Москва - Благовещенск и день в Китае

Sep 19, 2009 19:38

Фото Владимира Буракшаева (с).



Летний отпуск подошел незаметно. И вот уже не надо вставать в пол-седьмого утра, спешить на автобус или толкаться в час пик в переполненном вагоне метро. А что за отпуск без путешествия? На это лето я запланировал поездку по легендарной Байкало-Амурской железной дороге с посещением ряда городов, музеев и локомотивных депо. А заодно посмотреть самую длинную в России - Малую Забайкальскую (детскую) железную дорогу, расположенную в городе Свободном Амурской области.
Визит в Китай первоначально не планировался, но в ходе разработки и составления маршрута, попалось мне в Интернете несколько отчетов самостоятельных путешественников о поездках без визы из Благовещенска в сопредельный город Хэйхэ, ставших возможными благодаря созданию в конце 1990-х годов в этих двух городах свободного экономического пространства.

В ходе поездки, длившейся три недели, было сделано множество фотографий, которые будут представлены постепенно. Здесь же речь пойдет о городе Благовещенск и поездке в Хэйхэ.

Жарким летним днем 21 июля я и Андрей Паниев вылетели из Внуково в Благовещенск, где нас ждал любитель и фотограф из Белогорска - Виктор Харьков.



Облака - белогривые лошадки... Взлет из Внуково.



Ну прямо айсберг, только воздушный.



Москва из облаков.



Начинается закат. Летим на высоте 11 километров, иллюминатор снаружи покрылся кристалликами льда.



Последние лучи солнца.



Через мгновение оно спряталось за горизонт.



На земле уже ночь. А здесь никак не закончатся сумерки.



Когда летишь на восток, ночь проходит быстрее. И вот - за бортом опять светло. А Москва еще спит.



Под нами - горы Забайкалья.

Еще чуть-чуть и начинаем снижение. Самолет входит в однообразную серую массу облаков, из которой выныривает перед самым касанием взлетно-посадочной полосы. Иллюминатор покрывается струями дождевой воды. У трапа готовим зонтики.



У самолета пассажиров встречает вот такой доисторический агрегат: перронный автобус АППА-4. Такие были во всех советских аэропортах. Он повез нас к терминалу, в котором получают багаж.



Аэропорт Благовещенск.

Постепенно дождь утихает, мы едем в город.



Мозайка на одном из городских зданий. Буквы ДВР напоминают о Дальневосточной республике.



Одна из главных достопримечательностей города - набережная реки Амур. Излюбленное место отдыха горожан.



У здания мэрии. Купание в фонтане.



Старая архитектура.



Восстановленная триумфальная арка.



Паровоз-памятник у вокзала.



Реклама фотоуслуг. Каково было фотографам прошлого носить с собой такую аппаратуру!

На другом берегу Амура - китайский город Хэйхэ. Лет 10 назад это была деревня, да и наш Благовещенск был мрачным и унылым "закрытым" городом. Но когда в конце 1990-х здесь была создана свободная экономическая зона, улучшения коснулись всех. Хэйхэ стал интенсивно развиваться и быстро строиться, а наши граждане получили возможность заниматься бизнесом и покупать недорогой товар. Пошли деньги и в Благовещенск и областной бюджет, стал подниматься уровень жизни населения.

Чтобы съездить без визы на несколько дней в Хэйхэ, теперь необязательно быть жителем Амурской области. Любой россиянин может въехать туда при наличии загранпаспорта. Китайцы по такой же упрощенной системе могут посещать Благовещенск. А вот чтобы отправиться по Китаю дальше, нужна виза. По словам местных жителей, получают ее быстро и легко в любом турагенстве Благовещенска, но стоит она не дешево. Углубляться в территорию Китая в наши планы изначально не входило, равно как и китайский базарный ширпотреб - это тема для отдельной поездки. А посещение Хэйхэ я придумал скорее из любопытства - очень хотелось побывать в "настоящей" загранице а заодно посмотреть их железную дорогу. Увы, но так сложилось, что к ужасу своему и стыду - за тридцать лет, я был из зарубежья лишь в нескольких республиках распавшегося СССР. Разумеется, ничуть не жалею что потратил лишний день на поездку и очень рекомендую всем приезжающим в Благовещенск найти время и, пользуясь безвизовым режимом, побывать в китайском городе Хэйхэ.

