Транссиб Забайкальский. Чита - Белогорск.

May 16, 2017 19:37

Некоторые заметки о летнем путешествии по Транссибирской магистрали.

Прибытие в Читу из Улан-Удэ было ранним утром, в 6 с чем-то, может в пол седьмого, уже точно и не вспомнить, поездом Москва - Чита. Номер уже тоже позабыл. Веяло приятной утренней прохладой, встающее солнце ярко осветляло вокзал, площадь и кипящую, несмотря на такую рань, пассажирскую жизнь. Быстро закинув вещи в гостиницу, тот час же вернулся на вокзал. Конечно же первым делом, как большой фанат-задрот поклонник моторвагонного подвижного состава, я сфотографировал прибывший электропоезд из Могзона: стандартный электропоезд ЭД9М в мерзком пидовском окрасе четырёхвагонной составности. Электропоезд ЭД9М-0206, сообщением №6014 Могзон - Чита-2, прибыл на станцию Чита-2:



Общий вид с пешеходного моста на станцию и вокзал:





Вокзал вблизи:



Станция Чита открыта в 1899 году, тогда же и было заложено здание вокзала, принятое в эксплуатацию в 1903 году. В 1973 в Читу "пришла" электрификация на переменном токе. Также, в 1970-е годы к основному зданию вокзала пристроили большой кассовый зал, уже менее красивый конечно, чем его "старший брат".
Около привокзальной площади расположен Забайкальский институт железнодорожного транспорта (ЗабИЖТ) - "кузница кадров" для Забайкальской железной дороги:



Вернувшись к перронам, сфотографировал поезд самого длинного в стране (а пожалуй и в мире) маршрута Владивосток - Москва:



Номер локомотива я позже "пробил" на базе сайта trainpix.org. Им оказался электровоз ЭП1-342, приписки ТЧЭ-5 Иркутск-Сортировочный, Восточно-Сибирской железной дороги. Неужели у Иркутска (из которого я кстати уехал тремя днями ранее) такие огромные тяговые плечи? Хотя я предположу, что на Транссибе это норма.
Памятный знак, с фрагментом портала тоннеля в Яблоновом хребте, на боковой платформе, установленный в 2007 году к 170 летию железных дорог России:



А вот красивая мозаика на боковой стене той самой советской пристройки к основному вокзалу:



Поезд уехал и все пути оказались практически пустыми. Пока было немного времени, нужно было зайти в пригородный вокзал на билетиками. И вот тут я промахнулся со временем! Забыл, что в восьмом часу утра, практически везде, прибывают пригородные в региональный центр. Пока стоял в очереди, к боковой платформе прибыл электропоезд из Карымской, и не ЭД9М, а, вроде как если память не изменяет, ЭР9ПК-360. Но он быстро высадил пассажиров и уехал в отстой на Читу-1. Было очень досадно, что не успел его заснять. А вот после Карымского, прибывший электропоезд из Могзона тоже стал отправляться на станцию Чита-1, к сожалению на фото вышел несколько смазанным. Ну и пусть, лучше чем ничего, зато динамичней вышло :))



Изначально ещё до приезда в Читу и была идея проехать несколько перегонов в сторону Карымской, с расчётом вернуться ближе к полудню в Читу, что собственно и удалось совершить.
Объёмы движения пригородных поездов в Чите за последние 4-5 лет упал в два раза - по состоянию на август 2016 года от станции Чита-2 в направлении Карымской и Могзона отправляется и прибывает по две пары электропоездов, утром и вечером; в летнее время до станции Карымская по пятницам и субботам назначается ещё одна пара.
[А раньше было лучше...]Для сравнения с объёмами прошлых лет, в конце записи будет ссылка на мою страницу Яндекс.Диск с некоторыми расписаниями пригородных поездов по станции Чита-2 и Чита-1 10-ти летней давности. К скачиваю и распространению желательно и обязательно! :))
Поэтому выбор был невелик, и, собственно, пришлось ехать на утреннем. А путь был до станции Атамановка.
Вот и наш 4-ёх вагонный коротыш:



В качестве подвижного состава на рейс сообщением №6034 Чита-2 - Карымская, подали электропоезд с комфортными сиденьями ЭД9МК-0104, который раньше курсировал по экспрессному маршруту Чита - Чернышевск-Забайкальский. Данный рейс экспресса отменили примерно в 2011 году. Кстати если приглядеться, то на маршрутоуказателе слово "Чернышевск" виднеется. Интересная однако особенность читинских электропоездов не ставить на маршрутниках пункт отправления и назначения.
Свист по отправлении и поехали.
Остановочный пункт Песчанка, перегон Антипиха - Атамановка:



