Компания Stadler специализируется на выпуске подвижного состава уже на протяжении 80 лет, а продукция компании пользуется успешным спросом уже более, чем в 20 странах мира, имея девять дочерних компаний в некоторых из них. В число стран, эксплуатирующих продукцию Stadler, входит также и Швеция, но в отличии от ряда стран, разместивших на своей территории заводы по производству подвижного состава компании, Швеция не производит сборку подвижного состава, а лишь его обслуживание с помощью одной из своих дочерних компаний Stadler Service Sverige, находящейся в полной собственности глобальной группы Stadler. Вся швейцарская продукция, эксплуатируемая на железных дорогах Швеции, сегодня принадлежит частным компаниям, организующим перевозки по железной дороге, из которых мне на сегодняшний день известны три, каждая из которых эксплуатирует подвижной состав разных типов.
1. Stadler FLIRT. Представляет собой небольшую партию из 6 пятивагонных составов, эксплуатируемых частной компанией MTR Express (MTRX), организующей пассажирские перевозки по железной дороге между Стокгольмом и Гётеборгом. Обозначение FLIRT является немецкой аббревиатурой, образованной от Flinker Leichter Innovativer Regional-Triebzug - быстрый лёгкий инновационный региональный поезд. В расшифровке аббревиатуры существует также английский вариант - Fast Light Innovate Regional Train, смысл содержания которого не меняется.
2. Составы, построенные для частной компании, являются аналогом серии BM74, строившейся для железных дорог Норвегии, благодаря которой получили шведскую серию X74, унаследовав от норвежской серии цифровую часть обозначения. Модификация, строившаяся для железных дорог Норвегии и Швеции, представляет промежуточный вариант между первым поколением Stadler FLIRT и следующим поколением Stadler FLIRT-3, существенными отличиями которого является наличие моторной тележки в середине состава и конструкционная скорость 200 км/ч.
3. На железные дороги Норвегии составы поставлялись в двух модификациях - BM74 и BM75. Базовым вариантом для шведской компании стала модификация BM74, расчитанная на более дальние поездки в более комфортных условиях. Фото для сравнения: состав Stadler FLIRT BM74-31, эксплуатирующийся на железных дорогах Норвегии.
4. Модификация BM75 расчитана на более короткие поездки и близкие дистанции, хотя внешние отличия от серии BM74 минимальны и заключаются лишь в большем количестве выходов, отсутствии пассажирского салона первого класса и различающейся планировке сидячих мест. Серия не имеет подобного аналога на железных дорогах Швеции.
5. Среднее время в пути между Стокгольмом и Гётеборгом на составе серии X74 компании MTR Express составляет 3 часа 20 минут. По сравнению со скоростными составами X2000, краткий обзор по которым я сделал буквально на днях, менее месяца назад, FLIRT'ы теряют около 8% скорости за счёт прохождения кривых участков, которые X2000 проходит гораздо быстрее. Для сравнения: среднее время в пути между этими городами скоростного поезда X2000 составляет 3 часа 1 минуту, время в пути на этом участке регионального поезда - 4 часа 46 минут.
6. Stadler KISS. Семейство двухэтажных электропоездов, известное на ранних этапах развития как Stadler DOSTO и унаследовавшее этот бренд в Швеции исключительно по эстетическим соображениям (поскольку слово "kiss" в переводе со шведского означает "моча"). Аббревиатура KISS расшифровывается как "Komfortabler Innovativer Spurtstarker S-Bahn-Zug", что для меня в переводе с немецкого звучит немного коряво - комфортабельная инновационная передвигающаяся рывками (?) электричка. Ну а DOSTO образовано от немецкого "doppelstock", что означает "двухэтажный".
7. На железных дорогах Швеции составы получили не типичную для Швеции серию ER1, причины чего мне до сих пор не понятны (если кто знает, растолкуйте?). Стандартная длина составов для Stadler KISS составляет 4 или 6 вагонов. Как правило шестивагонный состав состоит из двух головных, двух промежуточных моторных и двух прицепных вагонов, а четырёхвагонный состав формируется только из двух головных и двух моторных вагонов, у одного из которых лишь одна движущая тележка. Составы ER1, построенные для Швеции, имеют стандартную длину 4 вагона.
8. На сегодняшний день весь подвижной состав в количестве 53 четырёхвагонных составов принадлежит частной шведской компании Mälardalstrafik, организующей железнодорожное сообщение по густонаселённой территории вокруг озера Меларен, связывающее Стокгольм с городами Уппсала, Вестерос, Эребру, Норрчёпинг, Халльсберг и др. Ниже приведена схема железнодорожного пассажирского сообщения этой территории.
9. В заключении хотелось бы упомянуть подвижном составе компании Stadler, изготовленном по индивидуальному заказу на узкую колею шириной 891 мм. Около двух месяцев назад 31 октября ушедшего года началась эксплуатация новых составов с пассажирами на узкоколейной железной дороге Roslagsbanan города Стокгольм. Составы получили шведскую серию X15p, каждый состав сформирован из трёх вагонов на 12 осях, из которых 8 осей являются движущими. Однако подвижной состав для колеи, имеющей такую ширину, на мой взгляд вполне заслуживает отдельного обзора.
Благодарю за внимание!