Стокгольм пешеходный. Туннель "Brunkenbergstunneln".

Jan 18, 2024 23:14

Районы Norrmalm и Östermalm - некогда северные предместья Стокгольма - сегодня единственные в Центральном Стокгольме, основная часть которых расположилась не на островах, а на одном большом полуострове в материковой части к северу от исторического центра. Около полугода назад 1 июля ушедшего 2023 г. для удобства районы объединили, образовав один внутреннегородской центральный район Norra в северной части Центрального Стокгольма. От самой кромки воды район с юга на север пересекает хребет Brunkenbergsåsen, разделявший Norrmalm и Östermalm, тянущийся вдоль центральной улицы Birger Jarlsgatan, по которой ещё недавно проходила административная граница районов. Хребет доставлял немало неудобств для жителей Стокгольма ещё с момента появления северных предместий в 1640 г., а по мере их расширения в северном направлении, куда уходил хребет - всё больше и больше. Впервые идея прорыть через хребет туннель была упомянута в "Генеральном плане развития Стокгольма 1863 г.", затем обсуждалась на городском совете в 1877 г., а в 1884 г. было начато строительство. Сегодня тоннель с пешеходной и велосипедной дорожками, построенный в 1886 г., проходя через толщу хребта, связывает главные центральные улицы района Sveavägen и Birger Jarlsgatan, расположенные по разные стороны от него.




1. Однако идея прорыть в толще земли туннель, обсуждаемая на городском совете в 1877 г., не понравилась городским властям, поскольку как само его строительство, так и дальнейшее наблюдение за его безопасностью и освещение тоннеля были весьма дорогостоящими, а сам проект - довольно новаторским для того времени. Архитектором и инженером, убедившим город начать строительство туннеля, стал Кнут Линдмарк (Knut Lindmark), известный по строительству не менее уникального для того времени "лифта Катарины" (Katarinahissen), предложивший сделать тоннель платным.


2. Строительство туннеля началось в 1884 г., однако оказалось гораздо сложнее, чем предполагалось, поскольку западная часть хребта состояла из довольно рыхлого песка с высоким содержанием воды. Проблему удалось решить с помощью арендованной в Англии морозильной установки, разработанной для заморозки баранины, с помощью которой удалось понизить температуру грунта до -20 градусов, после чего стало возможным пробить тоннель в замороженной горной породе без риска обрушения. Иллюстрация строительства туннеля и чертёж, 1886 г.


3. В целях окупаемости затрат на строительство и поддержание туннеля в хорошем состоянии пошлина за проход по тоннелю была сильно завышена, что повлекло за собой банкротство акционерной компании Линдмарка - люди, не желая платить за проход по туннелю большую пошлину, обходили хребет, делая большой крюк вдоль кромки воды, или пересекали гребень, поднимаясь на него. В результате город выкупил тоннель, сделав его бесплатным и обновляя каждые несколько десятилетий. Последняя реконструкция, в результате которой туннель обрёл нынешний вид, завершилась в 1997 г.


4. Длина туннеля составляет 231 метр, высота - 3,9 метра, а ширина - 4 метра, что вполне позволяло провоз по тоннелю тележки, запряжённой лошадьми. Самая глубокая точка в туннеле находится на глубине около 20 метров под поверхностью хребта. Сегодня тоннель активно используется и в дневное время по нему движется непрерывный поток пешеходов и велосипедистов, из-за чего сфотографировать его пустым оказалось не так просто.


5. Западный вход в туннель и лестничный подъём на гребень хребта Brunkenbergsåsen.


6. Кадр в декорациях фильма А. Тарковского "Жертвоприношение". Источник: https://pastvu.com


7. Рабочий момент съёмок. В кадре оператор Свен Нурквист, режисёр Андрей Тарковский и ассистент режисёра Лейла Александр, 1986 г.


Благодарю за внимание!

lindmark, brunkenbergstunneln, туннель, история, фото, фоторепортаж, впечатления, обзор, экскурсия, norrmalm, nikon, Центральный район, Швеция, Brunkenbergsåsen, фотообзор, knut lindmark, город, nikon coolpix s4150, Стокгольм, подземелья, Линдмарк, район, фотоэкскурсия, тоннель, Кнут Линдмарк, Норрмальм

Previous post Next post
Up