Метро 2033: Последнее убежище

Jan 20, 2012 20:33

В декабре ушедшего года в рамках книжной серии "Вселенная метро 2033" вышла 21-ая книга серии - сборник рассказов разных авторов под названием "Последнее убежище". Выход сборника планировали ещё более года назад, но постоянно откладывали и наконец свершилось. В сборник вошли 22 рассказа, среди которых есть как произведения уже известных авторов книжной серии Сергея Антонова, Шимуна Врочека, Андрея Дьякова, Сергея Кузнецова, Сергея Москвина, Андрея Гребенщикова, так и рассказы, написанные начинающими авторами "Вселенной метро 2033", победившими в конкурсе рассказов, проходившем на портале. Среди рассказов попадаются весьма разнообразные, от экшна до мистики. Работы авторов уже вышедших книг серии в своём большинстве написаны по мотивам их более ранних произведений. Рассказы попадаются как интересные, так и не очень, и вряд ли у меня получится описать тут вкратце все 22 рассказа, поэтому решил выделить пять самых запомнившихся, оставивших наиболее яркие впечатления.

Убер и революция (Шимун Врочек)
Рассказ скорее напоминает короткую повесть на 60 страниц, кусок повествования без начала и конца, но тем самым дополняющий роман "Питер", написанный этим же автором в рамках книжной серии. Учитывая стиль автора, в котором написан роман "Питер" и рваное повествование этого романа, этот вырванный неизвестно откуда кусок очень эффектно дополняет и без того оригинальный роман. Как и в романе "Питер", мир в этом рассказе жёсткий, злой и колючий, но это не мешает главным героям быть по-своему эмоциональными людьми. История Ивана (главного героя "Питера") закончилась ещё в романе, из его друзей никто не выжил... кроме одного, хорошо запомнившегося нам всем, самого яркого и колоритного. Да, неизвестно как, но скинхеду Уберу удаётся выжить на поверхности и попасть в руки безумных коммунистов со Звёздной, копающих тоннель до Москвы под названием "Красный путь", используя при этом труд "трудновоспитуемых". Примечательно, что повествование совсем немного соприкосается не только с рваной сюжетной линией "Питера", но и сюжетными линиями книг Андрея Дьякова "К свету" и "Во мрак".

Арси (Василий Пронин)
Рассказ начинающего автора "Вселенной метро 2033" Василия Пронина, но, несмотря на это, вполне может конкурировать с некоторыми произведениями авторов-ветеранов этой книжной серии. На самом деле, как мне кажется, произведение не во всём отвечает требованиям сеттинга, согласно которому действие должно происходить в 2033 году. Несмотря на небольшой размер рассказа, повествование охватывает целую жизнь человека по имени Аристарх Семёнович Петров. Из довольно короткого повествования мы в подробностях узнаём о непростой жизни этого человека до катастрофы, во время неё и после. За свою сложную и огромную жизнь он успел создать счастливую семью, трагически потерять всех своих близких людей, в одиночестве пережить ядерную катастрофу и дать счастливое будущее своей вновь вернувшейся в его жизнь внучке. Рассказ достоин одного из лучших мест в сборнике и удивительно, что он не вошёл в число призёров конкурса рассказов "Вселенной метро 2033".

За порогом рая (Сергей Москвин)
Рассказ от Сергея Москвина, автора романа "Увидеть Солнце" о постъядерном Новосибирске, на мой субьективный взгляд, лучший рассказ сборника. Очень качественно дополняет книгу "Увидеть Солнце" (одну из лучших в серии), слегка соприкасаясь с её сюжетной линией, раскрывает тайну левого берега Оби, куда совершили поход главные герои романа, а также приоткрывает завесу тайны на многие так и не раскрытые в романе вещи. Как выясняется, на левом берегу реки, пустующем и не населённом по мнению героев романа, тоже живут люди, не подозревающие о какой-либо жизни в метро на правом берегу, описанной в романе "Увидеть Солнце". Условия жизни на левом берегу намного лучше, у людей есть всё необходимое для спокойной размеренной жизни, не знающей проблем, но какую цену они должны за это заплатить? Собственно об этом и рассказ...

Новогодняя история (Константин Бенев)
Наверное, самый оригинальный рассказ сборника. Описывает жизнь в метро постъядерного Санкт-Петербурга, оригинален отсутствием в рассказе сталкеров, боевых сцен и приключений. Повествует о подготовке людей к празднованию Нового Года в условиях постъядерного метро, несмотря ни на какие тяготы этой постапокалиптической жизни. Люди может и не вспомнили бы о некогда самом большом в их жизни празднике, если бы девочка по имени Алёнка, проживающая на станции Фрунзенская, просматривая красивые картинки ушедшего в нибытие мира, случайно не нашла новогоднюю открытку...

Слово сталкера (Андрей Дьяков)
Первый рассказ в трилогии Андрея Дьякьва, состоящей из трёх рассказов ("Слово сталкера", "Дело сталкера" и "Кодекс сталкера"), а так же первый в жизни автора рассказ, увидевший большую аудиторию. На одной зоброшенной станции метро, всё население которой погибло в стычке с "ползунами", в служебном помещении продолжает жить единственная выжившая семья. Они так и остались бы на этой станции без еды и воды, отрезанные от остального мира, окружённые опасными мутировавшими тварями с поверхности, если бы не повстречали сталкера, который берётся перевести всю семью по поверхности в большое метро к другим людям. Но поверхность не безопасна, чего может стоить этот переход? Сталкер дал слово, что сделает это и из рассказа мы узнаем - чего может стоить данное им Слово сталкера...

А теперь немного о главном произведении "Последнего убежища"...
Весьма удивило в сборнике, что его "гвоздь" - рассказ Дмитрия Глуховского "Евангелие от Артёма", вопреки ожиданиям, оказался у меня далеко не на первом месте, хотя и по-своему интересным. Своеобразный рассказ-послесловие "Метро 2033" рассказывает нам немного о судьбе главного героя романа, вносит кое-какие коррективы в сюжет книги, приоткрывает нам некоторые тайны в ней. Ну и конечно же, для меня уже стал визитной карточкой Дмитрия Глуховского весьма неожиданный финал в его произведениях и этот раз исключением не является. Правда, на этот раз финал, несмотря на неожиданность, довольно позитивный и дарящий человечеству надежду.

Вселенная метро 2033, постъядер, постапокалиптика, рецензии, рассказы, впечатления, обзор, книги, литература, сборник рассказов, Андрей Дьяков, Константин Бенев, Дмитрий Глуховский, Последнее убежище, Сергей Москвин, боевая фантастика, Шимун Врочек, Метро 2033, Василий Пронин, сборник, фантастика

Previous post Next post
Up