Орша - небольшой город в Витебской области республики Беларусь с одним из крупнейших в стране железнодорожным узлом, через который проходит два важных железнодорожных транспортных коридора, связывающих восток с западом и север с югом. Железнодорожный вокзал в городе обязан своим появлением Московско-Брестской железной дороге, движение по которой было открыто в 1871 году. Спустя более 30 лет к концу 1902 года через станцию прошла вторая железнодорожная магистраль, связавшая столицу Российской империи Санкт-Петербург с промышленным югом страны, что впоследствии привело к весьма необычной схеме путевого развития станции - появились северная и южная стороны с зеркально отражающей и независимой друг от друга нумерацией путей и пассажирских платформ, каждая из которых обслуживает своё направление. Две стороны одной станции, обслуживающие каждая своё направление, разделяет здание вокзала, находящееся как бы на островке между железнодорожных путей. Если внимательно посмотреть на фото, то видно невооружённым глазом, что северную сторону, обслуживающую пути, связавшие Москву с Минском и Брестом, сверху опутывает густая паутина контактной сети, в то время как южная сторона, обслуживающая в основном автономный дизельный подвижной состав, курсирующий между Витебском и Жлобином, довольствуется проводами лишь над тремя ближайшими к зданию вокзала путями. Такое необычное разделение на электрифицированный и дизельный парки как раз и навеяло написать о станции.
1. Северная сторона станции, через которую сейчас проходят поезда, курсирующие с востока на запад и обратно, появилась в 1871 г. одновременно с открытием Московско-Брестской железной дороги. Вокзал станции того времени представлял собой деревянное двухэтажное здание с резными окнами и крышей и всего лишь одним выходом, ведущим на пассажирскую платформу тогда ещё единственной северной стороны вокзала.
2. Более, чем через 30 лет к 1902 г. с противоположной стороны вокзала появится южная сторона, через которую начнут ходить поезда, связывающие север и юг. Здание вокзала впоследствии станет бетонным, а с западной и восточной сторон будет иметь по две башни с высокими узкими окнами, напоминающими бойницы, из-за чего будет иметь сходство с замком.
3. В годы Второй Мировой войны вокзалу сильно досталось от впервые применённого здесь реактивного оружия БМ-13, более известного как "Катюша", которое было применено при уничтожении транспортного узла с целью предотвращения наступления противника. Вокзал был сильно разрушен и в 1944 г. началось его постепенное восстановление, в результате которого здание обрело новые черты, отличающие его от прежнего. На фото июль 1942 г.
4. В результате очередной реконструкции, прошедшей в 50-х годах прошлого века, с западного и восточного торцов здания появилось ещё по одному дополнительному этажу, из-за чего вокзал приобрёл совсем иной вид.
5. Конец 70-х годов прошлого века. Вокзал накануне очередной реконструкции перед Олимпиадой-80.
6. В результате последней серьёзной реконструкции, завершённой к 2004 г., здание вокзала обрело нынешний вид. Реконструкция коснулась также привокзальной площади и пассажирских платформ.
7. Западный торец здания вокзала.
8. Здание украшено массивными колоннами и лепниной.
9.
10. Со стороны западного фасада здания вокзала установлен фонтан, появившийся здесь то ли в рамках очередной реконструкции, то ли к одному из ежегодных белорусских сельскохозяйственных фестивалей (если кто знает, уточните в комментариях).
11. По обеим сторонам от здания вокзала находятся пассажирские платформы и пути северной и южной сторон, имеющие зеркальную нумерацию, начинающуюся от здания вокзала. Непосредственно к зданию вокзала с каждой стороны примыкают обе платформы № 1 северной и южной сторон, каждая из которых обслуживает путь № 1 соответствующей стороны. Платформы № 2 обеих сторон обслуживают пути № 2 и 3 соответствующей стороны, располагаясь между ними.
12. Не смотря на то, что путевое развитие станции позволяет принимать поезда всех направлений на путь любой из сторон, покрытая паутиной контактной сети северная сторона словно по традиции обслуживает западное и восточное направления, а южная - неэлектрифицированные северное и южное направления. На 2 и 3 путях северной стороны электропоезда региональных линий (или просто пригородные электрички) на Минск.
13. Не смотря на то, что три ближайшие к зданию вокзала пути южной стороны также электрифицированы, эта сторона вокзала в основном используются дизельной тягой. На путях 1 и 2 дизельные поезда региональных линий ДРБ1м-15 и ДДБ1-010 на Кричев и Витебск соответственно.
14. Дизельный поезд региональных линий ДРБ1-04 на Могилёв. Идея создания пригородных дизельных поездов этой серии была в использовании не моторвагонной, а локомотивной тяги с помощью секций тепловозов 2М62 или 2М62У с прицепными вагонами из отставленных от работы составов дизельных поездов серий ДР1 и ДР1П. Поскольку мощность двух секций была избыточной для пригородных перевозок, в качестве второй головы в составе используется безмоторный прицепной вагон с кабиной управления.
