Районы Norrmalm и Östermalm - некогда северные предместья Стокгольма - сегодня единственные в Центральном Стокгольме, основная часть которых расположилась не на островах, а на одном большом полуострове в материковой части к северу от исторического центра. Около полугода назад 1 июля ушедшего 2023 г. для удобства районы объединили, образовав один внутреннегородской центральный район Norra в северной части Центрального Стокгольма. От самой кромки воды район с юга на север пересекает хребет Brunkenbergsåsen, разделявший Norrmalm и Östermalm, тянущийся вдоль центральной улицы Birger Jarlsgatan, по которой ещё недавно проходила административная граница районов. Хребет доставлял немало неудобств для жителей Стокгольма ещё с момента появления северных предместий в 1640 г., а по мере их расширения в северном направлении, куда уходил хребет - всё больше и больше. Впервые идея прорыть через хребет туннель была упомянута в "Генеральном плане развития Стокгольма 1863 г.", затем обсуждалась на городском совете в 1877 г., а в 1884 г. было начато строительство. Сегодня тоннель с пешеходной и велосипедной дорожками, построенный в 1886 г., проходя через толщу хребта, связывает главные центральные улицы района Sveavägen и Birger Jarlsgatan, расположенные по разные стороны от него.
1. Однако идея прорыть в толще земли туннель, обсуждаемая на городском совете в 1877 г., не понравилась городским властям, поскольку как само его строительство, так и дальнейшее наблюдение за его безопасностью и освещение тоннеля были весьма дорогостоящими, а сам проект - довольно новаторским для того времени. Архитектором и инженером, убедившим город начать строительство туннеля, стал Кнут Линдмарк (Knut Lindmark), известный по строительству не менее уникального для того времени "лифта Катарины" (Katarinahissen), предложивший сделать тоннель платным.
2. Строительство туннеля началось в 1884 г., однако оказалось гораздо сложнее, чем предполагалось, поскольку западная часть хребта состояла из довольно рыхлого песка с высоким содержанием воды. Проблему удалось решить с помощью арендованной в Англии морозильной установки, разработанной для заморозки баранины, с помощью которой удалось понизить температуру грунта до -20 градусов, после чего стало возможным пробить тоннель в замороженной горной породе без риска обрушения. Иллюстрация строительства туннеля и чертёж, 1886 г.
3. В целях окупаемости затрат на строительство и поддержание туннеля в хорошем состоянии пошлина за проход по тоннелю была сильно завышена, что повлекло за собой банкротство акционерной компании Линдмарка - люди, не желая платить за проход по туннелю большую пошлину, обходили хребет, делая большой крюк вдоль кромки воды, или пересекали гребень, поднимаясь на него. В результате город выкупил тоннель, сделав его бесплатным и обновляя каждые несколько десятилетий. Последняя реконструкция, в результате которой туннель обрёл нынешний вид, завершилась в 1997 г.
4. Длина туннеля составляет 231 метр, высота - 3,9 метра, а ширина - 4 метра, что вполне позволяло провоз по тоннелю тележки, запряжённой лошадьми. Самая глубокая точка в туннеле находится на глубине около 20 метров под поверхностью хребта. Сегодня тоннель активно используется и в дневное время по нему движется непрерывный поток пешеходов и велосипедистов, из-за чего сфотографировать его пустым оказалось не так просто.
5. Западный вход в туннель и лестничный подъём на гребень хребта Brunkenbergsåsen.
6. Кадр в декорациях фильма А. Тарковского "Жертвоприношение". Источник:
https://pastvu.com 7. Рабочий момент съёмок. В кадре оператор Свен Нурквист, режисёр Андрей Тарковский и ассистент режисёра Лейла Александр, 1986 г.
Благодарю за внимание!