ссылки на посты про отношение к детям в разные периоды истории человечества - очень отрезвляющее чтение.
Возвращаясь к сказкам, автор поста говорит, что между женой и дочерью всегда конкуренция за папу как за мужчину. Это с ног на голову перевернуто. Когда в семейной системе мрак, треш и угар, это всегда - всегда! - вопрос недостатка ресурса, а не порочности участников. Если жена и дочь конкурируют - это происходит потому, что у папы нет ресурса быть и мужем, и отцом, и уделять достаточно внимания как жене, так и дочери, а где-то еще добыть себе ресурса женщины семьи в силу своего положения не могут. Если папа может быть только чем-то одним, или ни тем, ни другим, тогда и возникает нехватка ресурса и конкуренция. Валить все на завистливую женскую натуру - это тоже чьи-то фантазии.
Я не историк, но мне думается, что искать глубокий смысл в сказках стоит только в контексте быта той культуры и того исторического периода, в который они имели хождение. И банан там вполне может быть просто банан, т.е. мачеха - это не темная ипостась матери, а просто мачеха, потому что женщины направо и налево умирали от родов, и наличие у мужчины второй и третьей жены было нормальным явлением, а не сакральной метафорой. И папа устранился из медиации конфликтов в семье потому, что ему просто покласть, а не потому, что он всего лишь фоновый элемент женской инициации.