Великий и могучий Транссиб! Ну или просто красивые виды из окна, благо оно нормально открывалось:







Подъезжаем к Атамановке:



Приехали. А бывший "чернышевский экспресс" отправляется дальше. Надпись и сзади не меняют, а может не хотят, или вовсе сломался:



Тихая и уютная, не считая громыхающих грузовых составов, станция. Есть даже небольшой зал ожидания:





Только вот для кого он, при двух электропоездах в день в каждую сторону, неясно. Пассажиропоток в пригородном сообщении по стране резко упал за последние 3-4 года, из Атамановки до Читы люди добираются на автобусах-"пазиках". Про разницу в цене можно не говорить, тем более что в Забайкальском крае резко повысили проезд в пригородных поездах (не очень сильно): билет до Атамановки обошёлся в 70 рублей по "железке", а вот обратно до Читы пришлось добираться автобусом, цена которого 50 рублей, и который курсирует каждые 15-20 минут. Разница очевидна: железнодорожный транспорт в таких условиях находится в заведомом проигрыше и больших убытках. Поэтому основной пассажиропоток конкретно до станции Атамановка - это бабушки-льготники, дачники в летний сезон, единичные пассажиры, которым до дома от железной дороги идти близко. В общем и целом, при отправлении от Читы, электропоезд до Карымской весьма неплохо заполняется - как минимум заняты все места. Стабильный пассажиропоток всё ещё сохраняется, но надолго ли.
В общем из-за невозможности вернуться железной дорогой, пришлось ехать автобусом, остановка которого находилась в центре посёлка. Попутно сделал прощальный кадр Транссиба на фоне гор:



Кстати рядом со станцией Атамановка находится военная часть. Забор военной части виден на предыдущей фотографии. Присутствие военных ещё заметно и по обилию водочной продукции в местных магазинах, которая имеет самые разные названия.
Сама Чита очень удивила ухоженностью и чистотой. Нет мусора на улицах, во дворах его практически нет, даже на окраинах города, где удалось пройти. Может это лично моё видение, или так случайно вышло, но тем не менее. Очень порадовало обилие красивых старых зданий конца 19-ого и начала 20-ого веков, не все их них конечно в хорошем и ухоженном состоянии, но это другой вопрос. Это во многом объясняется тем, что город получил своё развитие с приходом Транссибирском магистрали. Сохранилось практически в неизменном виде главное здание Читинской почты - сейчас там находится Почта России. Забавно выходит - ухоженный и довольно таки чистый город, при не самом высоком рейтинге местного губернатора Натальи Ждановой:
http://www.profile.ru/politika/item/116527-rejting-gubernatorov-rossii

Возможно она ещё справится. Но хватит о политике. Город то чистый, а транспорт, в том числе и пригородный железнодорожный, развивать надо.
Возможно как нибудь потом сделаю отдельный пост про Читу, если конечно это ещё известный блогер Варламов не сделал :)) Отдельно могу отметить красивый Читинский дацан. Кстати я впервые в жизни видел дацан "вживую":



Ну, поехали дальше по Великому Транссибу. Из Читы выехал 10 августа вечером поездом №392Ч Чита-2 - Благовещенск. Путь был в Благовещенск, который находится в стороне от Транссиба, на конечном пункте однопутной неэлектрифицированной ветки Белогорск - Благовещенск. Погода была довольно таки пасмурная, да и фотографий вышло не очень много с этого, достаточно глухого, участка магистрали. Вид на реку Ингода из окна поезда №392Ч Чита-2 - Благовещенск. Участок Чита-2 - Карымская:



Вид на реку Ингода, участок Карымская - Шилка:





На станции была Карымская была короткая стоянка, и сфоткать вокзал не удалось. К тому же было дождливо. В последний момент у платформы заметил пригородный поезд, состоящий из пассажирского вагона под тягой электровоза. На табличке было написано "Ясногорск", хотя судя по расписанию, он едет не дальше Адриановки.
На следующее утро выяснилось, что поезд опаздывает аж на 3 часа! Из-за этого время многих стоянок сильно сократилось, что конечно же сказалось на возможностях фотографирования.
Участок Ксеньевская - Могоча. Примерно через полчаса прибудем в Могочу, 11.08.2016:





Встречный грузовой состав. Грузовые на здесь в приоритете, и ходят чуть ли не каждые 10 минут. Транссиб, как и большая часть железных дорог, строился в первую очередь для грузоперевозок, а уж потом для пассажирских.



