Стокгольм. Ретроспектива мостов Lidingö.

Apr 02, 2023 15:46

Эта запись возможно станет небольшим дополнением к моему недавно опубликованному всего парой недель назад обзору транспортного пересадочного узла "Ropsten" - крайней точке Стокгольма с северо-западной стороны на одноимённом мысе у пролива "Lilla Värtan", и будет посвящена мостам, связавшим эту точку города с островом Lidingö, расположенном в пригороде. За последние 220 лет в период 1803 - 2023 гг. остров успели связать с городом как минимум шесть мостов, многие из которых сменяли друг друга, словно по цепочке преемственности передавая свою функцию "из поколения в поколение". Нынешний год в каком-то смысле является юбилейным - ровно 220 лет назад между островом и городом появилвсь альтернатива лодочной и паромной переправе, которая до появления здесь первого моста являлась единственным видом связи между городом и островом. Сегодня эта связь состоит из трёх мостов, один из которых в скором времени собираются разобрать.




1. Первый мост, связавший остров Lidingö со Стокгольмом, официально назывался "Lidingö bro" и появился в 1803 г. Мост имел длину около 800 метров, что почти на 50 метров длиннее, чем наименьшее расстояние между городом и островом, и ширину около 7 метров, а находился немного к северу от своего нынешнего расположения и связывал остров с районом Norra Djurgården округа Östermalm. Место для расположения моста в первую очередь было выбрано с учётом наименьшей глубины, а не кратчайшего расстояния между островом и "большой землёй".


2. Первый мост был наплавным и имел откидную створку для прохода через пролив парусных судов. Два раза мост серьёзно пострадал из-за штормов в ноябре 1811 г. и в апреле 1858 г., после чего к 1884 г. было принято решение его разобрать, построив в качестве замены ему другой, более надёжный, расположенный к югу от старого уже на нынешнем месте. Изображение первого моста "Lidingö bro" увековечил шведский архитектор Otto August Mankell в своей иллюстрации в 1871 г.


3. Второй мост, возведённый в 1884 г. в качестве замены старому уже на нынешнем месте, имел длину 750 метров, ширину около 9 метров и был значительно более надёжным, т. к. стоял на двух ярусах круглых брёвен, обшитих прочными досками. Поскольку мост также был плавучим, его надёжность в штормовую погоду обеспечивали якорные стоянки через каждые 24 метра. Для прохода судов мост был снабжён двумя открывающимися створками с ручным управлением, расположенными на каждом конце моста.


4. К началу 1900-х годов пропускная способность второго моста достигла своего предела и компания Lidingö Trafik, основанная в 1905 г. и ответственная за сообщение между островом и городом, подала заявку на строительство нового моста, способного выдержать более интенсивное движение. Предложение по строительству нового моста так и не было реализовано, а деревянный мост в 1913 г. был заменён временным понтонным мостом шириной 9 метров. Единственное фото с изображением этого моста, которое мне удалось найти, сделано на открытии уже следующего моста в 1925 г.


5. Одновременно с началом работы понтонного моста начались подготовительные работы по возведению следующего четвёртого по счёту моста, способного обслуживать трамвайное движение между городом и островом. Мост представлял собой конструкцию из клёпаных пластин длиной 750 метров и шириной чуть более 9 метров, а со стороны мыса Рупстен имел пролёт 140 метров и разводную секцию длиной 20 метров. Работа по возведению моста началась в 1917 г., а срок строительства составил 7,5 лет.


6. Сборка и монтаж арки моста, 1923 - 1924 гг.


7. Четвёртый по счёту мост был открыт в 1925 г. и является первым из мостов между островом и городом, который сохранился до наших дней. Сегодня мост носит название "Gamla Lidingöbron", что означает "Старый мост Лидинге", и приближается к почтенному возрасту 100 лет, однако доживёт ли он до своей круглой юбилейной даты пока не известно.


8. Начиная с 1973 г. мост обслуживает только трамвайное и пешеходно-велосипедное движение, а весь автомобильный транспорт переведён на новый мост "Nya Lidingöbron", построенный в 1971 г. В результате реконструкции, проведённой в 80-х годах, в ходе которой был разобран один из трамвайных путей, на мосту появилась велосипедная и пешеходная дорожки, ранее до 1952 г. пристроенные к мосту сбоку. Разводной пролёт моста, использовавшийся для прохода прогулочных судов, сегодня закрыт навсегда, поскольку существует риск застревания его в открытом положении.


9. Вид в сторону острова Lidingö. Сегодня состояние старого моста оставляет желать лучшего и в 2012 г. было принято решение заменить его новым мостом "Lilla Lidingöbron", строительство которого было завершено к концу ушедшего 2022 г. В текущем 2023 г. планируется перевести на него трамвайное движение, а старый мост, отслуживший верой и правдой жителям и гостям острова почти 98 лет, планируют закрыть и разобрать.


