Оригинал взят у
mikka в
Следами былых дорог. V. Алзамай - Тайшет. Начало.Самый длинный участок переустройства железной дороги Красноярск-Иркутск находится между Тайшетом и Алзамаем: свыше 60 км дороги было переложено новым маршрутом, в одном месте расстояние между современным и первоначальным ходом трассы превышает 8 км. Данный отрезок нигде не пересекает современную автодорогу Р-255, поэтому сохранился почти на всём протяжении. Из-за его протяжённости требовалось три дня, чтобы пройти его целиком, которые и образовались из-за непонятного июньского праздника, в который, исходя из логики, мы отмечаем потерю принадлежавших нам ранее территорий.
Выемка.
Спутниковый снимок старого пути на участке Тайшет - Алзамай. Красная линия - разобранный первый путь. Синяя линия - современный ход Транссиба, БАМа и ж/д Абакан - Тайшет.
Карты старого пути на участке Тайшет - Алзамай. Красной линией показан разобранный первый путь.
Логистика моего путешествия была выстроена несколько своеобразно: зарегистрировав в прошлом году свою бабушку в программе "РЖД Бонус", я получил возможность использовать набранные ей 4000 баллов для приобретения бесплатного билета. Но 4000 баллов хватает только на расстояния до 500 км, потому билет до Алзамая я взял от Черемхово, что в 130 км от Иркутска, куда приехал вечером прямой электричкой. На вокзале Черемхово порадовали кресла с мягкими "нашлёпками" из кожзама на сиденьях и спинках так приятно контрастировавших с почти повсеместно распространённым металлическим креслам "прощай, почки". В 21:40 местного времени я покинул город угольщиков на 87-м поезде Иркутск - Усть-Илимск.
В 5:59 утра туманным утром я приехал в Алзамай, начав свой трёхдневный поход.
О/п 4584 км на окраине Алзамая имеет островную платформу, что редкость для наших железных дорог.
Линия деревьев за брошенным полем отмечает насыпь разобранного пути в месте её примыкания к современной дороге.
Примыкание старого пути.
Заросший путь.
Какое-то время старый путь тянется невдалеке от Транссиба, и сквозь деревья даже можно увидеть остановочный пункт.
О/п 4580 км.
Затем следы старого пути теряются. Судя по всему по его остаткам был проложен отрезок местной автодороги Алзамай - Новокиевск. По крайней мере под автомобильным мостом через р. Моховую видны остатки деревянных опор, скорее всего железнодорожного моста.
Деревянные столбы в р. Моховая.
Судя по карте, на протяжении следующих тридцати с лишним километров воды не предвиделось: старая ж/д забиралась на водораздел, потому в этой мутноватой болотистой речке я наполнил три двухлитровых пластиковых бутылки, заметно утяжеливших мой рюкзак.
Через 600 метров после моста дорога свернула с трассы старого пути, а я соответственно свернул с дороги. Первые километры пути после этого были унылы и не внушали оптимизма - дорога заросла в лучшем случае деревьями, а часто и чащобой кустов. Рядом же ничего не шло, кроме мягких, не удобных для ходьбы полевых дорог.
Не зная, сложно догадаться, что здесь была ж/д.
Когда поля закончились, идти стало чуть попроще, хотя и здесь дорога была заросшей, а местами и заваленной поваленными деревьями: "чёрные лесорубы" берут лишь самую ценную древесину у комля, остальное бросают в лесу.
Каменная труба.
Насыпь.
Всё заросло.
Наконец, параллельно разобранному пути появилась подболоченная лесная дорога, и какое-то время я шёл по ней, утомившись ломиться через неинтересные кусты.
Крест у лесной дороги.
Выемка.
Лягушка.
Пообедать я расположился на остатках ж/д - так и интересней, да и суше намного, а вскоре после обеда лесная дорога вышла на насыпь, и идти стало много веселей.
Лесная дорога по остаткам железной.
Подосиновик в июне (!).
Показанный на карте пунктиром ручей Водокачечный неожиданно оказался с водой, так что можно было и не тащить столько заполненных бутылок, но кто бы знал...
Каменная труба для ручья Водокачечного.
Дорога стала более наезженной, повсюду попадались следы варварской заготовки леса.
Лесовозная дорога по старой насыпи. Справа видны брошенные спиленные деревья.
Вскоре начался приятный плоский сухой участок, поросший ягелем. К этому моменту я прошёл уже 26 км, программа сегодняшнего дня была выполнена, и я решил остановиться на ночёвку на этом месте.
Палатка.
Палатка с тентом.
Стратегически это было верным решением - уже через полкилометра начинались водораздельные болота, тянущиеся дальше довольно долго. А вот тактически это оказалось не очень правильно. Через пару часов после установки, когда я батонился в палатке, послышались шаги, снаружи оказался какой-то мужик в форме, заявивший: "Давай, выходи". Сначала я решил, что это лесник или егерь, но форма оказалась РЖДшная. Он поинтересовался целью моего нахождения тут, я в целом ответил правдиво, кроме того, что якобы билеты на поезд мне были куплены музеем истории ВСЖД: негоже в людях излишнюю зависть плодить. Сам он изначально на вопрос, а что он тут делает ответил туманно - "дела свои", путаясь даже Саней его зовут или Серёгой. Через примерно час он ушёл, но снова вернулся в полвосьмого под предлогом, что где-то посеял сигареты. Пачку он действительно потерял - за все два часа второго визита, он не курил ни разу, но основная цель визита была скука - он притащил бутылку водки, оставленную у мотоцикла. От выпивки я отказался, сославшись на здоровье, так что пришлось ему всю поллитру выпить в одну морду. Более интересным были принесённые им три дореволюционных костыля, найденных им неподалёку. Тащить их оттуда я, конечно, не собирался, но всё равно это было приятной неожиданностью. Выпив Саня/Серёга стал более разговорчивым: сообщил, что работает путейцем, зарплата 26 тысяч. Денег маловато, потому зимой с мужиками ворует лес и сейчас как раз высматривал, куда осенью поехать пилить деревья. Наконец, бутылка кончилась, темы для разговора, видимо, тоже, и мой надоедливый визитёр отправился в расположенную в пяти километрах деревню Разгон, где у него проживают родители и первая жена с дочкой (сам он сейчас со второй женой и ещё одной дочкой в Алзамае живёт).