Подобные Забайкальские пейзажи не редкость. На мой взгляд, участок от Читы до Шимановской/Белогорска, является одним из самых глухих и одновременно одним из самых красивых на всей Великой магистрали!











И вот поезд подъезжает к станции Могоча. Ударение кстати на второй слог - МогОча. Точнее границу станции скорее всего уже проехали, но за входными сигналами я не особо следил :))
Автомотриса дизельная монтажная 1АДМ-1,3:



Электровозы "Ермаки" и различная путевая техника:



А тут приятное удивление для меня - списанный прицепной вагон электропоезда, по видимому ЭР9П. Раскрас как у экспрессов. Полностью разглядеть его не успел. Да и стоит на огороженной территории, забор мешал:



Стоянка была короткая, около двух минут. Поэтому даже никого не выпускали и выйти на платформу не удалось.
Успел сфотографировать очередных "Ермаков" (электровозы 3ЭС5К) при отправлении:



Следующая, довольно большая наконец, стоянка была Амазар. Стояли около 15 минут:





Последний вагон нашего поезда:



Отъезжаем от Амазара. Река Большая Чичатка:







Далее был дождь, да и батарейка на фотоаппарате начинала разряжаться. Примерно за 30-35 километров до станции поезд пересёк границу Забайкальского края и Амурской области. Следующий кадр был одновременно с остановкой на станции Ерофей Павлович. Станция и одноименный посёлок названы в честь известного первопроходца и покорителя Приамурья Ерофея Павловича Хабарова:



Слева стоит передвижной консультативно-диагностический центр "Терапевт Матвей Мудров":



И последней за этот день стала фотография станции Уруша. Из-за дождя, дабы не намочить технику, получилось только так:



Следующий день, 12 августа, рано утром, поезд прибыл на станцию Белогорск. Опоздание, которое в прошлый день составляло около 3 часов, за ночь было успешно нагнано.
Белогорск - узловая станция на Транссибирской магистрали Свободненского региона Забайкальской железной дороги. Открыта в 1914 году. От станции отходит не электрифицированная 109 километровая ветка до станции Благовещенск. История строительства этой загадочной ветки мне, к сожалению, не известна. На станции есть эксплуатационное локомотивное и вагонное депо.
Имея довольно обильное движение пассажирских поездов дальнего следования, отсутствует при этом пригородное сообщение, которое уничтожили в марте 2013 года, в связи с убыточностью и сильной задолженностью субъекта перед перевозчиком (пригородная пассажирская компания ОАО "Экспресс-Приморья"). Данные отмены были связаны с высокой ставкой Забайкальской ж/д за аренду инфраструктуры и подвижного состава. Пригородные поезда сильно опустошали региональный бюджет. В ходу было 3-4 пары пригородных до Благовещенска, и по 2 пары до Шимановской и Буреи.
http://old.expresspk.ru/?page=165&sheet=0
http://old.expresspk.ru/?page=122&sheet=0
http://www.kp.md/daily/26041/2955795/

На какой то момент, в связи с сильным розливом реки Амур (думаю все местные это помнят, да и по федеральным каналам немало об этом говорили), до Благовещенска временно возобновили курсирование нескольких пар пригородных поездов:
http://old.expresspk.ru/?page=52&sheet=0

После устранения значимых последствий наводнения, "устранили" и эти поезда. На момент проезда (август 2016 год), станция Белогорск не имеет пригородного ж/д сообщения уже примерно 3 года.
Вокзал со стороны путей довольно чистый, видно что ещё не закончился ремонт. Когда то вокзал был бледно-голубого-морского цвета, сейчас он жёлтенький:



Мимо проехал ветеран железных дорог - электровоз ВЛ80С-2667, приписки ТЧЭ-3 Чита, Забайкальской железной дороги:



Стоянка была долгая - 25 минут. Потому что происходила смена локомотивной тяги с электрической на дизельную - ветка Белогорск - Благовещенск, как я уже упоминал, не имеет электрификации, и однопутная на всём протяжении, разумеется кроме станций и разъездов. Вот электровоз ЭП1-226, приписки ТЧЭ-11 Белогорск, который тащил наш поезд, вроде как, от самой Читы:



Вместо него "у руля" встал тепловоз ТЭП70, который и довёз нас до Благовещенска.
[К слову...]Про Благовещенск не буду ничего рассказывать, он мне не понравился :))

Кстати вот ссылка на мой Яндекс.Диск со старыми расписаниями пригородных поездов Забайкальской железной дороги.

Забайкальская ж.д., расписания, Транссиб: главный ход, пассажирские поезда, подвижной состав, станции, вокзалы

Previous post Next post
Up