В декабре ушедшего года в рамках книжной серии "Вселенная метро 2033" вышла 21-ая книга серии - сборник рассказов разных авторов под названием "Последнее убежище". Выход сборника планировали ещё более года назад, но постоянно откладывали и наконец свершилось. В сборник вошли 22 рассказа, среди которых есть как произведения уже известных авторов книжной серии Сергея Антонова, Шимуна Врочека, Андрея Дьякова, Сергея Кузнецова, Сергея Москвина, Андрея Гребенщикова, так и рассказы, написанные начинающими авторами "Вселенной метро 2033", победившими в конкурсе рассказов, проходившем на портале. Среди рассказов попадаются весьма разнообразные, от экшна до мистики. Работы авторов уже вышедших книг серии в своём большинстве написаны по мотивам их более ранних произведений. Рассказы попадаются как интересные, так и не очень, и вряд ли у меня получится описать тут вкратце все 22 рассказа, поэтому решил выделить пять самых запомнившихся, оставивших наиболее яркие впечатления.
Убер и революция (Шимун Врочек)
Рассказ скорее напоминает короткую повесть на 60 страниц, кусок повествования без начала и конца, но тем самым дополняющий роман "Питер", написанный этим же автором в рамках книжной серии. Учитывая стиль автора, в котором написан роман "Питер" и рваное повествование этого романа, этот вырванный неизвестно откуда кусок очень эффектно дополняет и без того оригинальный роман. Как и в романе "Питер", мир в этом рассказе жёсткий, злой и колючий, но это не мешает главным героям быть по-своему эмоциональными людьми. История Ивана (главного героя "Питера") закончилась ещё в романе, из его друзей никто не выжил... кроме одного, хорошо запомнившегося нам всем, самого яркого и колоритного. Да, неизвестно как, но скинхеду Уберу удаётся выжить на поверхности и попасть в руки безумных коммунистов со Звёздной, копающих тоннель до Москвы под названием "Красный путь", используя при этом труд "трудновоспитуемых". Примечательно, что повествование совсем немного соприкосается не только с рваной сюжетной линией "Питера", но и сюжетными линиями книг Андрея Дьякова "К свету" и "Во мрак".
Арси (Василий Пронин)
Рассказ начинающего автора "Вселенной метро 2033" Василия Пронина, но, несмотря на это, вполне может конкурировать с некоторыми произведениями авторов-ветеранов этой книжной серии. На самом деле, как мне кажется, произведение не во всём отвечает требованиям сеттинга, согласно которому действие должно происходить в 2033 году. Несмотря на небольшой размер рассказа, повествование охватывает целую жизнь человека по имени Аристарх Семёнович Петров. Из довольно короткого повествования мы в подробностях узнаём о непростой жизни этого человека до катастрофы, во время неё и после. За свою сложную и огромную жизнь он успел создать счастливую семью, трагически потерять всех своих близких людей, в одиночестве пережить ядерную катастрофу и дать счастливое будущее своей вновь вернувшейся в его жизнь внучке. Рассказ достоин одного из лучших мест в сборнике и удивительно, что он не вошёл в число призёров конкурса рассказов "Вселенной метро 2033".
За порогом рая (Сергей Москвин)
Рассказ от Сергея Москвина, автора романа "Увидеть Солнце" о постъядерном Новосибирске, на мой субьективный взгляд, лучший рассказ сборника. Очень качественно дополняет книгу "Увидеть Солнце" (одну из лучших в серии), слегка соприкасаясь с её сюжетной линией, раскрывает тайну левого берега Оби, куда совершили поход главные герои романа, а также приоткрывает завесу тайны на многие так и не раскрытые в романе вещи. Как выясняется, на левом берегу реки, пустующем и не населённом по мнению героев романа, тоже живут люди, не подозревающие о какой-либо жизни в метро на правом берегу, описанной в романе "Увидеть Солнце". Условия жизни на левом берегу намного лучше, у людей есть всё необходимое для спокойной размеренной жизни, не знающей проблем, но какую цену они должны за это заплатить? Собственно об этом и рассказ...
Новогодняя история (Константин Бенев)
Наверное, самый оригинальный рассказ сборника. Описывает жизнь в метро постъядерного Санкт-Петербурга, оригинален отсутствием в рассказе сталкеров, боевых сцен и приключений. Повествует о подготовке людей к празднованию Нового Года в условиях постъядерного метро, несмотря ни на какие тяготы этой постапокалиптической жизни. Люди может и не вспомнили бы о некогда самом большом в их жизни празднике, если бы девочка по имени Алёнка, проживающая на станции Фрунзенская, просматривая красивые картинки ушедшего в нибытие мира, случайно не нашла новогоднюю открытку...
Слово сталкера (Андрей Дьяков)
Первый рассказ в трилогии Андрея Дьякьва, состоящей из трёх рассказов ("Слово сталкера", "Дело сталкера" и "Кодекс сталкера"), а так же первый в жизни автора рассказ, увидевший большую аудиторию. На одной зоброшенной станции метро, всё население которой погибло в стычке с "ползунами", в служебном помещении продолжает жить единственная выжившая семья. Они так и остались бы на этой станции без еды и воды, отрезанные от остального мира, окружённые опасными мутировавшими тварями с поверхности, если бы не повстречали сталкера, который берётся перевести всю семью по поверхности в большое метро к другим людям. Но поверхность не безопасна, чего может стоить этот переход? Сталкер дал слово, что сделает это и из рассказа мы узнаем - чего может стоить данное им Слово сталкера...
А теперь немного о главном произведении "Последнего убежища"...
Весьма удивило в сборнике, что его "гвоздь" - рассказ Дмитрия Глуховского "Евангелие от Артёма", вопреки ожиданиям, оказался у меня далеко не на первом месте, хотя и по-своему интересным. Своеобразный рассказ-послесловие "Метро 2033" рассказывает нам немного о судьбе главного героя романа, вносит кое-какие коррективы в сюжет книги, приоткрывает нам некоторые тайны в ней. Ну и конечно же, для меня уже стал визитной карточкой Дмитрия Глуховского весьма неожиданный финал в его произведениях и этот раз исключением не является. Правда, на этот раз финал, несмотря на неожиданность, довольно позитивный и дарящий человечеству надежду.