Аэропорт города Вильнюс, первый терминал которого построен в 1954 г. в духе сталинского ампира, является самым красивым столичным аэропортом Прибалтики, но помимо этого он имеет ещё и самую быструю и удобную в прибалтийских странах железнодорожную связь с пассажирским вокзалом города. Поездка между вокзалом и аэропортом Вильнюса по железной дороге с момента начала движения до настоящего времени занимала от 4 до 7 минут, что является преимуществом по сравнению с поездкой на автобусе, занимающей не менее 18 минут. Кроме минимального времени в пути, вильнюсский "аэроэкспресс" успел порадовать пассажиров также и адекватными интервалами движения - более 10 лет назад интервалы были в среднем около 20 минут, что позволяло совершать пассажирские рейсы между аэропортом и вокзалом три раза в час. Позже количество рейсов было сокращено до одной пары в час, а с наступлением ограничений, связанных с "ковидомаразмом" оно было ограничено всего до нескольких пар рейсов в день в зависимости от дня недели. Но самое странное, что даже после снятия ограничений на международные перелёты частота рейсов "литовского аэроэкспресса" так и не увеличилась, что превратило самый удобный в Прибалтике симбиоз железнодорожного и воздушного сообщения в ад и основной пассажиропоток был вынужден пересаживаться на менее выгодное автобусное сообщение, что ещё и увеличило время в пути. Однако не смотря на неадекватно составленное сегодня расписание "вильнюсский аэроэкспресс" пока продолжает курсировать.
1. Рейсы между вокзалом и аэропортом Вильнюса выполняются польской дизельной пассажирской автомотрисой PESA, которые можно встретить в пригородном сообщении на железных дорогах Литвы повсеместно. Автомотриса (рельсовый автобус) 620M-016, следованием в аэропорт, поджидает нас на 4 пути у платформы № 2, хотя обычно они уходят с 7 пути у платформы № 4.
2. Международный аэропорт "Вильнюс" находится в центральной части города примерно в 4 км от пассажирского вокзала и самый короткий путь к нему проходит по однопутной железной дороге, связывающей Вильнюс с белорусским городом Лида. Весь путь от пассажирского железнодорожного вокзала до аэропорта длиться от 4 до 7 минут в зависимости от расписания. Билет для разового проезда стоит 90 евроцентов (0,90 евро), из-за чего этот способ добраться до аэропорта является ещё и самым дешёвым на сегодняшний день.
3. Станция в аэропорту "Вильнюс" была построена в 2008 году на однопутной железной дороге, связавшей Вильнюс и Лиду, и представляет собой короткую платформу на этом участке пути, оборудованную лифтом и пешеходной дорожкой с крытой галереей, ведущей к терминалу и освещаемой в тёмное время суток. Платформа является конечной точкой для рельсовых автобусов, курсирующих по этому маршруту, которые после непродолжительной стоянки отправляются обратно к пассажирскому вокзалу Вильнюса.
4. PESA 620M-018 у пассажирской платформы "Аэропорт" (лит. "Oro uostas").
5. Табличка "Остановка первого вагона" и выходной светофор с разрешающим показанием на первом и единственном здесь пути.
6. Платформа и вокзал, оборудованный лифтом.
7. Здесь же, при выходе из лифта можно взять тачку для багажа и ручной клади.
8. К поездам...
9. Мы же направимся к самолётам...
10. Международный аэропорт "Вильнюс".
11. Первое здание аэропорта, сохранившееся до настоящего времени, было построено в 1954 г. и является ярким представителем зданий сталинского ампира советской архитектуры 50-х годов прошлого века. Главный фасад украшен семью нишами, в которых расположены скульптуры советских солдат, рабочих и авиаторов. Ещё недавно здание также украшала огромная надпись "аэропорт" на литовском и английском языках, сделанная объёмными рельефными буквами.
12. Сегодня на месте надписей "аэропорт" на двух языках скромно красуется название аэропорта "Vilnius".
13. Интерьер здания украшен рельефными колоннами и лепниной. Говорят, что до первой половины 90-х годов здесь также присутсвовал серп и молот как типичный декор советских общественных зданий постройки этого периода. Здание аэропорта "Вильнюс" является на сегодняшний день самым красивым столичным аэропортом Прибалтики, включено в Реестр культурного наследия Литвы и охраняется государством как объект регионального значения. В настоящее время в здании находится терминал прибытия.
14.
15.
16. Поскольку старое здание с трудом справлялось с возрастающим пассажиропотоком, в 1993 г. открылось новое здание, в котором расположился терминал отправления. После вступления Литвы в Шенгенскую зону чтобы аэропорт соответствовал всем требованиям и правилам Шенгенского соглашения потребовалось построить третье здание, открытие которого состоялось в 2007 г. Проход в третье здание возможен только после прохождения паспортного и таможенного контроля. Вид на терминал отправления в новом здании аэропорта.
17. Вид на обратную сторону старого здания аэропорта из нового здания, пристроенного к старому.
18. Вильнюсский аэропорт с пассажирским железнодорожным вокзалом связывают также автобусные маршруты № 1 и 2, которые следуют немного различными дорогами. Время поездки на автобусе между аэропортом и вокзалом занимает не менее 18 минут, что существенно больше, чем по железной дороге. Оба маршрута также делают остановку у гипермаркета IKEA и являются едитственными автобусными маршрутами, на которых сегодня можно добраться до IKEA в Вильнюсе.
19. На выделенной полосе у терминала прибытия - такси, рекомендуемое Вильнюсским аэропортом. Средняя стоимость поездки на этом такси до железнодорожного вокзала - 10 евро (для сравнения: автобус - 1 евро, поезд - 0,90 евро). Среднее время поездки - от 10 до 15 минут в зависимости от пробок (для сравнения: автобус - от 18 минут, поезд - от 4 до 7 минут). По всем критериям железнодорожное сообщение между аэропортом и вокзалом остаётся самым выгодным, если не брать во внимание неадекватно составленное после ковида расписание.
20.
Благодарю за внимание!