15. Тяговой единицей в этом составе является секция 2М62У-0260, расположенная в противоположном конце состава (извиняюсь за фото в тени, но другого ракурса к сожалению не нашлось). Дизельные поезда такого типа на железных дорогах Белоруссии можно встретить лишь на пригородных маршрутах Могилёва и Орши.
16. Дизельный поезд региональных линий ДРБ1м-15 на Кричев. Кроме четырёх основных направлений на Москву, Минск, Витебск и Могилёв, оршанский железнодорожный узел обслуживает также два тупиковых направления на Кричев и Лепель. Состав ДРБ1м-15 как раз обслуживает одно из этих тупиковых направлений.
17. Тяговой единицей в составе ДРБ1м-15 является секция 2М62У-0316, погрузившаяся в тень. Так уж вышло, что тепловозные секции в дизельных поездах этих двух направлений почему-то оказались развёрнутыми от солнца, из-за чего "не фотогеничными". Или просто солнце светило не в ту сторону.
18. Как ни старался, но с солнцем не поспоришь.
19. Дизельный поезд региональных линий ДДБ1-010 на Витебск. Составы этой серии отличаются от упомянутых выше серий ДРБ1 и ДРБ1м более новыми вагонами, построенными в Демихово специально для эксплуатации в дизельных поездах с локомотивной тягой под секциями 2М62 и 2М62У. В качестве безмоторной головы в составах ДДБ1 используются вагоны с кабиной управления, построенные на знаменитом Рижском вагоностроительном заводе, более полвека выпускавшем моторвагонный подвижной состав для всего бывшего СССР и не только.
20. Тяговая единица в составе ДДБ1-010 - секция 2М62У-0271. Составы серии ДДБ1 из тепловозной секции, демиховских промежуточных вагонов и рижской безмоторной головы на железных дорогах Белоруссии можно встретить только в Витебской области на пригородных маршрутах витебского железнодорожного узла.
21. Дизельный поезд региональных линий ДР1А-319 неизвестного мне направления на 5 пути южной стороны уже с привычной для многих моторвагонной тягой. Подобные ему эксплуатируются на пригородных маршрутах железных дорог Белоруссии повсеместно, куда ещё не успела дотянуться контактная сеть (кроме пригородных маршрутов Могилёва и Витебска).
22. Маневровый ЧМЭ3-3900 с тремя цистернами прошёл по 1 пути южной стороны. В Минске и Барановичах эти машины давно заменили более современные ТМЭ1 и ТМЭ2, построенные в Лиде из новых чешских кузовов и комплектующих оборудования с использованием рам тележек старых ЧМЭ3, однако здесь экзотические на сегодняшний день ЧМЭ3 до сих пор господствуют на маневровой работе.
23. Двухсекционный восьмиосный ВЛ80с-608 с холодным электровозом на 4 пути северной стороны. Почти вся грузовая работа на электрифицированных участках белорусских железных дорог осуществляется с помощью этих машин. Бело-жёлтая двойная "кардиограмма" на бортах - характерный окрас подвижного состава этой серии, принятый на железных дорогах Белоруссии.
24. Ещё один двухсекционный ВЛ80с-549 с "кардиограммой" на бортах проследовал через станцию резервом.
25. Однако кроме ВЛ80с на грузовой работе здесь можно встретить аж целых 12 машин китайской серии HXD2, построенных и адаптированных для железных дорог Белоруссии и получивших здесь серию БКГ1. Двухсекционные восьмиосные машины HXD2 являются в свою очередь китайским аналогом электровозов Alstom Prima 47000, эксплуатирующихся на железных дорогах Франции и Марокко.
26. БКГ1-011 следует по станции резервом. После поступления на Белорусскую железную дорогу машин этой серии, для грузовой работы были заказаны ещё 18 односекционных шестиосных машин серии БКГ2. Двухсекционная восьмиосная китайская серия HXD2 также имеет односекционные шестиосные аналоги HXD2B равной по мощности и HXD2C пониженной мощности.
27. Со стороны восточного торца здания вокзала установлен памятник паровозу П36-0111. Памятник установлен в июне 1984 г. в связи с 40-летием освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков. Правда как послевоенный паровоз, выпуск которого был начат в 1950 г., может быть связан с освобождением республики Беларусь мне пока не совсем понятно.
28. Паровозы этой серии типа 2-4-2, предназначавшиеся для работы с пассажирскими поездами, строились на Коломенском заводе в период 1950 - 1956 гг. под самый конец эпохи паровозов. За характерные цветные полосы вдоль бортов, напоминающие лампасы, за серией закрепилось прозвище "Генерал".
29.
30. После окончания Второй Мировой войны у здания вокзала установили памятник белорусскому партизану герою Советского Союза Константину Заслонову, погибшему в конце 1942 г. Имя К. С. Заслонова носит локомотивное депо станции Орша.
31.
32. Пространство между парками путей северной и южной стороны.
33.
34.
Исторические материалы взяты с сайта
https://pastvu.comБлагодарю за внимание!