Итак, чтобы съездить в Хэйхэ, надо утром придти на речной вокзал Благовещенска, чем раньше - тем лучше. Отстоять очередь за билетами, которые продают сразу в оба конца, пройти таможню (там же, на речном вокзале) и паспортный контроль. Если все в порядке, вас пропускают на паром. Минут за десять паром пересекает Амур и на соседнем берегу вас ждет снова таможня, паспортный контроль, но уже китайский. В целом, страшного ничего нет. Если вы не знаете язык китайский и английский в том числе, можно просто следовать за толпой и делать то что и все. В конце концов если не знаете как заполнить их бумажки, можно спросить у ваших соотечественников с парома. А прибегать к услугам китайских "хэлперов", тусующихся там же на прибытии, и менять у них деньги, нам не советовали.

И вот, вы в Китае. Выйдя из терминала, оказываетесь на острове Хэйхэ. С городом он соединен мостом. Рядом - пара торговых центров. В город можно отправиться и пешком, но это не близко. Первый раз лучше воспользоваться такси. Стоит 10 юаней (по-нашему примерно 40 рублей) в пределах города, не важно куда. Такси у них зеленого цвета с синими номерами. Водители немного знают по-русски. Базарные тетки-торговки тоже (если что-то захотите купить). Заодно посмотрите на местное уличное движение. Как в этом хаосе можно ездить - я так и не смог до конца понять. Представьте себе нерегулируемый перекресток, где одновременно движутся автомобили со всех четырех сторон. У нас, тех кто справа, положено пропускать. Тут - кто первый въехал на перекресток, тот первым и проезжает. Остальные не пропускают, а продолжают движение, объезжая его. И никаких аварий. Помимо автомобилей, улицы кишат мотороллерами и велосипедистами.
Зато в Хэйхэ вы можете сделать то, что затруднительно у нас в стране. Например - поесть в ресторане. Обед там стоит (в пересчете на наши деньги) не дороже чем в студенческой столовой в Москве. Или остановиться на ночь в хорошей гостинице. Еще здесь вполне дешевые квартиры, так что многие благовещенцы покупают жилье в Хэйхэ. И коммунальные платежи копеечные. Но есть одно "но": нельзя в Китае иметь больше одного ребенка в семье.

Основное занятие горожан - торговля. Улицы пестрят вывесками магазинов, торгуют частники, с пяти утра на улицы превращаются в базар. К одиннадцати дня они сворачиваются - начинается жара. Вечером продолжают снова. Весь город напоминает сплошной базар. Ряд вывесок дублируется по-русски, причем с ошибками; иной раз видишь два-три русских слова написаны как одно, так что и сам не сразу поймешь. Продавцы зазывают прохожих посмотреть магазин. При этом в городе крайне нехватает мест культурного отдыха: музеев, выставок, театров, памятников, площадей, парков, фонтанов.

О Китае можно писать еще много. Но нас интересовала железнодорожная его часть. В Хэйхэ подходит ветка на тепловозной тяге с "европейской" колеей 1435 мм. Поэтому, пройдя таможню, отправляемся на вокзал. Вокзал большой, но движение редкое. По-сути только поезд в Харбин. До него еще ждать пол-дня, поэтому вокзал почти пустой. Выходим на перрон, здесь же дежурит полицейский. Спокойно фотографируем грузовые вагоны, в изобилии стоящие на путях. Никаких нареканий с его стороны - видать, никто здесь не страдает ни манией преследования, ни террофобией, в отличие от нынешней России. А вот, во время посадки в поезд, на перрон никто не пройдет, за исключением пассажиров с билетами. При выходе из вокзала стоит контроль. Провожающих к вагонам не пропускают. После вокзала отправляемся в депо. Оно больше напоминает ПТОЛ. Стоят три тепловоза и пассажирский состав. Делаем несколько кадров - тишина. Потом подходит любопытный китаец, что-то говоря на своем. Причем спокойно, без злобы. У нас в России, в свете последних событий, наверняка какой-нибудь подвыпивший путеец а то и изнывающий от скуки недоучка, попытался бы "задержать шпионов" и "уничтожить отснятый материал", чтобы потом на рыбалке с восторгом хвастаться таким же, как сам, какой он "совершил подвиг, предотвратив очередной террористический акт", в надежде получить за свое "геройство" добавочные 100 грамм. Что именно говорил тот китаец - мы не узнаем наверное никогда. По-китайски не понимает никто из нас, английским владеем плохо. Но с собой у Андрея был фотоальбом с изображениями российских поездов, который он и протянул китайцу, предлагая посмотреть. Дальнейшие события развивались так: китаец, вернув альбом, куда-то ушел и вернулся вскоре с еще одним и ключами, которыми они открыли стоявший поблизости тепловоз, пригласив нас осмотреть его изнутри. Вот вам и китайцы. Эх, Русь! Эх, РЖД! Далеко нам до цивилизованного общества. А за державу обидно.