10. По мере приближения к станции "Torsvik" старый мост поворачивает под новый автомобильный мост и здесь же начинается двухпутный участок. Пути используются трамвайным маршрутом № 21, действующим с момента открытия движения по мосту в 1925 г. и связывавшим остров с центральной частью города до закрытия городской трамвайной сети в 1967 г., но впоследствии сокращённым до "временного" конечного пункта у станции метро "Ropsten". Ранее пути использовались также трамвайным маршрутом № 20, который после открытия моста "Nya Lidingöbron" в 1971 г. был заменён автобусами.


11. В результате учеличения интенсивности движения в 50-е мост перестал справляться с нагрузкой и заговорили о последующей замене старого моста более новым. По первоначальным планам развития Стокгольма в 1960-х годах новый мост должен был состоять из двух расположенных параллельно автодорожных мостов, размещённых по обе стороны от старого моста. Каждый из двух мостов должен был стать односторонним и включать по четыре полосы движения в каждом направлении, а к северу от них должен был протянуться метромост для продления на остров второй линии метро.


12. Фрамгемнт схемы развития метро Стокгольма 1965 г., изображающий проектируемый на то время участок второй линии метро от станции "Ropsten" до перспективной станции "Lidingö centrum", пересекающий пролив "Lilla Värtan" по метромосту. Красной линией изображено шоссе, которое согласно проекту должно было проходить через острова Lidingö и Storholmen, связывая Стокгольм с районом Bogesund в Руслагене неподалёку от Ваксхольма.


13. Нынешний мост "Nya Lidingöbron", возведённый в 1971 г., является лишь частью этого проекта и представляет собой южный из двух запланированных к постройке автомобильных мостов. Мост имеет ширину 24,2 метра и является двусторонним шестиполосным с тремя полосами в каждом направлении. Две полосы были добавлены за счёт упразднения запланированной на мосту пешеходно-велосипедной дорожки шириной 6,2 метра. Движение пешеходов и велосипедистов было перенесено на старый мост, а автомобильную магистраль через остров так и не построили.


14. Ещё одно наследие этого проекта - станция метро "Ropsten", выведенная из под земли на эстакаду высотой около 15 метров. Согласно старым планам, актуальным на 60-е, метромост через пролив должен был стать продолжением этой эстакады и, преодолев водную преграду, досгинуть острова, но сбыться этим планам, видимо, было не суждено.


15. В итоге эстакада так и заканчивается на этом месте, а пути метро упираются в тупиковую призму и массивный бетонный упор за ней. Чтобы попасть на остров, люди спускаются с платформы через северный вестибюль, где пересаживаются на трамвай, попадающий на остров по старому мосту "Gamla Lidingöbron".


16. Старый и новый мосты - "Gamla Lidingöbron" и "Nya Lidingöbron".


17. Трамвай на старом мосту.


18. Движение автобусов - по новому мосту. Движение трамвая - по старому.


19. Развязка трамвайной линии с автомагистралью.


20. Ещё трамвай.


21. По причине неудовлетворительного состояния старого моста "Gamla Lidingöbron" трамвайное движение планируется перенести на новый малый мост "Lilla Lidingöbron", построенный к концу ушедшего 2022 г. для замены старого моста к северу от него. Ширина нового моста едва превышает 16 метров, из которых 8 метров отведены под трамваынйе пути, а оставшаяся часть будет предназначена для пешеходов и велосипедистов. Открытие трамвайного движения по только что построенному малому мосту планируется на текущий 2023 г., после чего старый мост скорее всего будет разобран.


22. Прощальный вид с моста "Lilla Lidingöbron" (Малый мост Лидинге, 2022 г.) на "ламповую" арку моста "Gamla Lidingöbron" (Старый мост Лидинге, 1925 г.), которого скоро не станет, и возвышающийся за ней мост "Nya Lidingöbron" (Новый мост Лидинге, 1971 г.), который по виду особо не примечателен, но в отличии от старого моста скорее всего ещё долго простоит. Как видно по фото, на малом мосту "Lilla Lidingöbron" сегодня идёт работа по укладке трамвайных путей.


Благодарю за внимание!

мосты, фото, экскурсия, ретроспектива, Центральный район, рельсовый транспорт, stockholms lokaltrafik, 1435 мм, схема, метромост, Стокгольмский архипелаг, Östermalm, Lilla Värtan, nikon coolpix s4150, Балтийское море, Стокгольм, путевое развитие, Балтика, t-bana, обзор, tunnelbana, берег, фотообзор, разводные мосты, город, фотоэкскурсия, мост, Lidingöbanan, вода, история, фоторепортаж, общественный транснпорт, sony dsc-wx350, Швеция, ropsten, пригород, Gamla Lidingöbron, Lidingö, станция, Norra Djurgården, Nya Lidingöbron, эстакада, ретро, метро, пути, nikon d90, Стокгольмские шхеры, море, переправа, рельсы, впечатления, nikon, схемы, метрополитен, транспорт, Lidingöbron, Lidingö bro, Скандинавия, трамвай, Lilla Lidingöbron, sl, sony, район, Södermalm, проекты

Previous post Next post
Up