Фото Владимира Буракшаева (с).
По соседству с Благовещенском расположен город Свободный. В недалеком будущем здесь будет новый российский космодром, а пока город знаменит самой длинной детской железной дорогой на всем пост-советском пространстве.
Дорога начала строиться в 1939 году. В тяжелых работах по прокладке полотна участвовали заключенные. Параллельно действовали кружки, в которых велась подготовка будущих кадров. Первый, четырехкилометровый участок трассы - Сталинское счастье (ныне Юность) - Дальневосточная - был пущен к 4 августа 1940 года. На нем работала электрожезловая система и телеграф. Через год трасса удлинилась еще на два километра. Однако, дальнейшему строительству помешала Великая Отечественная война. Многие детские железные дороги перестали функционировать, но здесь движение не прекращалось. Наоборот - осенью 1941 года было временно проложено ответвление к совхозу Свободненский, по которому юные железнодорожники круглогодично возили лес, уголь, дрова, соль, мясо, овощи.
После войны, в 1951 году, дорога была продолжена к деревне Бардагон, достигнув протяженности 10, 5 километров. На ней построили еще две станции - Подгорную и Пионерскую. Теперь она стала востребована местным населением, а также осуществляла завоз детей в пионерские лагеря. Предполагалось продлить линию еще на столько же - к деревне Малая сазанка, но эти планы не были воплощены.
До 1959 года дорога называлась Амурской, затем Малая Забайкальская. После открытия детской дороги в Чите, малых Забайкальских стало две.
Единственное депо дороги находится у станции Михайло-Чесноковская широкой колеи.
Первыми локомотивами здесь были, разумеется, паровозы. В период строительства на дороге работал К-262 Коломенского завода и две платформы. Затем пришел тип 159, работавший с шестью 2-осными пассажирскими вагонами. В 1960-м пришел первый тапловоз - ТУ2-044, а еще через три года - польские вагоны "Пафаваг". К началу 1970-х действовавшую на дороге жезловую систему сменили на полуавтоблокировку. Появилась локомотивная и диспетчерская радиосвязь. В депо поступили еще два тепловоза ТУ2. Сегодняшний парк дороги составляют 3 локомотива ТУ2 (№№001, 069, 072) 8 пассажирских вагонов ПВ-40/ПВ-51, несколько грузовых. ТУ2-001 является тем самым первым в этой серии тепловозом, но поступил сюда в начале 1980-х годов. ТУ2-069, еще при Союзе, успел побывать в крупной аварии, столкнувшись на переезде с пассажирским автобусом.
Главной станцией является Юность. Здесь находится диспетчерский пост, просторный зал ожидания, учебные классы. Движение поезда осуществляется ежедневно, четыре пары в день. 2-3 раза в месяц проводится техзобслуживание (по одному дню), в эти дни пассажирского движения нет. Весь путь от Юности до Пионерской поезд проходит за 35 минут. Максимальная скорость на отдельных участках достигает 35 км/ч.
Депо Свободненской детской железной дороги.
Пассажирский поезд на главной станции - Юность.
Семафор.
Станция Юность. Учебный класс.
В диспетчерской.
Юные железнодорожники.
Пассажирские вагоны.
Проводницы Малой Забайкальской.
Ручная стрелка на Юности.
В кабине тепловоза. В отличие от остальных детских дорог - здесь машинистами работают взрослые.
На перегоне Юность - Дальневосточная.
Дорога связывает несколько деревень.
Вагоны в кривой.
Остановка Подгорная.
Перегон Подгорная - Пионерская.
Переезд.
Конечная станция - Пионерская.
Маневры.
Стрелочник.
У тепловоза-раритета ТУ2-001.
И немного фотографий Свободного:
Памятник защитникам Родины.
Торговый центр "Амур".
На улице города.
Справочная информация:
Желающим побывать на Свободненской детской железной дороге, нужно ехать до станции Михайло-Чесноковская. Проходят там и пассажирские поезда, и электрички из Белогорска. Электрички, правда, ездят редко: 2-3 раза в сутки. Выйдя из поезда, нужно пройти немного по шоссе в западном направлении до узкоколейного переезда. Рядом с ним главная станция детской дороги - "Юность". Если хотите посмотреть депо, надо отправиться вдоль рельсов детской дороги, проходящих под Транссибом, в другую сторону, идти не больше 10 минут.
(Для размещения снимков использован хостинг IMGSRC.RU)