А теперь смотрим снимки.



Благовещенск. Речной вокзал.



Паромный причал в Благовещенске.



Благовещенский речной порт.



Вид с Амура на Благовещенск.



На пароме.



Катер береговой охраны в Амуре у берегов Благовещенска.



Идем по Амуру.



Причал в Хэйхэ.



Уже в Китае. Шагаем с парома на таможню и паспортный контроль.



Хэйхэ. На улицах города.



Здесь торгуют везде.



Велосипеды - весьма популярный транспорт.



Продавец кукурузы.



Китайский дворик.



На площади у магазина. Обратите внимание на вывеску: "Дом торговли" написано в одно слово.



Уличное движение.



Впервые в жизни в "настоящей" загранице.





На площади у вокзала.



Вокзал в Хэйхэ.



Товарный поезд в Китае.



Депо.



Местные тепловозы.





В кабине тепловоза. Машинист у них сидит слева, помощник справа. В России - наоборот.





Вагоны пассажирского поезда Хэйхэ-Харбин.



Локомотив и пассажирские вагоны на территории депо.



Двухэтажный сидячий вагон в составе поезда Хэйхэ - Харбин.



У вагона.



Окраина Хэйхе (недалеко от депо).



Горное озеро - одна из немногих местных достопримечательностей.



Российский паром "Амур" повезет нас домой.



У китайцев - свой паром.



В водах Амура.



Подходим к Благовещенску. Встречный теплоход "Амур" - такой же, как наш паром.

Справочная информация:
В Благовещенске от аэропорта в город курсирует автобус 8 маршрута (от здания аэропортра пройти чуть вперед, до перекрестка, и там налево). Автобус проходит мимо автовокзала. Если нужен вокзал железнодорожный - придется сделать одну пересадку в городе. До набережной реки Амур и таможни (речного вокзала), через авто- и ж-д вокзал, проходит маршрутное такси 30-Т. Маршрутки в Благовещенске дешевые, по-сравнению с Москвой, поэтому там спокойно в них можно ездить. Но при посадке у ж-д вокзала надо спрашивать куда она идет, ибо к вокзалу, не являющемуся конечной, заезжают и при следовании в сторону таможни, и обратно.
С автовокзала отправляются маршрутки и автобусы в Белогорск и город Свободный. Движение до Белогорска довольно частое. С ж-д вокзала - пригородный поезд в Белогорск и пассажирский в Хабаровск. (В Белогорске автобусный и железнодорожный вокзалы тоже находятся в стороне друг от друга, соединяет их маршрут городского автобуса, ехать несколько остановок.)
Для того, чтобы посетить за 1 день Китай, рекомендуется приезжать на речной вокзал рано утром. Дальше в кассе покупается билет на паром (туда и обратно сразу!), после чего в этом же здании (но через другой вход) проити таможню и взойти на паром. Рубли на юани лучше менять заранее банке Благовещенска. Один юань летом 2009 года стоил примерно 4,7 рублей. Обязательно нужно узнать на речном вокзале время отбытия паромов обратно из Хэйхэ с учетом разницы во времени между Китаем и нашим Благовещенском. Многие китайцы из Хэйхэ немного понимают по русски. Таксисты в том числе. При желании, такси там можно воспользоваться, благо - тариф в любое место по городу составляет 10 юаней (по-нашему 40 с небольшим рублей). Распознаются они по зеленому цвету и синим номерным знакам. А вот подходит ли общественный транспорт к паромному терминалу - я даже не знаю.

Для размещения снимков использован хостинг IMGSRC.RU

железная дорога, авиация, Благовещенск, Китай, путешествия

Previous post Next post
Up